Структура и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.
Методологической основой контрольной работы является научная и учебная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Общее представление о личности……………………..………………6
Теории личности……………………………………………………....10
Структура личности………………….…...…………………………...12
1. Темперамент и характер………………………………………...19
2. Способности……………………………………………………..25
3. Направленность личности………………………………………27
4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
Развитие личности……………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………….…….50
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа содержит 1 файл

Структура и развитие личности.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Поскольку мы коснулись  вопроса о соотношении социализации и индивидуализации, то невольно подошли  к проблеме самоактуализации личности - одной из центральных проблем  теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие  развитие человека. Большинство исследователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкретной цели или определенного социального статуса.

Другим вопросом, рассматриваемым  в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени  устойчивости личностных свойств. В  основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько  и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы.

По мнению И. С. Кона, в  этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться  отдельно. Например, о постоянстве  чего идет речь - поведения, психических  процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых?

Следует отметить, что проводимые исследования однозначного ответа на этот вопрос не дают, более того, в них были получены различные результаты. Например, было отмечено, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства, на самом деле не являются постоянными и устойчивыми. В ходе исследований были обнаружены и так называемые ситуативные черты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации, у одного и того же человека, причем довольно значительно.

В то же время ряд лонгитюдных  исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по определенному  набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем - в старших классах средней школы и далее - еще раз в возрасте 35-45 лет.

В течение трех лет  с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик.

В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

Помимо этого имеются  значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.

Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в различных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами.

Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью  обладают динамические особенности  личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества. 

   Необходимой средой, обуславливающей появление и становление личности, является общество. Основной для её развития личности человека, является наличие у индивида потребностей и мотивов. Для того, чтобы человек как личность был социально адаптирован необходимо воспитание, в течение которого прививаются общественные нормы поведения, сложившиеся культурные традиции, обширный спектр знаний и навыков, необходимых для жизни и т.д.

Заключение.

 

Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

В личности существенна  не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается  с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно  обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности преодолеваются различными людьми разными способами.

Личность в норме  находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, находит возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - она толерантна, способна к адекватным действиям.

 

Список литературы:

 

1. Л.В. Куликов. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – М.: «Питер», 2009. – 464 с.

2. Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А Печеркина. Общая психология. Учебное пособие для вузов. - М.: «Академический проект», Екатеринбург. 2009. - 288 с.

3. Э. Ф. Зеер. Психология профессионального развития. – М.: «Академия», Екатеринбург. 2009. – 240 с.

4. Э.В. Ильенков. «Что же такое личность?» / «С чего начинается личность». – М.: Москва. 1984. - 360 с.

5. Р. С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2006. – 688 с.

6. Р. С. Немов. Общая психология. Том 3. Психология личности. – М.: «Юрайт». 2012 г. – 752 с.

7. А. В. Петрошевский, М. Г. Ярошевский. Психология. – М.: «Академия».  2005. – 512 с.

8. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов, под ред. А. А.Радугина. – М.: «Центр». 2006. – 256 с.

9. Р.С. Немов, Психология. Учебное пособие.  – М.: «Юрайт». 2010. – 640 с.

10. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теория личности. – М.: «Питер». 2006. – 697 с.

11. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера». 2001. – 464 с.

12. М.В. Гамезо, В.С. Геасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова. Общая психология: Учебно – методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: «Ось – 89». 2008. – 352 с.

13. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций.  – М.: «ЧеРо». 2005. – 336 с.

14. Статья в интернете «Саморегуляция личности» http://psyera.ru/samoregulyaciya-lichnosti-65.htm

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура и развитие личности