Структура и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.
Методологической основой контрольной работы является научная и учебная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Общее представление о личности……………………..………………6
Теории личности……………………………………………………....10
Структура личности………………….…...…………………………...12
1. Темперамент и характер………………………………………...19
2. Способности……………………………………………………..25
3. Направленность личности………………………………………27
4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
Развитие личности……………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………….…….50
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа содержит 1 файл

Структура и развитие личности.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Нарушение саморегуляции  имеет место чаще всего при  испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и  сосредоточивается исключительно  на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

И так, мы видим, что структура личности включает компонент, отвечающий за проявление определенных черт характера, темперамента (свойства личности); направленность, которая зависит от мотивов и потребностей человека. Способностей, которые часто обусловлены врожденными качествами (физиологическими) и самосознанием (саморегуляцией поведения). Все эти компоненты неразрывно связаны между собой, и в целом определяют личность, её поведение и деятельность. Формирование почти всех из них напрямую зависит от общественной среды. Как же происходит рождение и развитие личности?

  1. Развитие личности.

Процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности включает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование. Особую роль в развитии личности играет воспитание как целенаправленное и организованное воздействие субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление  человека. Факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Однако личностью человек становится не сразу, а проходит два крупных этапа (А.Н. Леонтьев).

Первое рождение относится к дошкольному возрасту. На этом этапе происходят первые подчинения непосредственных побуждений ребенка социальным нормам. Этот этап характеризует первый признак личности - способность к опосредованному поведению. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Этот этап знаменует наличие второго признака личности - способности к сознательному руководству собственным поведением.

Механизмы стихийного развития личности:

1) сдвиг мотива на  цель (сначала ребенок выполняет  требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив), затем (при правильном воспитании) это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (произошел сдвиг мотива на цель);

2) идентификация (ребенок действует по образу и подобию окружающих его людей);

3) принятие и освоение  множества ролей. Приняв роль (сын, ученик, товарищ), ребенок ведет себя в соответствии с принятой ролью.

Все три механизма  действуют совместно. Воспитание - это  создание условий для полноценного действия этих механизмов.

Существует несколько  концепций развития личности. Одной из таких концепций стала теория (наиболее популярная и известная), принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека: 
1.     Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни). 
2.     Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет). 
3.     Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет). 
4.     Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет). 
5.     Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 
6.     Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 
7.     Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружения в себя» (между 30 и 60 годами). 
8.     Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в  концепции Эриксона понимается как  смена этапов, на каждом из которых  происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное  изменение его отношений с  окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает  не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить  в единой теории всевозможные варианты сочетаний положительных и отрицательных  новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека.

 

 

Стадии развития личности (по Э. Эриксону).

 
Стадия развития            

 
Нормальная линия развития   

 
Аномальная линия развития

1.Раннее младенчество (от рождения до 1 года)    

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей

Недоверие к людям  как результат плохого обращения  матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение  им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция         

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)  

Самостоятельность, уверенность  в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека    

Сомнения в себе и  гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность    

3. Раннее детство (около  3-5 лет)            

Любознательность и  активность. Живое воображение и  заинтересованное изучение окружающего  мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение

Пассивность и безразличие  к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к  другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения

4. Среднее детство  (от 5 до 11 лет)            

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к  достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение  реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу 

Чувство собственной  неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими  людьми. Острое чувство собственной  неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем  и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)        

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание  и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность  личной жизнью            

Изоляция от людей. Избегание  людей, особенно близких, интимных отношений  с ними. Трудности характера, неразборчивые  отношения и непредсказуемое  поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой  и с другими людьми. Зрелая, полноценная  и разнообразная жизнь. Удовлетворенность  семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и  исключительная забота о самом себе

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти


 

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек -существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными индивидами, включен в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью  людей. Вместе с тем в отечественной  психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций, различный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивидуализации.

Процесс социализации, а, следовательно, и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что  социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внимание на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с помощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в большинстве случаев связана  с процессом воспитания, когда  родителями или педагогом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и предпринимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято  подразделять социализацию на первичную  и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда  и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности - это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что  процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру  своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией  протекает еще один процесс - инкультурация. Если социализация - это усвоение социального опыта, то инкультурация - это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

Информация о работе Структура и развитие личности