Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:15, дипломная работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности стимулирования и мотивирования персонала в современных российских условиях на примере ЗАО Смоленского автоагрегатного завода им. В.П. Отрохова АМО ЗИЛ, специализирующегося на машиностроении.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула.
2.Осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1.МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………...5
1.1.Понятия потребности, мотива и стимула………………………………………..5
1.2.Обзор основных теорий мотивации………………..…………………………...19
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности…………………………………………………………………………22
ГЛАВА 2.МОТИВАЦИЯ ТРУДА В РОССИИ.....................................................30
2.1.Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.........................................................................................30
2.2.Мотивация труда на российских предприятиях.................................................37
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО СМОЛЕНСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД ИМ. В.П. ОТРОХОВА АМО ЗИЛ..................42
3.1.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии………………………………………………………………………….42
3.2.Выводы и предложения по формированию системы стимулирования и
мотивации персонала предприятия………………………………...……..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………………63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..…………………………66
При создании системы
стимулирования на предприятии
необходимо придерживаться
Справедливая оплата
руководителей, специалистов и
служащих также должна быть
основана на тех же принципах,
но с применением
Именно с применением гибких систем оплаты труда, с использованием обоснованной оценки рабочего места и должностных обязанностей и последующим участием работников в прибылях и коллективных премиях за снижение доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции может быть преодолено негативное отношение персонала организации к существующей системе оплаты их труда и размеру этой оплаты.
Результатом действия
системы стимулирования на
Поэтому применяются
как материальные, так и нематериальные
формы стимулирования
Система стимулирования
на предприятии должна четко
определять свои цели, устанавливать
виды стимулирования в
Любые виды стимулирования должны быть целевыми и гласными, потому что ожидать от сотрудников улучшения эффективности и качества выполняемой работы можно только тогда, когда они знают, что их труд оплачивается справедливо.
Система стимулирования
должна соответствовать
Говоря о системе
стимулирования наемных
1)ясность и конкретность
системы стимулирования в
2)четкое изложение трудовых обязанностей работника;
3)создание системы
4)зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы;
5)возможность неограниченного
роста заработной платы с
6)учет в оплате труда уровня значимости тех или иных работ для предприятия;
7)равная оплата работников
с одинаковой сложностью и
ответственностью выполняемых
Таким образом, при
создании системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический и практический анализ проблемы стимулирования персонала на предприятиях показал, что незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в коллективе и т.п. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает в целом.
В данной работе мы выделили следующие важнейшие стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
1. любые стимулирующие
действия должны быть
2. людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то;
3. каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
4. любой человек стремится
выразить себя в труде,
5. важно интересоваться
отношением людей к
6. каждому работнику следует
предоставить возможность
7. в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
8. хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;
9. сотрудники должны иметь
свободный, беспрепятственный
10. любые серьезные решения
об изменениях в работе
11. самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
12. сотрудникам должна
быть предоставлена
13. всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;
14. сотрудникам важно постоянно
предоставлять информацию о
15. каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.
Грамотно спроектированная
работа должна создавать внутреннюю
мотивацию, ощущение личного вклада
в выпускаемую продукцию. Человек
- существо социальное, а значит, чувство
сопричастности способно вызвать в
нем глубокое психологическое
Анализ также показал,
что каждое предприятие должно
самостоятельно разрабатывать
В данной работе
проанализирован опыт
ЗАО СААЗ АМО ЗИЛ был основан в конце 40-х годов на базе предприятия по ремонту военной техники. Соответственно за годы его существования приобрел разветвленную структуру с множеством элементов . Каждое подразделение в советское время, которое было наилучшим этапом в жизни завода, активно развивалось. За долгие годы существования предприятия была разработана обширная система методов и способов стимулирования труда, среди которых существуют как материальные виды, так и моральные. На данном этапе завод начал выходить из экономического кризиса. В результате исследования мы выявили, что главным стимулом трудовой деятельности является материальное поощрение, и это объясняется низким уровнем жизни большей части персонала предприятия.
На предприятии трудится 1725 человек. Численность работников на предприятии за последние 7 лет медленно, но растет, практически нет текучести кадров.
Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование труда позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в условиях переходной экономики.
Вместе с тем, следует
иметь в виду, что в любом
случае эффективная система
- комплексность;
- системность;
- регламентация;
- специализация;
- стабильность;
- целенаправленное творчество.
Придерживаясь данных принципов
руководство практически любого
предприятия в силах
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бирюк А. Как мотивировать
персонал к результативной
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М. : Межд. Пед академия, 1995.
3. Борисова Е. Индивидуальный
подход к мотивации
4. Брентано Л. Опыт теории потребностей / Л. Брентано. – Казань, 1921. – С. 10.
5. Верт Н. История России. 1900-1991 г. – М., 2000.
6. Галенко В.П.,Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий – М. : Финансы и статистика, 1998.
7. Дафт Р. Менеджмент – СПб. : Питер, 2002.
8. Заславский И. К. характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики / И. К. Заславский // Эксперт. – 1997. – № 10. – 35-43.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – С. 29.
10. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности – М, 1988. – 120 с.
11. Леонтьев Д. А. Жизненный
мир человека и проблема
12. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
13. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности / В. С. Магун. – Л. : Ленинград, 1983. – 97 с.
14. Магун В. Трудовые ценности российского населения / В. Магун // Вопросы экономики. – 1995. – № 1.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. : Евразия, 1999.
16. Овсянко Д.В.Основы менеджмента. Учеб.пос. – СПб. : СПбГУ, 1999.
17. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Г. Оучи. – М.: Экономика, – 1993.
18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. –М.:Наука, 1986.
19. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред.В.Н.Дружинина. – СПб. : Питер, 2002.
20. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция – М., 1990.
21. Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии. Автореф. дисс. – М., 1977.
22. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1998.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. – 185 с.
24. Цветаев В. Мотивация
наемного труда в разных
25. Щукин В.“Проблемное
поле”, или почему не
26. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. –М., 1969.