Стресс как особая форма эмоциональных состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.

Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.

Цель работы может быть реализована в следующих задачах:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.

2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.

3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена

1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения

1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса

1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека

1.4. Особенности проявления эмоционального стресса

Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса

2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования

2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию

2.3. Методы исследования стресса

Заключение

Выводы

Литература

Работа содержит 1 файл

Стресс как эмоциональное состояние Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Психическое  состояние  отражает  своеобразие  субъективных  и  объективных  условий,  создавшихся  для  человека  на  данный  период  времени.  Психическое  состояние – это  реакция  на  ситуацию [22].

     Психические состояния различаются по степени их напряженности, по их силе, по причинам, их вызывающим. Они могут выступать и как причины, и как следствия каких-либо переживаний, событий в психической жизни человека, его действий, поступков, деятельности.

     В  психологии  наиболее  распространенным  является  представление  о  состояниях  как  относительно  устойчивых  психических  явлениях,  имеющих  начало,  течение  и  конец,  т. е.  динамических образованиях.  Общепринятым является мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особености функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса [по:14].

     Условия,  в  которых  организм  человека  может  функционировать,  весьма  ограничены.  Человек  как  вид  имеет  возможность  выживания,  так  как  обладает  адаптацией  к  условиям  среды. Благодаря  процессу  адаптации  достигается  оптимальное   функционирование  всех  систем  организма  и  сбалансированность  в  системе  “человек-среда” .

        Французский  физиолог  К. Бернар  выдвинул  гипотезу  о  том,  что  любой  живой  организм,  в  том  числе  и  человеческий,  имеет возможность существования,  так как обладает  возможностью  постоянно сохранять благоприятные для своего  существования параметры внутренней  среды организма,  а  это  в  свою  очередь,  происходит  потому,  что  все  системы  и  протекающие  в  организме  процессы  находятся  в  равновесном  состоянии.  До  тех  пор,  пока  это  равновесие  сохраняется,  организм  живет  и  действует.  Таким  образом,  постоянство  внутренней  среды,  по  мнению  Бернара, - это  условие  свободной  жизни.  Позднее  идея  Бернара  о  постоянстве  внутренней  среды  организма  была  поддержана  и  развита  американским  физиологом  У. Кэнноном,  который  назвал  это  свойство  гомеостазом.

       Гомеостаз – это  подвижное  равновесное состояние какой–либо  системы,  сохраняемое  путем  ее  противодействия,  нарушающим  это равновесие  внутренним  и внешним факторам.  Одним из  центральных моментов  учения  о гомеостазе  является  представление  о  том,  что  всякая  система  стремится  к  сохранению  своей  стабильности.  Если  же  нарушить  равновесие  и  систем  организма,  то  параметры  внутренней  среды   нарушаются,  живой  организм  начинает  болеть.  Причем  болезненное  состояние  будет  сохраняться  на  протяжении  всего  времени  восстановления  параметров,  обеспечивающих  нормальное  существование  организма.

        Однако  жизнедеятельность  организма   обеспечивается  не  только  за  счет  стремления  к  внутреннему  равновесию  всех  систем,  но  и  за  счет  постоянного  учета  факторов,  воздействующих  на  этот  организм  извне. Любой  живой  организм  не  может  существовать  вне  среды,  так как вынужден  постоянно получать  из  внешней среды необходимые для жизни компоненты.  Поэтому живой организм,  стремясь  к достижению  внутреннего равновесия  должен  одновременно  приспосабливаться к условиям  среды,  в которой он  находится.  Это и есть  адаптация человека – совокупность  динамичных  образований,  соотношение  между  неравновесными  системами.

          При  рассмотрении  проблем  адаптации  человека  принято  выделять  три  функциональных  уровня:  физиологический,  психологический  и  социальный,  при  этом  говорят  о  физиологической,  психической  и  социальной  адаптации,  а  иногда  к  этому  добавляют  психофизиологическую  и  социально-психологическую  адаптацию.  Более  того,  существуют  определенные,  физиологические  и  психические  механизмы,  обеспечивающие  процесс  адаптации на  этих  трех  уровнях. 

        Эти  три  уровня  адаптации   взаимосвязаны  между  собой,  оказывают  друг  на  друга   непосредственное  влияние  и   определяют  интегральную  характеристику  общего  уровня  функционирования  всех  систем  организма.  Эта   интегральная  характеристика  представляет  собой  весьма  динамичное  образование,  которое  принято  называть  функциональным  состоянием  организма [14]. 

         Выделяют  несколько  типовых  функциональных состояний,  обусловленных  уровнем  активности  различных  механизмов,  систем  и  органов:

  • релаксация  (состояние успокоения,  расслабления  и восстановления);
  • сон (периодически  возникающее функциональное  состояние человека, характеризующееся  значительной  обездвиженностью  и  отключенностью  от  сенсорных  воздействий  внешнего  мира);
  • утомление (состояние,  характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием  длительного воздействия нагрузки);
  • оптимальное  рабочее  состояние (то,  в  котором  человек  действует  наиболее  эффективно); 
  • стресс, который  характеризуется повышенной  физиологической и психической     активностью.  Для этого состояния характерна  крайняя неустойчивость.  При благоприятных условиях  оно может трансформироваться  в  оптимальное  рабочее  состояние,  а  при  не  благоприятных  условиях – в  состояние  нервно–эмоциональной  напряженности,  для  которого  характерно  снижение  как  общей  работоспособности,  так  и  эффективности  функционирования  отдельных  систем  и  органов,  а  также  истощение  энергетических  ресурсов.

     Первоначально стресс считали реакцией напряжения, которая всегда приводит к повреждениям в организме. Стресс как состояние напряжения организма, развивается по определенным закономерностям и проходит через ряд этапов.

     1. Вначале — стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

     2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза «стенической отрицательной эмоции». Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

     3. Если же и это не помогает, наступает фаза «астенической отрицательной эмоции». Приходит черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

     4. На следующей стадии человека ожидает невроз, срыв. Он полностью деморализован, смирился с поражением, опустил руки [11].

     Хронический стресс зачастую приводит человека в  состояние депрессии или тревоги. Однако повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, как бы в небольших дозах, приводит к привыканию (реакция адаптации), и даже к повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки) [17].

     Различают системный (физиологический) и эмоциональный (психический) стресс. Психический стресс – это состояние оранизма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

     При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [14].

     Большое значение в формировании стрессового  напряжения имеют эмоции. Для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе превратились в инструмент саморазрушения.

     Еще в 1920-е годы американский физиолог У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их «реакциями борьбы или бегства» (fight-or-flight). Такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданны, полезны. Они подготавливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Происходит так называемая симпатическая активация, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышая артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток и повышается уровень сахара в крови. И все для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие (сильнее ударить или скорее убежать). Однако современный человек в большинстве ситуаций проявить физическую агрессию или убежать не всегда может. Столкнувшись с неприятной информацией, он внутренне напрягается: поднимается давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но действия не происходит. Физиологические же сдвиги, эта неизрасходованная, невостребованная подготовка к несовершившемуся действию, остаются. «Неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле —у человека развиваются различные заболевания, а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса.

     Некоторые исследователи  стали отождествлять понятия  стресса  и эмоций.  Так,  М.В.  Arnold (1967)  пишет,  что из-за своего    подчеркнуто   научного   звучания    понятие "психологический стресс"  в последние   годы   часто подменяло   термин   "эмоция" [по:1].  Другие   исследователи исходят  из  того,  что не все, а лишь  определенные эмоции обусловливают стрессовые состояния. Это главным образом  гнев  и страх и их смешанные формы  (Суворова В.В.,  1975). П. К. Анохин     сумел четко   показать,  какое  отношение  имеют  эмоции   к стрессу.   Согласно   теории  функциональных   систем, поведение  любого  живого существа,  деятельность  его тканей  и  органов неизменно направлены на  достижение каких-то   полезных   приспособительных   результатов.

     Эмоции   же   Анохин   считал   пеленгом   совпадения, достигнутого  с образом желаемого.  Если  совпало - эмоция  положительная, нет - отрицательная.  А  стресс - это    состояние,   когда   в   конфликтной   ситуации отрицательные  переживания становятся стойкими.  «Хаос внутри  функциональных систем - вот что такое стресс», - считает он [по: 1].

     Таким образом, являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой определенный вид эмоционального состояния. Рассмотрим особенности его проявления в этом качестве. 

1.4. Особенности проявления эмоционального стресса

     Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в  организме, как и стресс физиологический. Но, в то же время существуют некоторые важные различия в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей [3].

     В силу социальных мотивов поведения  у современного человека большое  распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между  людьми (в коллективе, на улице, в семье).

     Индивидуальная  оценка и индивидуальная интерпретация  воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие  обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом, в круг стрессоров входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий [21].

     Уже то обстоятельство, что стресс возникает  при взаимодействии субъекта с широким  кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует  и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключается возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов [там же].

         Значение индивидуальной предрасположенности  уменьшается при чрезвычайных, экстремальных  условиях, природных или антропогенных  катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья.

Информация о работе Стресс как особая форма эмоциональных состояний