Структура и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.
Методологической основой контрольной работы является научная и учебная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Общее представление о личности……………………..………………6
Теории личности……………………………………………………....10
Структура личности………………….…...…………………………...12
1. Темперамент и характер………………………………………...19
2. Способности……………………………………………………..25
3. Направленность личности………………………………………27
4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
Развитие личности……………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………….…….50
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа содержит 1 файл

Структура и развитие личности.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………….…………4

  1. Общее представление о личности……………………..………………6
  2. Теории личности……………………………………………………....10
  3. Структура личности………………….…...…………………………...12
    • 1. Темперамент и характер………………………………………...19
    • 2. Способности……………………………………………………..25
    • 3. Направленность личности………………………………………27
    • 4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
  1. Развитие личности……………………………………………………..39

Заключение………………………………………………………….…….50

Список литературы…………………………………………….…………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Каковы люди - таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Понятия «человек» и «личность» часто отождествляются. Говоря о конкретном человеке, мы уже подразумеваем, что он является личностью, т.е. имеет ряд, свойственных только ему, физиологических, психологических и социальных особенностей.

Личность выступает  объектом целого ряда наук и, являясь  сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и, в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с  которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой  человеческой природы. Какова эта природа? В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясного и точного ответа на этот вопрос нет.

Существенная трудность  состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно  сложными и непредсказуемыми. Среди более, чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают почти невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.

Методологической основой  контрольной работы является научная и учебная литература.

 

  1. Общее представление о личности.

 

Что же такое личность? Каковы её основные критерии?

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.

Как объект исследования, личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные стороны бытия конкретного человека – от телесного до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Пространство личности имеет сложную структуру и  множество измерений. Те события  внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые  у нее устанавливаются с объектами  внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Итак, общим объективным  основанием свойств личности является система общественных отношений. В  этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Человека можно считать  личностью, если в его мотивах  существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый  критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, действовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может быть понята без представления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуальность.

Человек («Homo sapiens» - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида. Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений.

Индивидуальность - системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуальность - это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии.

Функции личности: личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.).

Из сказанного выше, ясно, что личность явление социальное. Общество, безусловно, влияет  на её появление, развитие и становление. Воспитывает и закладывает рамки поведения, соответствующие общепринятым нормам, исторической эпохи. Участвует  в формировании внутреннего мира человека, его представлений о себе. Согласно тому, что все люди разные по своей физической природе, внутреннему миру и различным социальным аспектам, они по разному проявляют себе в общественной среде. Что же влияет на их поведение? Есть ли конкретные личностные качества, которые могут помочь выявить у человека склонность к определенному социальному поведению, его профессиональные способности, таланты и т.п.?

Для этого необходим детальный анализ структуры личности, но прежде, необходимо выявить основные предположения о природе и механизмах её развития.

 

  1. Теории личности.

 

Психодинамическая, 3. Фрейд. В рамках этой теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З.Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго. Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограничения объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам и заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.

Аналитическая, К. Юнг. Согласно аналитической теории личность-совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока:

1) Коллективное бессознательное. В этой части сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов;

2) Индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания;

3) Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Гуманистическая, К. Роджерс, А. Маслоу. В рамках гуманистического подхода личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей и самоактуализации.

Когнитивная, Дж. Келли. Согласно когнитивной теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня:

1) уровень «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

2) уровень периферических конструктов - это остальные конструкты. Целостность личности выражается в совместном функционировании этих двух уровней. С точки зрения целостности личность может быть двух типов: когнитивно простая и когнитивно сложная. Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:  
1) имеет лучшее психическое здоровье;  
2) лучше справляется со стрессом;  
3) имеет более высокий уровень самоооценки;  
4) более адаптивна к новым ситуациям;

Поведенческая, А. Бандура. Личность в этой теории - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.

Деятельностная, СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. Согласно этой теории личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

Информация о работе Структура и развитие личности