Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.
Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.
Цель работы может быть реализована в следующих задачах:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.
3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена
1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения
1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса
1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека
1.4. Особенности проявления эмоционального стресса
Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса
2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования
2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию
2.3. Методы исследования стресса
Заключение
Выводы
Литература
Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов [12]. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.
Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности («стресс льва»), у других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими [7].
Среди свойств личности, обусловливающих
вероятность возникновения
В отличие от боли, тревога
— сигнал опасности,
Как первичное звено в
Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, которые определяются способностью к построению интегрированного поведения, В зависимости от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению [21].
Важную роль в формировании
стресса играют особенности
К числу таких стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи, и положение «обойденного» ребенка (предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве, а так же могут влиять и на возникновение стресса в зрелом возрасте. Отсутствие у человека чувства базисной безопасности расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним, а формирование неадекватных моделей поведения способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению [21].
Описанные выше индивидуально
значимые жизненные события
Итак, представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Стрессорами
могут быть любые эмоциогенные факторы,
т.е. факторы, влияющие на эмоциональную
сферу человека. При этом, выступит
та или иная ситуация причиной стресса
или нет, зависит не только от самой
ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий,
уверенности в себе и т.д. Следовательно,
само возникновение, и переживание стресса
зависит не столько от объективных, сколько
от субъективных факторов, от особенностей
самого человека: оценки им ситуации,
сопоставления своих сил и способностей
с тем, что от него требуется, и т.д.
Выводы по первой главе:
Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса
2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования
Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.
Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.
Цель работы может быть реализована в следующих задачах:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.
3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет
исследования – стресс как особая форма
эмоционального состояния.
2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию
Методология – (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе [19;209].
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата [5].
В своей монографии «Системный подход и принцип деятельности» Э.Г. Юдин [27] предлагает следующую схему уровней методологии:
Высший уровень образует философская методология. Ее содержание составляют общие принципы познания, например, принцип детерминизма, и категориальный строй науки в целом.
В рамках этого методологического уровня в данной работе был использован деятельностный подход, согласно которому психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. Учитывая тот факт, что поведение образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией, мы изучаем феномен стресса только в его включенности в конкретную деятельность человека. Можно говорить не только о тесной связи стрессовых состояний с жизнедеятельностью человека, но и об их взаимном влиянии. То есть, сила и частота проявления стресса зависит от жизнедеятельности человека и наоборот.
К первому уровню методологии относится и принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину. Таким образом, детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Применение этого принципа обусловлено необходимостью рассмотрения феномена стресса в совокупности с причинами и условиями его возникновения, развития, а так же механизмами, которые способны снизить его негативное влияние на жизнедеятельность человека.
Второй уровень методологии можно обозначить как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или, по крайней мере на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач. Сюда же относятся и общенаучные понятия и категории.
Данный уровень в исследовании стресса представлен системным принципом. Принцип системности состоит в том, что явления действительности необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии с элементами той целостной системы, в состав которой они входят, придавая ей новые свойства. Исследуемый объект рассматривается как организованная целостность или как структурный и функциональный элемент этой целостности. Таким образом, любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Согласно данному принципу необходимо рассматривать феномен стресса как часть эмоциональной сферы, включенную в нее. При этом, несмотря на наличие общих с эмоциональной сферой характеристик, феномен стресса имеет свои отличительные особенности.
Следующий уровень — это конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Опираясь на этот уровень методологии, мы использовали принцип развития (также известен, как принцип историзма и генетический принцип). Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Данный принцип состоит в признании закономерного характера изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, возникновения новых форм психических явлений и процессов.
Информация о работе Стресс как особая форма эмоциональных состояний