Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
Цель работы. Целью работы является изучение эмоционального стресса как психологического феномена и выделение способов его регуляции.
Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора.
Цель работы может быть реализована в следующих задачах:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы.
3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность человека
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса как психологического феномена
1.1. Понятие стресса, его виды и причины возникновения
1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса
1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека
1.4. Особенности проявления эмоционального стресса
Глава 2. Методологические проблемы исследования феномена стресса
2.1. Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования
2.2. Методологические принципы и подходы к исследованию
2.3. Методы исследования стресса
Заключение
Выводы
Литература
Состояние стресса всегда характеризуется повышенной физиологической активностью. Можно сказать, что сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме — защитный механизм биологической системы [14].
Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние, как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма.
В связи с этим принято различать конструктивный и деструктивный аспекты стресса. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом [18].
Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора. Психосоциальная характеристика стрессора, его качественные и количественные особенности, градиент воздействия стрессора на организм, "валентность" по отношению к личности не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.
Природа
стрессора, как правило, и
определяет терминологическую
характеристику
стресса (эмоционального,
физического, мотивационного,
операционного, интеллектуального,
боевого, акустического, холодового
и др.). Наличие стрессора еще
не обусловливает развитие стрессовой
реакции. У многих людей к
некоторым стрессорам существует
стойкий психосоматический иммунитет,
детерминированный как физиологическими,
так и социальными факторами. Следует
отметить, что устойчивость по крайней
мере к некоторым стрессорам определяется
генетическими факторами. Еще очень
мало известно о генетической основе реакции
на стресс, генетической
детерминированности, стрессируемости
или устойчивости к стрессу.
Первые исследования в этой области проведены
на животных. Что касается неспецифичности
и специфичности ответов при действии
разных стрессоров, то, по
мнению Селье, всякий стимул,
вызывающий адаптационные реакции
организма, обладает специфическими
и неспецифическими действиями.
Во-первых, разные стрессоры
могут различаться только по своим специфическим
эффектам и не различаются
по своим неспецифическим (стресс)
эффектам. Например, холод вызывает
дрожь, а жара - выделение пота.
Это специфические эффекты. Они оба
вызывают повышение активности коры надпочечников,
что является неспецифическим
(стресс) эффектом [1].
Итак, в наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но очень часто подлинное значение этого термина подменяется житейскими представлениями, и в связи с этим не учитывается разница между стрессом и дистрессом.
Стресс
является естественной и неотъемлемой
частью жизни человека. Слово "стресс",
так же как "успех", "неудача"
и "счастье", имеет различное
значение для разных людей. Поэтому
дать его определение очень трудно,
хотя оно и вошло в нашу обыденную речь
[18]. В самом общем плане стресс – это неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование. Нельзя понимать стресс
исключительно как негативное явление.
Стресс способен оказывать на организм
как положительное так и отрицательное
влияние. Это зависит от продолжительности
и интенсивности действия стрессора. Поэтому
стресс может оказывать как мобилизующее
воздействие, так и неблагоприятное, для
которого характерно снижение работоспособности
и эффективности функционирования систем
и органов, истощение энергетических ресурсов.
1.2. Основные теоретические подходы к изучению стресса
Проблема стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло лишь в последние десятилетия, что находит свое отражение как в развитии современной науки о человеке, так и в стремлении к удовлетворению актуальных потребностей общества.
Основоположником учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Ганс Селье. Хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, находим в работах В. Вундта (1880), У. Джемса (1905) [1].
Концепция
стресса оказала большое
Предпосылкой создания и широкого распространения концепции стресса считают возросшую актуальность проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды [14].
Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном - основоположником гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование. Согласно тории гомеостаза У. Кеннона организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешних условий [по: 1].
В дальнейшем учение о стрессе получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч работ. При этом понятие "стресс" трактуется Г. Селье различно. Если в первых работах под стрессом понимается совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних грудах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит своего рода упрощение понятия "стресс" [18].
Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии [там же].
В
данной концепции механизмы
Советскими учеными было обосновано и признано, что ведущая роль в генезе стресса принадлежит не только гормональным, но и многим другим физиологическим реакциям организма, в частности ЦНС. Так, учитывая ведущую роль ЦНС в формировании общего адаптационного синдрома, К. И. Погодаев [16] определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма, на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Кроме центральной нервной системы значительную роль в формировании проявлений стресса играет так же вегетативная нервная система: Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов и временное доминирование одного из них.
Постепенно, по мере изучения стресса, Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс», что привело к размыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами [8].
Популяризация понятия "стресс" в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.
Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм.
По мнению Р.Лазаруса [12] при изучении психологического стресса необходимо учитывать такие факторы, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности, т.к. все это обуславливает характер ответных реакций. При физиологическом стрессе эти реакции являются высокостереотипными, а при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда предсказуемы.
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психического, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В. Л. Марищука, считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным) [7].
В.Л. Марищуком и др. высказано мнение, что наименования стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. Эмоциогенное воздействие вызывает эмоциональный стресс, спортивные нагрузки - спортивный стресс, факторы полета могут вызвать авиационный стресс и т. д. При этом любой стресс является физиологическим, т. к. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями. Он также всегда связан с разными нейрорефлекторными механизмами и различными эндокринными реакциями [15].
Согласно Леви [28], эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими в условиях полного безразличия. Приятные и неприятные эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.
Подразделив первоначальное понятие стресса на две разновидности - дистресс и эустресс, Селье способствовал тому, что в сферу применимости этих новых понятий попали практически все физиологические явления, в том числе и сон. Селье пишет, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть" [18].
Из-за неоднозначности трактовки понятия "стресс" многие ученые и по сей день предпочитают другие термины - "психическая напряженность", "операционная и эмоциональная напряженность", "эмоциональное напряжение", "нервно-психическое напряжение", "психоэмоциональное напряжение", т.к. эти термины свободны от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях. По сути, вышеуказанные термины являются разновидностями единого психофизиологического феномена – эмоционального стресса [1].
Итак, следуя концепции Г. Селье и других вышеупомянутых авторов, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма.
Стресс,
по выражению Ю.Г. Чиркова
[26], противоречив, неуловим,
туманен. Он с трудом
укладывается в узкие рамки определений,
мерок. Сила его - в широте охвата жизненных
проявлений, слабость - в неопределенности,
расплывчатости его границ.
1.3. Стресс как разновидность функционального состояния человека
Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма.
По Н.Д. Левитову, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [13].
Информация о работе Стресс как особая форма эмоциональных состояний