Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.

Работа содержит 1 файл

структура личности.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

 

2. Разработать теоретическую  модель профессиональной направленности  личности, раскрыв ее структуру,  сущность и взаимосвязь основных  компонентов, детерминирующих ее  устойчивость в процессе высшего  музыкального образования. 

 

3. Экспериментально обосновать  содержание предложенной теоретической  модели профессиональной направленности  личности.

 

4. Провести сравнительный  анализ содержания профессиональной  направленности личности студентов  различных профилей обучения  и выявить специфику профессиональной  направленности студентов вуза  культуры и искусств.

 

5. Проанализировать особенности  динамики профессиональной направленности  студентов в процессе музыкальной  подготовки в вузе культуры  и искусств.

 

6. Наметить основные пути  использования предложенного теоретического  конструкта профессиональной направленности  личности, выявленных особенностей  ее формирования и динамики  в педагогическом процессе подготовки  музыканта-исполнителя. 

 

Гипотеза исследования: достижение основной цели личностно-ориентированного процесса музыкального образования - формирование устойчивой профессиональной направленности личности студента будет более эффективным, если:

 

- профессиональная направленность  личности будет пониматься как  результат взаимодействия субъекта (личности обучающегося) и объекта  (изучаемой специальности) профессионализации, и в соответствии с этим  будут дифференцированы ее субъектные (внутренняя структура профессиональной направленности) и объектные (направленность на изучаемую специальность) характеристики;

 

- внутренняя структура  профессиональной направленности  личности будет рассмотрена с  точки зрения системно-синергетической  методологии как сложная самоорганизующаяся  система, структурные компоненты  которой находятся в многовекторных  динамических и иерархических  взаимосвязях;

 

- педагогический процесс  будет строиться с ориентацией  на системообразующие компоненты  структуры профессиональной направленности  личности, основным из которых  для студентов музыкального профиля  выступает ценность профессионально-творческой  самореализации;

 

- динамика профессиональной  направленности личности в процессе  музыкального образования будет  представлена как специфическая  реорганизация ее внутренней  структуры с формированием ценностно-смыслового  ядра, представленного личностной  интенцией на творческое совершенствование  в профессии. 

 

Методологическую основу исследования составили:

 

- субъектно-деятельностная  методология (К.А. Абульханова,  Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский,  А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н.  Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);

 

- системно-синергетический  подход к анализу сложных психических  образований (Б.Г. Ананьев, П.К.  Анохин, В.А. Бодров, С.А. Крупник,  В.Ю. Крылов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.Н. Садовский, B.C. Степин, Р.А. Уилсон, В.Д. Шадриков и др.);

 

- гуманистическая парадигма  личностно-ориентированного образования  (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова,  С.В.Кульневич, В.В. Сериков, В.Т.  Фоменко и др.).

 

Методологически значимыми  в теоретическом анализе феномена профессиональной направленности личности выступили общенаучные принципы познания, образующие методологическую основу в изучении субъекта деятельности: диалектико-материалистический принцип  детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, ПЛ. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе); принцип самодетерминации (В.П. Зинченко, А.А. Ухтомский); принцип  единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип развития и историзма (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,

 

B.В. Давыдов, А.В. Запорожец,  В.П. Зинченко, И.М. Сеченов); принцип  системного изучения личности  и деятельности (Б.Г. Ананьев, П.К.  Анохин, Б.Ф. Ломов); принцип целостного  изучения личности во всем  многообразии ее проявлений (А.А.  Бодалев, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов,

 

C.Л. Рубинштейн); принцип  субъекта (С.Л. Рубинштейн).

 

В качестве теоретической  основы исследования выступили основополагающие идеи отечественных ученых — педагогов  и психологов: о структуре и  системной организации личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), о личности как субъекте деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), о структуре мотивационной сферы  личности (Л.И. Божович, В.К. Вшпонас, Ю.М. Забродин, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский, Д.Н. Узнадзе,

 

A.А. Файзуллаев и др.), об организации смысловой сферы  личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь,  ФЕ. Василюк, ДА Леонтьев, ЕВ. Субботский, OJC Тихомиров и др.).

 

В исследовании нашли отражение  представления о психологических  основах пед агогики (Ю.К. Бабанский, ВII Зинченко, ЕМ. Исаев, В А Сластенин, ВII Слободчиков и др.), идеи педагогической аксиологии (Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский,

 

B.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов  и др.).

 

Исследование опиралось  на концептуальные положения и эмпирические данные, представленные в работах  по теории и практике профессионализации личности: IO.K. Бабанского, ЛГ. Дикой, ЕЛ Ермолаевой, Е А Климова, КВ. Кузьминой, АК Марковой, НС. Пряжникова, АА Реана, АП Сейтешева, В А Сласгенина, В.Д  Шадрикова, В А Якунина и других. Значимыми для решения задач  нашего исследования выступили работы по социологии труда АГ. Здравомыслова, АА Кисееля, В А Дцова.

 

Фундаментальные исследования по психологии искусства и художественного  творчества ДБ. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С.П. Иванова, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, C.IO. Степанова, психологопедагогическим  основам музыкального образования  и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности Э.Б. Абдуллина, А.Д. Готсдинера, Н.Р. Туравец, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка послужили источниками для обоснования специфики профессионального обучения и профессиональной деятельности в области культуры и искусств.

 

Методы исследования. Для  достижения цели исследования и решения  поставленных задач, в соответствии с гипотезой и с опорой на методологическую базу, использован комплекс взаимодополняющих  методов. Среди них теоретические: системный анализ, моделирование; эмпирические: наблюдение, интервью, беседа; психодиагностические: анкетирование, тестирование; математические методы статистической обработки данных: анализ средних значений, анализ достоверности  выявленных различий, корреляционный анализ.

 

База исследования. Исследование проводилось на базе Консерватории  Краснодарского государственного университета культуры и искусств (студенты 1-5 курсов факультета инструментального исполнительства  и теоретико-фортепианного факультета — 100 человек), Кубанского государственного университета (студенты 1-5 курсов факультета управления - 119 человек), Краснодарского государственного технологического университета (студенты 1-5 курсов факультета технологии пищевых производств - 128 человек). Таким  образом, всего в исследовании приняло  участие 347 человек.

 

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2001 — 2004 годов и состояло из трех основных этапов.

 

На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалось состояние исследуемой  проблемы в теории и практике профессионального  образования, проводился теоретический  анализ философской, психологической, педагогической и социологической  литературы, диссертационные исследования по проблеме. На этом же этапе была сформулирована рабочая гипотеза, намечены общие  цели и задачи исследования.

 

Второй этап (2002-2003 гг.) включал  формирование методологической основы исследования, разработку теоретической  модели профессиональной направленности личности, подбор методов и разработку программы психодиагностического  исследования. На данном этапе была проведена экспериментальная апробация  комплекса психодиагностических методик, проведена корректировка задач  исследования.

 

На третьем этапе (2003-2004 гг.) был осуществлен сбор эмпирических данных, проведена их обработка, анализ и интерпретация, сформулированы выводы, проводилась систематизация и оформление материалов диссертационного исследования. Достоверность и надела юсть полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, организацией исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной опьпно-экспериментальной базой, использованием широкого математического аппарата при анализе полученных эмпирических данных.

 

Научная новизна результатов  исследования заключается в следующем:

 

1. С позиций субъектно-деятельностного  и системно-синергетического подходов  предложена, обоснована и экспериментально  подтверждена теоретическая модель  профессиональной направленности  личности, включающая шесть структурных  компонентов: эмоциональный, когнитивный,  потребност-но-мотивационный, ценностно-смысловой,  перспективно-целевой и рефлексивный, организованных по координационно-субординационному  принципу.

 

2. Описаны динамические  взаимосвязи между компонентами  структуры профессиональной направленности  личности, проведена их дифференциация  по функциональному признаку  и по вкладу в устойчивость  внутренней структуры профессиональной  направленности личности.

 

3. Предложена типология  профессиональной направленности  личности по признаку системообразующего  компонента ее структуры, включающая  профессиональную направленность  эмоционального характера, профессиональную  направленность потребностно-мотивационного  характера и профессиональную  направленность ценностно-смыслового  характера. 

 

4. Выявлена специфика содержания  внутренней структуры профессиональной  направленности личности студентов  музыкального профиля, представленная  личностными интенциями на профессиональное  совершенствование, творческую самореализацию, достижение социального статуса  и материальную обеспеченность.

 

5. Прослежена динамика  профессиональной направленности  личности в процессе музыкального  образования в вузе культуры  и искусств, заключающаяся в движении  от эмоциональной увлеченности  профессией с идеализированными  образами профессии и Я-профессионала  к формированию ценностно-смыслового  ядра профессиональной направленности, связанного с творческим профессиональным  самосовершенствованием. Установлена  ее специфика по сравнению  с динамикой профессиональной  направленности студентов, обучающихся  по другим профессиональным профилям.

 

Теоретическая значимость исследования. В работе уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыта ее сложная, динамически функционирующая  сущность. Полученные в исследовании теоретические и практические результаты вносят вклад в развитие личностно-ориентированного образования, позволяют лучше понять личностные механизмы профессионализации субъекта, а следовательно, наметить пути операционализации субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов в психолого-педагогической практике. Важный аспект теоретической значимости настоящего исследования заключается в конкретизации личностно-ориентированного, субъектного подхода в теории высшего музыкального образования.

 

Практическая значимость исследования заключается:

 

- в возможности использования  предложенной модели профессиональной  направленности личности как  ориентировочной основы для реализации  личностно-ориентированного подхода  в практике музыкального образования; 

 

- в необходимости учета  специфики структуры и особенностей  динамики профессиональной направленности  личности студентов, обучающихся  по музыкальному профилю, при  разработке семинаров, спецкурсов  и практических занятий как  по дисциплинам специального, так  и общегуманитарного цикла; 

 

- в возможности использования  блока предложенных психодиагностических  методик в качестве инструментария  для выявления индивидуальных  особенностей профессиональной  направленности личности студентов  на всех этапах обучения и  выявления эффективности педагогического  процесса в вузе;

 

- в необходимости учета  в педагогической практике типологических  особенностей студентов-музыкантов, выявленных и описанных в ходе  эмпирического исследования;

 

- в возможности использования  модели профессиональной направленности  личности и механизмов ее формирования  и динамики в системе психолого-педагогического  сопровождения профессионализации  личности в вузе культуры и  искусств, при проведении профессионального  отбора и оказании консультативной  и коррекционной помощи студентам  в процессе освоения профессии. 

 

На защиту выносятся следующие  положения:

 

1. Профессиональная направленность  выступает проявлением общей  направленности личности и представляет  собой интегральное личностное  образование субъекта профессионализации, характеризующееся единством двух планов: субъектного — отражающего ее внутреннюю структуру и объектного, отражающего направленность на объект профессионализации — изучаемую специальность (профессию).

 

2. Внутренняя структура  профессиональной направленности  личности представляет собой  агрегацию различных по психологической  сущности компонентов с пересекающимися  функциями и находящимися между  собой в сложных динамических  отношениях. К основным структурным  образованиям профессиональной  направленности личности относятся:  эмоциональный, когнитивный, потребностно-мотивационный,  ценностно-смысловой, перспективно-целевой  и рефлексивный компоненты. Композиция  перечисленных структурных единиц  профессиональной направленности  личности построена по координационно-субординационному  принципу.

Информация о работе Структура личности