Структура и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.
Методологической основой контрольной работы является научная и учебная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Общее представление о личности……………………..………………6
Теории личности……………………………………………………....10
Структура личности………………….…...…………………………...12
1. Темперамент и характер………………………………………...19
2. Способности……………………………………………………..25
3. Направленность личности………………………………………27
4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
Развитие личности……………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………….…….50
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа содержит 1 файл

Структура и развитие личности.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Свойства темперамента присущи всем людям, но с разной степенью развития. В современной психологии выделяют 8 свойств: сензитивность, активность, реактивность, баланс активности и реактивности, темп психических реакций, пластичность - ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия-интроверсия.

Сензитивностъ - общая стойкая особенность нервной системы, анализаторов, которая выражается в общей чувствительности (возбудимости внимания). Определяется силой внешнего воздействия, вызывающего психическую реакцию (высокая чувствительность органов чувств, а также высокая чувствительность к происходящим событиям - сопереживание, тревожность, уязвимость). Высокая сензитивность у меланхоликов.

Активность - степень энергичности воздействия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компонент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая - у меланхоликов.

Реактивность - импульсивность, непроизвольность движений, реакций на внешние и внутренние воздействия. Проявляется в темпе, силе и форме ответной реакции на события. Высокая реактивность у холериков и сангвиников и низкая - у флегматиков и меланхоликов.

Баланс активности и реактивности - определяется тем, от чего более зависит деятельность человека: от случайных, внешних (настроения, случайных событий и др.) или от внутренних (целеустремленности, убеждений и пр.) факторов. Уравновешены сангвиники и флегматики, а неуравновешенны холерики и меланхолики.

Темп психических  реакций - скорость протекания психических процессов (движений, речи, восприятия и т.д.). Высокий темп у холериков и сангвиников, низкий - у флегматиков и меланхоликов.

Пластичность-ригидность - степень приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам, деятельности.

Пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям. Пластичными являются сангвиники и холерики.

Ригидность (твердость) - инертность, косность в приспособлении к новым условиям, нечувствительность к их изменениям. Флегматики и меланхолики - ригидны.

Эмоциональная возбудимость - время реакции на эмоционально значимые и нейтральные раздражители. Насколько слабые воздействия необходимы для возникновения эмоций и скорость их возникновения. Эмоциональная возбудимость высокая у меланхоликов и холериков, низкая - у сангвиников и флегматиков.

Экстраверсия-интроверсия - обращенность психической деятельности вовне или вовнутрь.

Экстравертированность - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в преимущественной направленности сознания на окружающий мир, в повышенной общительности, инициативности, социальной адаптированности, интересе к другим людям, открытости внутреннего мира. Экстраверты - холерики и сангвиники.

Интровертированность - направленность личности на себя, на свой внутренний мир, на собственные поступки, действия, переживания и мысли. Проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу. Интровертированность - одна из базовых черт личности. Интроверты - флегматики и меланхолики.

В развитии темперамента различают три аспекта.

1. Процесс развертывания  темперамента. Хотя тип темперамента обусловлен генотипом, но некоторые свойства его проявляются с момента рождения (длительность крика в сутки, интенсивность и темп сосания, степень координации первых движений и др.). Далее различные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте.

2. Изменение свойств по величине. В результате условий и воспитания некоторые свойства изменяются по величине: энергичность проявления, эмоциональная выразительность, социальная экстравертированность;

3. Изменение структуры. Структура темперамента формируется. Она складывается в процессе жизни и деятельности человека. Наследственное и приобретенное неразрывно связаны в каждом свойстве.

Характер (черта особенность) – совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.

В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего общества, с целями и мотивами и потребностями человека. Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Типологии характера  разработаны в рамках клинической психологии. Типология К. Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов:

1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение и пр.);

2) дистимный (низкая контактность и пониженное настроение и пр.);

3) циклоидный (частая смена настроения и меры общения и пр.);

4) возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций и пр.);

5) застревающий (умеренная общительность, занудливость и пр.);

6) педантичный (скорее пассивен, чем активен в общении, чрезмерная любовь к порядку и пр.);

7) тревожный (низкая контактность, робость, минорное настроение и пр.);

8) эмотивный (узкий круг общения, где хорошо контактируют и пр.);

9) демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству и пр.);

10) экзальтированный (высокая контактность, словоохотливость и пр.);

11) эстравертированный (высокая контактность, обращенность вовне и пр.);

12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.).

Характер формируется  в процессе развития личности, ее общественных отношений. Черты характера формируются на трёх уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума) и на уровне сознания (сам формирует характер).

  • 2) Способности.

Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью.

Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в  какой-то одной деятельности или  в нескольких деятельностях. Наличие  способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности.

Способности человека весьма разнообразны.

1. По числу  и характеру деятельностей, для  которых необходимы, способности делятся на:

а) общие, необходимые  для любой деятельности (умственные, учебные, коммуникативные и пр.);

б) специальные, необходимые  для выполнения одной конкретной деятельности (математические, музыкальные и др.). Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Специальные способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития общих способностей (например, не обладая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).

2. По составу,  строению:

а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух);

б) сложные (учебные, трудовые, общения и др.);

3. По значимости  деятельности:

а) ведущая, занимающая главное  значение в деятельности;

б) вспомогательные, подчиненные;

4. По уровню  развития:

а) репродуктивные (способность  действовать по образцу);

б) творческие (способность  создавать новое);

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны. Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества.

Среди творческих способностей выделяют два уровня:

1) талант, 2) гений (гениальность).

С уровнем развития способностей связано особое понятие - одаренность. Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  • 3) Направленность личности.

Направленность - это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к действительности, основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения (Леонтьев). При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. То есть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как "переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием".

Потребности выступают как источники  активности человека. По источнику  формирования все потребности делятся  на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности - потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфически человеческие - социальные и духовные - потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности - это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Маслоу обосновал иерархическую  структуру потребностей человека, выделив в ней 5 уровней, эта "пирамида" потребностей представлена схематично на рис. 2.

 

Рис. 2. Пирамида потребностей Маслоу.

Потребности более высоких уровней  возникают тогда, когда удовлетворены  потребности низших уровней, которые  являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.

Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, девиантному поведению, фрустрации, к болезни. Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворении каких потребностей она сосредоточена - на потребностях низших уровней или на потребностях в самоактуализации, которую Маслоу называл потребностью развития, так как удовлетворение этих потребностей обеспечивает развитие личности и личностный рост. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности. Эти люди видят мир таким, каков он есть. А не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему, они обладают способностями распознавать фальшь, неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию. Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги (характерное для невротиков). Они ведут себя просто и естественно, сохраняют спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняется их способностью отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Важнейшей характеристикой самоактуализированной личности является умение радоваться, сохранение способности удивляться, приходить в восторг, творческие способности. Вместе с тем, потребности в самоактуализации часто не осознаются личностью, их удовлетворение отодвигается на второй план.

Потребности определяют мотивы деятельности. Если потребность - это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения, стремления. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от таких психологических факторов, как знание результатов деятельности, вероятность ее успеха, значимость деятельности для личности

Информация о работе Структура и развитие личности