Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:15, дипломная работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности стимулирования и мотивирования персонала в современных российских условиях на примере ЗАО Смоленского автоагрегатного завода им. В.П. Отрохова АМО ЗИЛ, специализирующегося на машиностроении.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула.
2.Осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1.МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………...5
1.1.Понятия потребности, мотива и стимула………………………………………..5
1.2.Обзор основных теорий мотивации………………..…………………………...19
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности…………………………………………………………………………22
ГЛАВА 2.МОТИВАЦИЯ ТРУДА В РОССИИ.....................................................30
2.1.Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.........................................................................................30
2.2.Мотивация труда на российских предприятиях.................................................37
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО СМОЛЕНСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД ИМ. В.П. ОТРОХОВА АМО ЗИЛ..................42
3.1.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии………………………………………………………………………….42
3.2.Выводы и предложения по формированию системы стимулирования и
мотивации персонала предприятия………………………………...……..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………………63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..…………………………66
Шестая отличительная
особенность мотивационных
Седьмая отличительная особенность
мотивационных систем состояла в
том, что ни одна из мотивационных
моделей предприятий
Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и экономической ситуации в России свело на нет его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.
Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит прежде всего от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.
2.2.Мотивация труда на российских предприятиях
Не вызывает сомнения, что
организационная культура как система
общих и специфических
В результате опроса журналом
“Эксперт” и консультационной фирмой
“Альт” руководителей наиболее успешно
функционирующих предприятий
В новой ситуации персонал противостоит директору. В этом противостоянии заявлена позиция директора. И если эта позиция объективно правильная, а директор имеет соответствующие полномочия, то она принимается персоналом.
Наведение элементарного порядка - это культурная база для успешного функционирования российских фирм в современных условиях.
Что же дальше, какие пути возможны в формировании организационной культуры в контексте западного опыта?
Применительно к социальной внутрифирменной среде и к стимулированию труда бюрократическая вертикаль выполняет функцию подавления социальных различий, подчинения целей различных групп одной общей цели. В соответствии с этим определением функции бюрократии организационную культуру вполне оправданно интерпретировать как идеологизированную. С помощью термина “идеология” наиболее полно и привычно для нас выражаются две закрепленные за ним особенности: во-первых, производный, надстроечный характер идей и ценностей; во-вторых, репрессивный характер этих идей и ценностей.
Современная
Новый характер трудовых
отношений ясно обнаруживается
в крупных западных компаниях,
отражая глобальные
Символическое насилие
следует понимать как функцию
власти, предполагающую ее
Определим основные, на наш взгляд, стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
- любые стимулирующие
действия должны быть
- людям важно испытывать
радость от работы, отвечать за
результаты, быть лично причастными
к работе с людьми, чтобы их
действия были для кого-то
- каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
- любой человек стремится
выразить себя в труде,
- важно интересоваться
отношением людей к
- каждому работнику следует
предоставить возможность
- в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
- хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;
- сотрудники должны иметь
свободный, беспрепятственный
- любые серьезные решения
об изменениях в работе
- самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
- сотрудникам должна
быть предоставлена
- всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;
- сотрудникам важно постоянно
предоставлять информацию о
- каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.
Оплата труда является
мотивирующим фактором, только если она
непосредственно связана с
Для российской ментальности
характерно стремление к коллективному
труду, признанию и уважению коллег
и так далее. Сегодня, когда из-за
сложной экономической ситуации
трудно организовать высокую оплату
труда, особое внимание следует уделять
нематериальному
1. признавать ценность
работника для организации,
2. применять программы обогащения труда и ротации кадров;
3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;
4. устанавливать работникам
скидки на продукцию,
5. предоставлять средства
для проведения отдыха и
Ниже будут сформулированы мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.
На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На рабочих местах следует
формулировать мировоззрение
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится
в процессе работы приобрести новые
знания. Поэтому так важно обеспечивать
подчиненным возможность
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО СМОЛЕНСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД ИМ. В.П. ОТРОХОВА АМО ЗИЛ
(Г. СМОЛЕНСК)
3.1.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала
на предприятии
ЗАО СААЗ АМО ЗИЛ был основан в конце 40-х годов на базе предприятия по ремонту военной техники. За годы его существования приобрел разветвленную структуру с множеством элементов. Специализируется на выпуске коробок передач, поливальных машин. За долгие годы существования предприятия была разработана обширная систему методов и способов стимулирования труда, среди которых существуют как материальные виды, так и моральные. На данном этапе завод начал выходить из экономического кризиса. В результате исследования мы выявили, что главным стимулом трудовой деятельности является материальное поощрение, и это объяснимо. На предприятии трудится около 1725 человек. Согласно данным численность работников на предприятии за последние 7 лет растет, что в первую очередь объясняется постоянным ростом объемов производства и продаж выпускаемой продукции.
Эффективное использование потенциала работников включает:
- планирование и
- поддержку и развитие способностей и квалификации работников.
Всего на предприятии
работает около 1725 человек, в
том числе служащих 410, занятых
производством заявленной
Основной задачей кадровой
службы на предприятии
- проведение активной кадровой политики,
- обеспечение условий
для инициативной и творческой
деятельности работников с
- разработка материальных и моральных стимулов,
- тесное взаимодействие
с профсоюзным комитетом в
вопросах медицинского
Для организации этой
работы на предприятии