Структура и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия, структуры и развития личности.
Методологической основой контрольной работы является научная и учебная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Общее представление о личности……………………..………………6
Теории личности……………………………………………………....10
Структура личности………………….…...…………………………...12
1. Темперамент и характер………………………………………...19
2. Способности……………………………………………………..25
3. Направленность личности………………………………………27
4. Самосознание (поведенческая составляющая)………………...34
Развитие личности……………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………….…….50
Список литературы…………………………………………….…………52

Работа содержит 1 файл

Структура и развитие личности.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Диспозиционная, Г. Олпорт, Г. Айзенк. В рамках этого подхода личность - сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств проприума. Проприум - это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство, сходно с понятием «Я» в гуманистической психологии; включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека. Структура личности - организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

 Если проанализировать положения данных теорий, то можно сказать, что личность представляет собой сложную иерархическую систему. Что является основой этой системы? Из каких компонентов она состоит?

 

  1. Структура личности.

 

Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.

Рубинштейн выделял 3 аспекта психического облика личности:

- чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

- что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

- что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности. В структуру личности многие авторы включают темперамент, как психофизиологическую основу личности ( Мерлин, Ананьев и др.).

Айзенк, известный персонолог, определял личность как "...более  или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру".

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость - это относительное постоянство личностных свойств. Многочисленные данные, полученные при помощи наблюдений, самонаблюдений, анализа биографий и тестовых оценок, указывают на высокую устойчивость личностных свойств. Например, различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, общительности и застенчивости сохраняются на протяжении дошкольного, школьного детства вплоть до взрослости. Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности.

Теории, рассматривающие  структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые было предложено Оллпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей. В качестве личностных черт выделяют, например, экстраверсию и интроверсию, тревожность или эмоциональную стабильность, застенчивость, гнев, активность.

Экстраверсия - интроверсия впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом:

Интроверсия

Экстраверсия

Ориентация на внутренние стимулы.

Стремление к стимуляции извне.

Заторможенность поведения.

Расторможенность поведения.

Низкий уровень вовлеченности  в различные формы активности.

Интенсивное вовлечение в разные формы активности.


 

Застенчивость связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь застенчивости, связывает ее с темпераментными чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость. Отмечая увеличение количества застенчивых в современных обществах, в качестве социальных факторов этого явления Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в людях страх, удерживающий их от контактов.

Количество рассматриваемых  черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и  другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается  как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая свою структуру.

Кеттел, развивая факторный  подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие  их, или первичные. Первичные черты  в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет три группы черт в структуре личности: темпераментные черты - способности, динамические черты, мотивирующие поведение, включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности.

В число 16 факторов 1-го порядка  Кеттел включает следующие, имеющие  два противоположных полюса:

- Замкнутость - общительность. 

- Низкий интеллект  - высокий интеллект. 

- Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость.

- Подчиненность - доминантность. 

- Озабоченность - беспечность. 

- Низкая нормативность  поведения - высокая нормативность  поведения. 

- Социальная робость  - социальная смелость.

- Низкая сенситивность  (толстокожесть) - высокая сенситивность.

- Доверчивость - подозрительность.

- Практичность - мечтательность (богатое воображение).

- Прямолинейность - дипломатичность. 

- Уверенность в себе (высокая самооценка) - неуверенность  в себе (чувство вины).

- Консерватизм - радикализм.

- Зависимость от группы - самодостаточность. 

- Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль.

- Низкая сила побуждений - высокое рабочее напряжение.

Определенное сочетание  факторов первого порядка образует структуру факторов более высокого 2-го порядка, включающую: экстраверсию - интроверсию, приспособленность - тревожность, утонченную эмоциональность - динамическую стабильность, подчиненность - независимость. Объединение отдельных факторов в целостную структуру происходит по двум принципам: координации, взаимодействия черт на паритетных началах (факторы 1-го порядка) и субординации (по этому принципу происходит взаимодействие факторов 1-го и 2-го порядка). Диаграмма иерархической структуры личности, в которой представлены субординационный и координационный принципы взаимодействия черт (факторов) и образование типа на примере интровертированного типа, изображенная на рис. 1, позволяет понять, как объединяются в единую структуру личности различные уровни, составляющие организацию поведения.

Рис. 1. Диаграмма иерархической  структуры личности.

Айзенк, из работы которого заимствована эта схема и пояснения  к ней, выделяет 4 уровня организации  поведения. Нижний уровень представлен специфическими реакциями - это реакции на повседневные события жизни, которые могут быть индивидуально устойчивыми или вариативными. Второй уровень - уровень привычных реакций личности. Эти реакции обычно повторяются при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты как структура привычных действий (в данном примере это настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне представлен общий тип как структура черт (в данном случае - интроверт).

Помимо интроверсии  в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная  стабильность - нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю). В последние десятилетия, начиная с 80-х гг., число базовых факторов расширяется до пяти, и наибольшее распространение получает так называемая пятифакторная модель личности, основанная на психометрическом подходе и включающая следующие 5 факторов, представленные ниже (Голдберг).

 

Пятифакторная структура личности

Название фактора

Положительный полюс

Отрицательный полюс

1. Экстраверсия

Общительность, напористость, высокая активность

Спокойствие, пассивность, сдержанность

2. Доброжелательность

Доброта, доверчивость, теплота

Враждебность, эгоизм, недоверчивость

3. Добросовестность

Организованность, основательность, надежность

Беззаботность, небрежность, ненадежность

4. Эмоциональная стабильность

Устойчивость, уравновешенность

Нервозность, раздражительность

5. Интеллектуальность

Любознательность, вдохновенность, креативность

Узость интересов, заурядность, ограниченность


 

Эти факторы образуют верхний базовый уровень наиболее обобщенных свойств личности, в то же время десятки частных характеристик, представляющих проявления этих базовых свойств в конкретных ситуациях, образуют нижний уровень иерархии. Рассмотрение структуры пяти факторов показывает, что часть из них может быть отнесена к биологически обусловленным (темпераментальным) подструктурам, например 1-й и 4-й факторы, в то время как 2-й и 3-й представляют направленность личности, а 5-й скорее можно отнести к потенциалу личности, ее способностям. Таким образом, рассматривая структуру личности, большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, включают в нее темперамент, способности, характер, направленность, своеобразное сочетание которых создают неповторимость человеческой индивидуальности.

Личности структура - совокупность устойчивых связей между отдельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятельностном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию).

  • 1) Темперамент и характер.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Темперамент - формально-динамическая составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату. Темперамент не определяет содержательные характеристики поведения. На базе одного темперамента возможна как «великая», так и «ничтожная» личности.

Индивидуальный стиль, в том числе и темперамент,- это индивидуально - своеобразная система психических средств, к которым сознательно или бессознательно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметами и условиями деятельности. Темперамент - это средство, которым надо научиться управлять для достижения результатов деятельности. Закономерности:

Темперамент не существует в чистом виде.

Темперамент связан с  характером. Характер может скрывать (компенсировать) недостатки темперамента за счет навыков саморегуляции.

Темперамент связан с  деятельностью. Исследования показывают, что в зависимости от темперамента изменяется не конечный результат, а способ осуществления деятельности.

В основе понимания темперамента лежит учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. В основу классификации типов были положены три свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Сочетание этих свойств позволило выделить четыре типа нервной системы.

Каждый из них имеет  свое сочетание свойств и описан в психологической литературе.

Холерик - тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, неуравновешенностью и общей подвижностью, бурными эмоциями, резкой сменой настроения.

Сангвиник - тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, высокой пластичностью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновешены.

Флегматик - тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью, слабой внешней выраженностью эмоциональных состояний и мимики, трудной переключаемостью с одного вида деятельности на другой и приспособляемостью к новой обстановке.

Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабой их внешней выраженности, преобладанием отрицательных эмоций, низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов, быстрой утомляемостью.

В настоящее время  наука перешла от изучения типов  темперамента к изучению его свойств. Выбор свойств осуществляется на основе критериев, признаков темперамента (В.М. Русалов):

1) темперамент выражает  формально-динамический характер  поведения (не связан с содержанием  деятельности и определяет динамику  деятельности);

2) темперамент связан  с биологическими подструктурами;

3) он генетически обусловлен, первичен;

4) рано проявляется  в детстве;

5) темперамент онтогенетически стабилен, то есть на определенных отрезках времени стабилен. Он является результатом развития, а не воспитания;

6) темперамент кросс-ситуативен, то есть проявляется в широком классе ситуаций. Его можно изучать в различных видах деятельности;

7) темперамент проявляется  более ярко в максимально трудных  для человека условиях.

Информация о работе Структура и развитие личности