Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.
Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.
Цель работы может быть реализована в следующих задачах:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.
3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена
1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения
1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса
1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека
1.4. Особенности проявления эмоционального стресса
Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса
2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования
2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию
2.3. Методы исследования стресса
Заключение
Выводы
Литература
Стресс как особая форма
эмоциональных состояний
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тула – 2008
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена
1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения
1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса
1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека
1.4. Особенности проявления эмоционального
стресса
Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса
2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования
2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию
2.3. Методы исследования стресса
Заключение
Выводы
Литература
Введение
Актуальность исследования. Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последнее время в связи с ростом так называемых болезней стресса.
В настоящее время скорость жизни и частые перемены могут привести как к лучшему, так и к худшему. Это заставляет людей приспосабливаться к новым ситуациям, людям и объектам. В результате замедленной адаптации, результатом становится стресс.
Неважно, позитивным или негативным будет стрессорный фактор. В любом случае это изменение нарушает наше нынешнее комфортное состояние. За пределами нашей зоны комфорта человека ожидает стресс или страдание.
Стресс может уничтожить успех, любовь, даже саму жизнь, а в небольших дозах способен возвращать нам молодость и жизненные силы, оттачивать наш навык, справляться с “побочными эффектами” неприятных ситуаций. Научно-технический прогресс, нарастание темпа жизни, урбанизация, информационные перегрузки порождают неблагоприятные для человека формы эмоционального перенапряжения, которое является основной причиной возникновения различного рода психосоматических и сердечно-сосудистых заболеваний, а так же тягостных переживаний и нарушений общения людей. Неспособность справляться с повседневными стрессами является главной причиной всевозможных заболеваний. В связи с этим нарастает актуальность проблемы изучения механизмов стресса и разработки методов преодоления стрессовых ситуаций
Разработка проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и др.) с позиций современной науки нашла свое отражение в работах, посвященных биохимическим (Виру А.А., 1981; Панин Л.Е., 1983; Робу А.И., 1989), физиологическим (Меерсон Ф.З., 1981, 1988; Федотов В.М., 1991), клиническим (Горизонтов П.Д., 1976; Короленко Ц.П." 1978), психофизиологическим и психологическим (Китаев-Смык Л.А., 1983; Космолинский Ф.П, 1976) аспектам его проявлений [1].
Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения [там же].
Исследования хронического стресса [10] показывают, что не физиологический, а именно «психический уровень адаптации является наиболее чутким индикатором» стресса, поэтому для человека стресс сводится в первую очередь к эмоциональному.
Если человек собирается выжить и процветать в быстро меняющемся обществе, ему необходимо научиться регулировать негативные эмоциональные состояния. Именно поэтому резко возрастает роль психологической грамотности и становится жизненно необходимым развитие психологической экологии, которая уже сегодня дает нам важные знания о том, как найти гармонию во внешних и внутренних психологических пространствах [9].
Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.
Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.
Цель работы может быть реализована в следующих задачах:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.
3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – стресс как особая форма эмоционального состояния.
Основной метод исследования – метод теоретического анализа литературы.
Методологические принципы, использованные в данной работе:
Глава
1. Теоретический анализ
проблемы стресса как
психологического феномена
1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения
Первоначально
понятие «стресс» возникло в физиологии
для обозначения
Несмотря на то, что слово «стресс» звучит в нашей жизни буквально на каждом шагу, содержание, которое вкладывается в это понятие на «бытовом» уровне, зачастую весьма расходится с научным представлением о стрессе как универсальной реакции организма, неспецифическом адаптационном синдроме, открытом лауреатом Нобелевской премии, физиологом Г. Селье. В обиходном употреблении обычно имеется в виду стресс психоэмоциональный, но на самом деле разновидностей стресса немало [17].
Общепринятая классификация психологического стресса (Бодров В.А., 1995) включает следующие его виды:
• внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
• межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);
• личностный (несоответствие социальной роли);
• семейный;
• профессиональный. К последнему, в частности, относится часто встречающийся стресс бизнесменов — менеджеров, «белых воротничков»[4].
Причинами стресса у человека являются (Тигранян Р.И., 1988): физические факторы внешней среды, информационная нагрузка (необходимость ускоренной обработки информации), нарушенные (в результате болезни, нарушений сна и других причин) физиологические функции, психологические и психосоциальные факторы (отсутствие контроля над событиями, осознаваемая угроза, изоляция, остракизм, групповое давление). Исследования хронического стресса (Короленко Ц.П., 1978) показали, что не физиологический, а именно «психический уровень адаптации явился наиболее чутким индикатором» стресса, поэтому для человека стресс сводится в первую очередь к эмоциональному (Березин Ф.Б., 1988). Как правило, стресс для человека является индивидуально воспринимаемым феноменом, причина которого кроется не во внешних, а во внутренних, психических процессах (Тигранян Р.И., 1988). При этом в качестве эмоционально-стрессового расценивается состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой при одновременной невозможности ее избегания и являющееся, по сути, состоянием психической напряженности. Иными словами, у человека стресс — это феномен преимущественно внутреннего, психического напряжения. При этом основным условием возникновения психоэмоционального стресса считается восприятие угрозы, особенно если угрозе подвергаются наиболее значимые для человека ценности (Лазарус Р., 1970).
Обращаясь к определению данного понятия, можно сказать, что «стресс – это термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры)» [19; 386].
Факторы, вызывающие стресс - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту [18].
Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия: сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности; неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма [8].
Несколько иначе рассматривает стресс А. А. Welford (1973), характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса (1975), характеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения [по: 1].
Часто
состояние стресса
Описанные Г.Селье [18] стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).
В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.
Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма.
Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Информация о работе Стресс как особая форма эмоциональных состояний