Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат
Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.
2. Разработать теоретическую
модель профессиональной
3. Экспериментально обосновать
содержание предложенной
4. Провести сравнительный
анализ содержания
5. Проанализировать особенности
динамики профессиональной
6. Наметить основные пути
использования предложенного
Гипотеза исследования: достижение основной цели личностно-ориентированного процесса музыкального образования - формирование устойчивой профессиональной направленности личности студента будет более эффективным, если:
- профессиональная
- внутренняя структура
профессиональной
- педагогический процесс
будет строиться с ориентацией
на системообразующие
- динамика профессиональной
направленности личности в
Методологическую основу исследования составили:
- субъектно-деятельностная
методология (К.А. Абульханова,
- системно-синергетический
подход к анализу сложных
- гуманистическая парадигма
личностно-ориентированного
Методологически значимыми
в теоретическом анализе
B.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.М. Сеченов); принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов); принцип целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов,
C.Л. Рубинштейн); принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн).
В качестве теоретической
основы исследования выступили основополагающие
идеи отечественных ученых — педагогов
и психологов: о структуре и
системной организации личности
(Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.),
о личности как субъекте деятельности
(К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.),
о структуре мотивационной
A.А. Файзуллаев и др.),
об организации смысловой
В исследовании нашли отражение
представления о
B.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
Исследование опиралось на концептуальные положения и эмпирические данные, представленные в работах по теории и практике профессионализации личности: IO.K. Бабанского, ЛГ. Дикой, ЕЛ Ермолаевой, Е А Климова, КВ. Кузьминой, АК Марковой, НС. Пряжникова, АА Реана, АП Сейтешева, В А Сласгенина, В.Д Шадрикова, В А Якунина и других. Значимыми для решения задач нашего исследования выступили работы по социологии труда АГ. Здравомыслова, АА Кисееля, В А Дцова.
Фундаментальные исследования по психологии искусства и художественного творчества ДБ. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С.П. Иванова, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, C.IO. Степанова, психологопедагогическим основам музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности Э.Б. Абдуллина, А.Д. Готсдинера, Н.Р. Туравец, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка послужили источниками для обоснования специфики профессионального обучения и профессиональной деятельности в области культуры и искусств.
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, в соответствии с гипотезой и с опорой на методологическую базу, использован комплекс взаимодополняющих методов. Среди них теоретические: системный анализ, моделирование; эмпирические: наблюдение, интервью, беседа; психодиагностические: анкетирование, тестирование; математические методы статистической обработки данных: анализ средних значений, анализ достоверности выявленных различий, корреляционный анализ.
База исследования. Исследование
проводилось на базе Консерватории
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств (студенты 1-5 курсов
факультета инструментального
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2001 — 2004 годов и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (2001-2002 гг.)
изучалось состояние
Второй этап (2002-2003 гг.) включал
формирование методологической основы
исследования, разработку теоретической
модели профессиональной направленности
личности, подбор методов и разработку
программы
На третьем этапе (2003-2004 гг.) был осуществлен сбор эмпирических данных, проведена их обработка, анализ и интерпретация, сформулированы выводы, проводилась систематизация и оформление материалов диссертационного исследования. Достоверность и надела юсть полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, организацией исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной опьпно-экспериментальной базой, использованием широкого математического аппарата при анализе полученных эмпирических данных.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
1. С позиций субъектно-
2. Описаны динамические
взаимосвязи между
3. Предложена типология
профессиональной
4. Выявлена специфика содержания
внутренней структуры
5. Прослежена динамика
профессиональной
Теоретическая значимость исследования. В работе уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыта ее сложная, динамически функционирующая сущность. Полученные в исследовании теоретические и практические результаты вносят вклад в развитие личностно-ориентированного образования, позволяют лучше понять личностные механизмы профессионализации субъекта, а следовательно, наметить пути операционализации субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов в психолого-педагогической практике. Важный аспект теоретической значимости настоящего исследования заключается в конкретизации личностно-ориентированного, субъектного подхода в теории высшего музыкального образования.
Практическая значимость исследования заключается:
- в возможности использования
предложенной модели
- в необходимости учета
специфики структуры и
- в возможности использования
блока предложенных
- в необходимости учета
в педагогической практике
- в возможности использования
модели профессиональной
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная
2. Внутренняя структура
профессиональной