Стресс как особая форма эмоциональных состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.

Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.

Цель работы может быть реализована в следующих задачах:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.

2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.

3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена

1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения

1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса

1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека

1.4. Особенности проявления эмоционального стресса

Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса

2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования

2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию

2.3. Методы исследования стресса

Заключение

Выводы

Литература

Работа содержит 1 файл

Стресс как эмоциональное состояние Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

       Наконец, последний уровень методологии образуют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.

       Каждый из выделенных уровней методологического знания, таким образом, выполняет свои особые, только ему свойственные функции в научном познании. Благодаря этой своеобразной специализации все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует вполне определенное соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания.  

          2.3. Методы исследования

          Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения ( познания ) действительности [20; 795].

          Основным методом, использованным в настоящей работе, является метод теоретического анализа и обобщения литературных данных.       

          Библиографический метод – метод теоретического анализа литературы, при котором для анализа какого-либо явления изучается литература по интересующей проблеме. В нашем исследовании мы изучали основные труды, относящиеся к исследованиям стресса как психологического феномена: его природы, сущности и основных механизмов, а так же к исследованиям эмоционального стресса как определенного вида эмоционального состояния, зависящего от субъективной оценки воздействующих факторов.

 

             
 

Заключение

     Стресс  является составной частью жизни  каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Нельзя понимать стресс исключительно как негативное явление. Стресс способен оказывать на организм как положительное так и отрицательное влияние. Это зависит от продолжительности и интенсивности действия стрессора. Поэтому стресс может оказывать как мобилизующее воздействие, так и неблагоприятное, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

           Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность.          

     Таким образом,  нашу гипотезу о том, что     в развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора, можно считать подтвержденной.

          
 
 
 

Выводы

     В результате проведенного теоретического анализа литературы было установлено:

  1. Дать  определение понятию «стресс» очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. В самом общем плане стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Нельзя понимать стресс исключительно как негативное явление, так как он способен оказывать на организм как конструктивное, так и деструктивное влияние. Полное деление стресса на физический и эмоциональный весьма условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Но, в то же время существуют некоторые важные различия в механизмах их формирования.
  2. Первоначально основное внимание исследователей лишь биологическим и физиологическим  аспектам  проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма. Позже была признана роль психологического фактора в развитии стресса, что привело к возникновению понятия «эмоциональный стресс» (психический).
  3. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический (эмоциональный) стресс оказывается наиболее значимым.
  4. При рассмотрении особенностей  эмоционального стресса было показано, что при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

Литература

  1. Апчел  В.Я.,  Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. –СПб.: 1999.
  2. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в        психологии. – М., 1974. N 1. С. 19.     
  3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., «Наука», 1988.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2000.
  7. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб., 2005.
  8. Китаев-Смык  Л.А.  Психология  стресса.  –  М.: Наука, 1983.
  9. Китаев-Смык А.А. Стресс и психологическая экология.//Природа, 1989, 7, 98-105.                                  
  10. Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. –  Л.: Наука, 1978.
  11. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.: Наука, 1970.
  12. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. – Л., 1970.
  13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. —  М., 1964.
  14. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  15. Марищук В. Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте. – М., 1984. С. 58-73.
  16. Погодаев К.И. К биологическим основам "стресса" и  "адаптационного  синдрома" // Актуальные  проблемы стресса.  – Кишинев: Штиинца, 1976. – С. 211-229.
  17. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М,: Институт Психотерапии, 2001.
  18. Селье Г. Стресс жизни. – М., 1976.
  19. Словарь. Психология. Под ред. Петровского А.В. – М., 1990
  20. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984.
  21. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. //MateriaMedica. 1996.
  22. Сосновикова Ю.В. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.
  23. Суворова  В.В. Психофизиология стресса.  -  М.: Педагогика, 1975.
  24. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981.
  25. Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988.
  26. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М.: ФиС, 1988- 176 с.
  27. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: «Наука», 1978.
  28. Levi L. Stress and distress in respons to psychosocial stimuli // Acta Med. Scand. 1872. V. 191, suppl. 528.

Информация о работе Стресс как особая форма эмоциональных состояний