Страх публичных выступлений: как с ним бороться

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

Cтрах к публичным выступлениям является для многих людей страхом номер 1, обгоняя даже страх смерти. В то же время отстутствие такого страха даёт тебе огромные преимущества - ты можешь донести свою идею множеству людей. Есть, конечно, и другие способы доносить свои мысли, например, через сайт с высокой посещаемостью, или написав свою книгу. Однако то, что человек увидел и услышал вживую, имеет гораздно большее значение, чем если бы он прочитал об этом в книге или в интернете. Ты можешь быть гением, но если ты не можешь рассказать о своих идеях незнакомым людям, вероятно, никто и не узнает о твоих гениальных идеях. Если ты прекрасно знаешь, что сказать, как преодолеть страх к публичным выступлениям?

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД - Русский язык-.docx

— 136.22 Кб (Скачать)

Третья причина  – излишняя мнительность. Например, кто-то недоволен своей внешностью.Но когда этот человек общается с другими людьми, ему кажется, что все оценивают его и думают о только его недостатках. Естественно, что такой человек избегает всякой возможности оказаться в центре внимания.  
 
Запомним несколько «технических» правил и приемов, которые помогут нам справляться со стрессом и не допустить того, чтобы волнение перед публичным выступлением или общением в сложной речевой ситуации не перерастало в самый настоящий страх.  
 
Прежде всего, не доверяйте утверждениям, будто вам необходимо настроиться на «бесстрашное» выступление, заклиная себя перед зеркалом: «Я самый (ая) красивый, умный, уверенный в себе…».. Нет для оратора хуже настроя, чем «установка на успех». Чем выше в мыслях вознесешься, тем серьезнее будут травмы в результате падения. Когда человек выходит «за аплодисментами», он заведомо обрекает себя на большие трудности. Даже если его «твердокожести» достаточно, чтобы не замечать ничего вокруг и не бояться, он теряет нечто очень важное, а именно – искренность в отношениях со слушателями. Ведь такой оратор обязательно будет «играть», а не «проживать» свою речь вместе с людьми. 

что отвлечься  от подобных мыслей и настроений очень  трудно. Но необходимо. Главное –  думать не о том, как вы выглядите  в глазах слушателей, а сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, на достижении цели выступления. Думающий о деле забывает бояться. Очень важно отключить внимание от источника опасности. Учитесь управлять своим вниманием. Помните, что когда вы волнуетесь, то ваше внимание «разбросано». Иногда, уже в момент высказывания, вдруг настигает нас волна страха. Например, что-то забыли. Не паникуйте. Соберите внимание на каком-то предмете (лист бумаги на столе), успокойте дыхание. Подержите паузу. За это никого еще не убивали. Спокойно произнесите свою последнюю фразу (быть может, немного изменив ее). Ваш мозг работает в эти секунды в ускоренном режиме. Вы найдете нужное решение. Но не давайте страху овладеть вами. И вообще, знайте, что слушатели вашего волнения не замечают. Это нам только кажется, что все смотрят и радуются, видя, как мы «дрожим». Одна молодая женщина чуть в обморок не падала от страха в своем первом выступлении, а все лишь отметили легкий румянец, весьма украшавший эту особу. 
 
Далее. Вы, конечно, заметили, как реагирует на стрессовую ситуацию ваше тело. Нервное напряжение приводит к мышечной скованности, которая «сжимает», сдавливает дыхательные мышцы. Очень важно научиться снимать это напряжение, освобождаться от http://www.treko.ru/show_dict_1242>мышечных зажимов. Творить может только свободный человек. Обратите внимание на свое тело. Представьте, что у вас внутри работает маленькая видеокамера. Просмотрите себя изнутри, фиксируя зоны повышенного напряжения, и просто снимайте его, добивайтесь мышечной свободы. Этот навык – внимание к состоянию тела и снятию напряжения, – должен стать автоматическим. Научитесь расслабляться!  
 
Очень помогает умение верно настроиться на работу. Прежде всего постарайтесь воспринимать своих будущих слушателей не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. Перед выходом к публике успокойте дыхание, сделайте несколько неглубоких равномерных вдохов и выдохов. Подвигайтесь в спокойном ритме (если позволяет пространство). Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками. Не забудьте поправить одежду. Идите к людям легко, не шаркая ногами, не размахивая руками и думая о том, что жизнь, в сущности, – прекрасна!  
 
И последнее. Кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. Трудно только первые пять раз. Если не преодолеть себя, то бояться придется всю жизнь. Волнение останется с вами навсегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. Он ведь сам боится.

 

5)   КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ?

В сознании многих людей  страх перед публичными выступлениями  занимает первое место. Этот страх включает в себя, прежде всего: боязнь аудитории  и неуверенность в себе.

Боязнь  аудитории. Вы боитесь, что:

u    Вас прервут – это смутит и собьет Вас

u    Вам будут задавать трудные, каверзные вопросы

u    люди заметят, что Вы боитесь

u    люди заметят Ваши ошибки

u    люди не поймут, что Вы имеете в виду

u    люди поймут Вас не правильно

u    Вы не понравитесь людям

Неуверенность в себе. Вы боитесь, что:

u    поскольку однажды Вы уже потерпели неудачу с выступлением, то это может повториться

u    у Вас нет достаточных способностей

u    в своем выступлении Вы наделаете ошибок

u    Вы забудете, что хотели сказать

u    Вы не сможете произнести и слова

u    Вы будете очень нервничать – и это будет заметно всем  

Большинству людей  эти страхи знакомы. Помните, никто  не заметит Вашего волнения более, чем Вы сами замечаете волнение других выступающих.   

Некоторые советы, помогающие преодолеть страх:

u    Основательно отрепетируйте свою речь.

u    Заранее ознакомьтесь с местом выступления. Если это возможно, отрепетируйте речь непосредственно на месте выступления.

u    Познакомьтесь с публикой, поприветствуйте знакомых.

u    Расслабьтесь.

u    Представьте себя со стороны. Постарайтесь со стороны увидеть, как Вы выступаете, говорите, двигаетесь.

u    Поймите, что люди желают Вам успеха, они не хотят, чтобы Вы провалились.

u    Не извиняйтесь, если Вы сделали ошибку, люди могли ее и не заметить, извиняясь же, Вы привлечете к ней внимание.

u    Сосредоточьтесь на выступлении, думайте о том, что Вы рассказываете.   

Помните: как хорошо бы Вы не выступали, каким замечательным  докладчиком бы Вы ни оказались – 5% публики Вы обязательно не понравитесь! Это относится не только к Вашему выступлению, но и ко всей Вашей жизни  – независимо от того, насколько  Вы замечательный человек – Вы не нравитесь приблизительно 5% людей. Просто  примите это как факт.  

Подготовка  к выступлению. Советы:

u    Перед выступлением запишите свою речь на диктофон и прослушайте ее. Приготовьтесь к разочарованию – Ваша речь, которую слышат другие и Ваша речь, которую слышите Вы сами, отличаются друг от друга. Это может смутить Вас, но поможет уделить должное внимание недостаткам Вашей речи

u    Наблюдайте за выступлениями других людей, отмечайте, что Вам нравится в их выступлениях, а что вызывает скуку, раздражает, не дает сосредоточиться.

u    Не старайтесь слепо копировать кого-либо. Индивидуальность, присущая Вам как личности, требует своего развития, делает Вас отличным от других докладчиков.

u    Постарайтесь составить краткий план выступления и пользоваться им в качестве поддержки. Не следует читать текст Вашей речи полностью с листа.

u    Не заучивайте текст дословно, механически. Это поможет Вам следить за реакцией Ваших слушателей. Складывающаяся в процессе Вашего доклада ситуация может потребовать импровизации.

u    Постарайтесь использовать как можно меньше специальных терминов.

u    Если у Вас сразу не получается, не переживайте. Хороший результат достигается не «по нарастающей», а внезапно, при этом могут быть «периоды упадка».

Жестикуляция

Избегайте резких, нервозных  жестов. Отсутствие жестов также неблагоприятно отразится на впечатлении от Вашего доклада. Не сжимайте какой-нибудь предмет  в руках (например, ручку, листок бумаги), не складывайте руки на животе или  за спиной.

Если у Вас от волнения сильно дрожат руки, постарайтесь не использовать лазерную указку.

Поза

Человек должен стоять прямо, спокойно, не следует раскачиваться, ходить взад вперед.

Визуальный  контакт

Очень важный аспект, учитывается часто на собеседованиях.

Выступающий должен смотреть на публику. Не стоит смотреть в потолок или же, наоборот, в  пол. Смотреть надо не только на людей, сидящих в первом-втором рядах, но и на сидящих в конце зала. Не стоит также смотреть только на одного-двух знакомых.

Голос

Не слишком тихий, но и не слишком громкий. Низкий голос  воспринимается лучше, чем слишком  высокий. Смена темпа речи, интонации, использование пауз позволяет поддерживать внимание слушателей.

Произношение

При подготовке уточните правила произношения слов, которые  вызывают у Вас сомнение.

 

6) Ораторское публичное выступление

Как преодолеть страх на ораторском публичном выступлении перед аудиторией вы узнаете из интереснейших психологических тренингов личностного роста.  
Согласно опросам, страх ораторского публичного выступления стоит на втором месте после страха смерти. 
Страх - самый опасный «дракон» на пути оратора. Как бы тщательно вы ни готовили подготовку к
ораторскому мастерству публичного выступления, страх способен превратить его в жалкое зрелище. 
• Трясущиеся руки и ноги. Прерывистое дыхание. Путаница в мыслях. Вспотевшие ладони. Дрожащий, срывающийся голос. Бегающий взгляд... 
Бр-р-р. Не дай бог оказаться в этом страшном сне! 
Страх сводит на нет многочасовые усилия преподавателей. Голос, который, казалось бы, еще вчера звучал сильно и уверенно в кабинете у педагога, на сцене, перед публикой, опять становится зажатым и едва слышным. 
От схватки со страхом не уйти. Однако намного эффективнее не убегать от подготовки ораторского публичного выступления, а набираться смелости и делать шаг ему навстречу. 
Но так как страх многолик, необходимо знать, с какого боку к нему подойти, каким оружием с ним бороться. 
# Либо - каким подарком можно переманить этого дракона на свою сторону. 
 
Для борьбы со страхом существуют приемы
тренинга в общении, основные из которых мы сейчас разберем. 
Выберите из этого арсенала те стратегии, которые будут хорошо работать именно для вас! 
 
Преодоление страха за счет управления своим состоянием 
 
Важно помнить, что страх враг оратора. не всегда самый грозный 
 
Гораздо более опасными и даже убийственными для вашего ораторского тренинга и публичного выступления могут быть такие состояния, как безразличие, скука, вялость, когда нужно быть ярким, зажигающим, вдохновляющим. 
# Или, наоборот, чрезмерная возбужденность и энергичность - там, где нужно быть спокойным, солидным, серьезным и уравновешенным. 
И люди сообразительные очень скоро вместо вопроса «как преодолеть страх перед аудиторией?» начинают исследовать то, «как вызывать внутри себя нужное для выступления эмоциональное состояние». 
Действительно, свято место пусто не бывает. Если мы прогнали страх из своей души, на его место может прийти любая другая эмоция, зачастую еще менее подходящая для тренингов и публичных выступлений оратора, чем волнение. 
Заполните свою душу, как сосуд, нужной эмоцией! И страх, увидев, что место уже занято, вынужден будет уйти восвояси. 
Перейдем от метафор к приемам и упражнениям, которые позволяют управлять своим состоянием. 
Итак, наша задача - научиться по щелчку пальцев, как по мановению волшебной палочки, изменять свое эмоциональное состояние.  
Свобода -это независимость внутреннего состояния человека от внешних обстоятельств. 
Дина Дин  
 
Представляете, да? Щелкнули одним пальцем - стали уверенным и напористым. Щелкнули другим пальцем - стали 
 
ЕСЛИ АКТЕРЫ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЭТО НА СЦЕНЕ, ТО, ЗНАЧИТ, И МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ЭТО В СВОЕЙ ЖИЗНИ  
Чтобы не запутаться в многообразии приемов, приводим план этой главы в виде интеллект-карты. 
 
2.1. Работа с телом 
Страх в первую очередь поражает наше тело, сковывая жесты, придавая нам нелепую позу, зажимая наше дыхание. Поэтому начинаем со своего тела. Освобождаем его от признаков страха! 
Дыхание 
Какое дыхание характерно для страха? 
Правильно! Поверхностное, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Попробуйте несколько минут подышать таким образом, и даже если вам ничто не угрожает, то уже через полминуты вы почувствуете себя неуютно. 
Соответственно, просто сменив прерывистое дыхание на любое другое, вы почувствуете себя более уверенно: 
1. Классический вариант: глубокий вдох и резкий 
выдох. Вдохнули-выдохнули - и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки. 
2. Двойной вдох - двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте! 
3. Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем... и так еще несколько раз, пока не станем похожими на воздушный шарик, готовый вот-вот лопнуть. И после этого - медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза, еще выдох. Потом рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание. 
4. Дыхание по квадрату. Вдох 2 секунды, пауза 2 секунды, выдох 2 секунды, пауза 2 секунды. У вашего 
 
квадрата сторона может быть равной 3 секунды или 4 секунды. 
Упражнений и философий, связанных с дыханием, много. Поэтому можно продолжать список приемов подготовки тренинга
ораторского искусства красноречия к публичному выступлению бесконечно. Но особого смысла в этом нет. Самое важное - понять принцип: сменив дыхание, характерное для страха, на любое другое, вы почувствуете себя гораздо лучше. 
ДЫШИТЕ ОСОЗНАННО!  
Заводящий жест 
Если вы чувствуете страх перед видом ораторского публичного выступления внимание на свою позу. обратите  
• Сутулая спина, голова и плечи опущены, взгляд устремлен вниз, губы сжаты... Вряд ли такую позу можно назвать позой победителя! 
Эмоции физиологически очень сильно зависят от той формочки, которую принимает тело. Это очень хорошо знают актеры. Для того чтобы войти в ту или иную роль (вызвать то или иное состояние) они совершают «заводящий жест», характерный для этой роли. Этот жест позволяет в доли секунды «впрыгнуть» в нужное состояние. 
Вот несколько жестов и поз, которые помогут вам избавиться от скованности. 
• Попробуйте распрямить плечи. Руки вверх, потянитесь к небу. Голова приподнята. На лице улыбка. Постойте так несколько секунд. 
• Или потрите ладошками друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного. 
• Или кулаком правой руки ударьте по ладони левой. 
• Или резко сожмите в локте правую руку, опуская ее одновременно вниз.

Ораторское  публичное выступление

Каждый из этих жестов меняет то состояние, в котором ш.1 находитесь, на какое-то другое. Имея копилку  из 2030 подобных эмоциональных жестов, вы легко можете управлять своим состоянием, меняя его по своему желанию. 
СОЗДАВАЙТЕ СВОЮ КОПИЛКУ СИЛЬНЫХ И РАБОТАЮЩИХ ДЛЯ ВАС ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЖЕСТОВ 
Физическая встряска 
Страх - это во многом переизбыток гормона адреналина, который выбрасывается в кровь в момент опасности, повышает физические силы человека и меняет его психическое состояние. Адреналин - это жизненная энергия, но если ее становится слишком много, то лучше заранее сбросить излишек, чтобы не было аварийных ситуаций. 
• Это как в скороварке - если давление пара слишком высокое, то разумно часть энергии выпустить наружу, оставив при этом необходимое количество энергии внутри. 
А «спустить пары» проще всего, нагрузив свое тело простыми физическими действиями: 
Физическая активность 
• Перед тренингом вида ораторского публичного выступления можно поотжиматься, поприседать, подняться пешком на 10 этаж... Важно только успеть восстановить дыхание после такой физической нагрузки. 
Встряска 
• Встаете и начинаете вибрировать всем телом. Пятки, колени, бедра, таз, живот, грудь, голова, руки -все тело участвует в этой встряске. Излишний адреналин как бы вытряхивается из тела. 
Напряжение-расслабление 
• Иногда сбросить напряжение проще всего через усиление этого самого напряжения. Напрягаете ноги, бедра, 
 

 
таз, живот, грудь, руки, кулаки, лицо.... Сильнее, еще сильнее, еще сильнее... Сбрасываете напряжение! Ух... Спокойно выдыхаете, чувствуя, как все тело приятно расслабляется! 
Зеваем 
• Часто от страха нам трудно говорить, так как зажата челюсть. Избавляемся от зажима - зеваем! Широко открыв рот! От всей души! Получая от этого удовольствие! И мало того, что сбросили переизбыток адреналина, так еще и сделали полезное упражнение, улучшающее голос и дикцию! 
Здесь главное - не переусердствовать перед психологическим ораторским публичным выступлением! Некоторая доза адреналина в крови и легкого волнения все же должна присутствовать. Иначе чересчур расслабленный и спокойный оратор будет выглядеть вялым и сонным и вряд ли сможет зажечь и вдохновить аудиторию 
РЕГУЛИРУЙТЕ УРОВЕНЬ АДРЕНАЛИНА В КРОВИ1 ВМЕСТО ЗЕВАН МОЖНО ПРОСТ 
ПОДВИГАТЬ 
ЧЕЛЮСТЬЮ. УБИРАЙТЕ ЗАЖИМЫ В ОБЛАСТИ 
ЧЕЛЮСТИ!  
2.2. Внутренний диалог 
Одно из отличий человека от животных в том, что человек беспрестанно разговаривает сам с собой, используя такой инструмент эволюции, как внутренний диалог (достигших просветления из этого списка исключаем!). 
Маленькое философское отступление 
На мой взгляд, остановка внутреннего диалога - это только первая ступенька к просветлению. Психология в
ораторском искусстве и риторике публичного выступления выявила, что внутренний диалог 99,9% времени несет такую вредную ерунду... что, уже просто отключив его, человек чувствует себя намного лучше. 
 
Но это в чем-то простейшее решение: «Если что-то не работает, то не будем пытаться это починить, а просто уничтожим и спишем в утиль». 
А вот следующая ступенька просветления композиции на ораторском публичного выступления - это возврат к использованию внутреннего диалога, но на новом уровне, когда внутренний диалог становится творческим, созидающим, осознаваемым процессом. 
Соответственно, стратегически стремиться нужно не к остановке внутреннего диалога, а к тому, чтобы сделать его осознаваемым, творческим, созидающим, работающим на благо человека, а не во вред! 
Приведем несколько примеров в ораторском публичном выступлении и использования внутреннего диалога для управления своим состоянием. 
Заводящая фраза (аффирмация) 
• Как поднимают боевой дух воины перед битвой? Боевым кличем - УРА!!!!! 
• Как приводят себя в медитативное состояние тибетские монахи? Поют мантру - АОУМ! 
Точно так же у каждого из нас есть слова или фразы, которым стоит только прозвучать у нас в голове, как само собой начинает меняться наше состояние, пример публичного ораторского выступления
• «Я сделаю это!» 
• «Йес!!!» 
• «Я!!!!!!» 
• «We will rock you!!!» 
• «Вперед, вперед, вперед!» 
• «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» 
 
У каждого человека свои ораторские особенности публичного выступления и простые наборы фраз, меняющих состояние. Одна и та же фраза может вызывать совершенно разные и независимые
управления эмоциями у разных людей. Поэтому подбираем фразы индивидуально, под себя. 
Не обязательно проговаривать эти слова вслух. Они произведут такой же эффект, если их проговорить про себя. 
 
Обычно фраза со встроенной мелодией, которую можно напеть, действует сильнее, чем фраза, которая просто проговаривается. 
Если фразу проговорить несколько раз подряд, то она сработает как насос - с каждым разом все сильнее накачивая нужное состояние. 
Полезно иметь в запасе несколько фраз для одного и того же состояния. Если не сработает одна фраза сработает другая. Я самая обаятельная и привлекательная - это
позитивное мышление из одноименного фильма.  
 
УПРАЖНЕНИЕ: Заводящая фраза (аффирмация)  
Поразмышляйте над следующими ораторскими правилами публичного выступления и ситуациями. Подумайте, какие фразы запустили бы для вас нужное состояние в этих обстоятельствах. 
• Вы выступаете и чувствуете, что аудитория засыпает. А вы хотите ее пробудить, взбодрить, воодушевить. Как раскрутить себя на более бодрое, живое, яркое выступление? Как взорваться фонтаном энергии? Как настроить себя на яркое, увлекательное шоу? Какая внутренняя фраза для вас запустит такое состояние? 
• Вы выходите к аудитории уставшим, аудитория вам неинтересна, но вы понимаете: чтобы ваше выступление удалось, вам нужно почувствовать интерес к этим людям, излучать любовь, внимание, понимание. Какие
курсы основ ораторского искусства внутри вас запустят такое состояние? Только технология устного и структура публичного выступления.  
 
Из зала в вашу сторону полетел жесткий, неожиданный вопрос. И вы начинаете чувствовать слабость в ногах, дрожь в голосе, туман в голове... А хотелось бы вернуть себе ощущение уверенности, спокойствия, силы, твердого стержня внутри. Какая фраза внутри вас запустит это состояние? 
На всякий случай еще раз: не нужно брать чьи-то готовые книжные фразы. Лучше найти свои собственные словесные формулы в
ораторской речи, которые идеально подходят именно для вас! 
Хотя если чья-то готовая фраза для вас работает - зачем отказываться от подарка? В качестве такого примера приведу две фразы, которые часто используют психологи в своей работе, но можно использовать и ораторам устное эффективное публичное выступление. Если эти высказывания понравятся - можете брать на вооружение. Внутреннее описание происходящего 
Этот прием подходит для сохранения спокойного, комфортного состояния. 
Например, кто-то орет на вас, выплескивая свою агрессию. А вы, вместо того, чтобы пропитываться этой волной негатива, уходите во внутренний диалог и начинаете спокойно описывать то, что происходит, а именно боязнь прочитать текст при публичном ораторском выступлении
• «Вот мужчина. Возраст у него, наверное, лет 40. Пиджак серый, старый. Года уже три как носит. Весь раскраснелся. Особенно уши покраснели. Наклонился вперед. Глаза стеклянные. Изо рта слюна брызжет. Кадык ходит туда-сюда. Руки сжаты в кулаки. Правой рукой все время по столу стучит .. » - и так далее. 
Вы как бы «забалтываете» происходящее и не погружаетесь в негатив, в который вас, возможно, хотят погрузить. При этом вы сохраняете контроль над ситуацией, потому что фокус вашего внимания не внутри вас, а вовне. 
Внутренний мандраж, ощущаемый в начале выступления, тоже можно снять, уйдя на некоторое время во внутреннее описание происходящего. 
• «Ага. Зал. Человек сто. Оформлен в синих тонах. Освещение хорошее. Трибуна - классическая. Три микрофона на ней. В зале еще человек 20-30 стоят. Остальные уже сидят. Вот еще трое человек сели... » 
Тут только не переусердствуйте. Слишком долго будете сами с собой разговаривать - рискуете потерять энергетику и успех в словесном ораторском оформление публичного выступления
На всякий случай: интонации у внутреннего диалога должны быть спокойными, неторопливыми. Если будете описывать происходящее нервным, испуганным внутренним голосом, то скорее всего еще сильнее себя напугаете. Точно так же можно описывать и свой страх! «Что сейчас чувствую? Тяжесть внизу живота. Как будто теплый, влажный комок, быстро пульсирующий. Дыхание поверхностное, быстрое. Левая нога слегка дрожит...» Если вы начнете так описывать свой страх, разглядывая его, то он сам собой исчезнет!  
«Я НЕ СТОДОЛЛАРОВАЯ КУПЮРА, ЧТОБЫ ВСЕМ НРАВИТЬСЯ»  
«ОРАТОР НЕ НАСТОЛЬКО ДРЕВНЯЯ ПРОФЕССИЯ, ЧТОБЫ ВСЕХ УДОВЛЕТВОРЯТЬ» 
Если вдруг вы увидите в зале недовольное лицо и почувствуете, что оно вас гипнотизирует, вытягивает из вас энергию, лишает вас энтузиазма, веры в себя... то, чтобы не упасть духом, можете проговорить внутри себя пару раз эти высказывания.
Позитивная психология добавит уверенности и поможет на хорошей энергетике продолжить успешное публичное выступление в ораторском жанре.  
Желаю каждому из вас найти свои 10-20 волшебных фраз, которые помогут вам стать настоящим магом и волшебником в искусстве публичных ораторских выступлений

Информация о работе Страх публичных выступлений: как с ним бороться