Стереотипы восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Логика жизни проста, совершенна и красива: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает. История отношений складывается из дат, событий, их причин и целей. Это ее невидимые глубины. Между тем душа человеческая «волнуется» постоянно. Имен­ но такие волнения позволяют говорить о динамике эмоциональных отношений. И чаще всего источником волнений являются значимые для нас люди. Крут значимых других образуется, по Кронику1, родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48%). Но это обманчивое равенство. Часть круга значимого общения, образованная родственниками, существенно более устойчива, отношения здесь бесконечные и незаменяемые. В целом же главные роли в жизни исполняют: мать и отец, затем — супруги, дети, друзья, подруги.

Работа содержит 1 файл

Семинар№3.docx

— 200.94 Кб (Скачать)

Портрет близкого человека, замечает А. Кроник,   весьма похож  на Меня, с той лишь разницей, что  Я до­  верчивый, но раздражающийся, а Он — внимательный  и любящий. Сразу становится понятным, отчего абсолют­  ная психологическая  совместимость — некий идеал.  Единственная область соприкосновения  с «шапоч­  ным» знакомым — общительность  — то, что появляет­  ся у каждого  уже в первые месяцы жизни. Но даже  для того, чтобы стать знакомыми, одной общительнос­  ти мало.  Сходство характеров также не может  быть реша­  ющим фактором сближения. Незначительная тенден­  ция имеется, но почти столько же случаев противоре­  чит ей. Вероятно, в этих противоречащих случаях  проявляется то, что один партнер дополняет другого,  что  они контрастируют по тем или  иным свойствам.  И все же детальный  содержательный анализ ха­  рактеристик  Я, Близкого и Знакомого в каждом случае,  когда сходство не срабатывало, показывает, что и ги­  потеза контраста подтверждается лишь у  половины  опрошенных, а остальные  более контрастно видят не  близкого человека, а просто знакомого.  Значимость исследования А. Кроника в том, что  он,  замечая, что корни совместимости  не в сходстве или  контрасте характеров партнеров, продолжает анализ  и  поиск дальше.  Следуя за экспериментатором, вчитаемся внима­  тельнее в  некоторые характеристики Меня и  Знакомо­  го: я доверчивый, знакомый, внушающий доверие.  Связь между  ними очевидна.  Посложнее выглядит другая формула: «Я доверчив  для  того, чтобы мой знакомый внушил мне доверие».  Кроник А. утверждает, что доверчивость молодых  людей  и умение внушать доверие, присущее их зна­  комым, тесно связаны  друг с другом как причина и  следствие, как цель и средство ее достижения. По­  добные связи, в  которых проявление (или формиро­  вание) определенного свойства характера  одного че­  ловека зависит от проявления какого-либо свойства  характера  другого человека, он называет характеро-  образующими связями. Характерообразующая  связь  является элементарной «клеточкой», единицей ана­  лиза значимых отношений. Мы предполагаем, что, чем  больше таких  связей устанавливается между общаю­  щимися людьми, тем значимее партнеры должны быть  друг для друга. Проще говоря: больше связей — силь­  нее привязанность.  Для психологической совместимости в общении с са­  мым близким человеком должно иметь место большое ко­  личество характерообразующих связей. Кроник предпола­  гает, что, возможно, Меня с Близким связывают такие  конкретные связи: «я доверчив потому, что он любящий»,  «он внимателен потому, что я раздражающийся», «я раз­  дражаюсь, чтобы он стал еще внимательнее», «я благодар­  ный потому, что он любящий и внимательный», «он благо­  дарный потому, что я доверчивый и благодарный», «он  любящий, поскольку я благодарный, доверчивый, впечат­  лительный», «я общительный, потомучто он общительный»,  «он общительный, чтобы я стал еще более общителен»...  Всех связей с Близким не перечесть, как не разли­  чить, где кончается один и начинается другой. Связи  могут оказаться вовсе иными, но главное, по мнению  А. Кроника, должно сохраниться: с Близким человеком  Я связан больше, со Знакомым — меньше.  Эти связи, в конечном счете, образуют семейное Мы  и обеспечивают психологическую близость и совмести­  мость. Каждое личностное свойство супругов, членов се­  мьи вовсе не автономное свойство. И задача адаптации  и совместимости не приладить, приспособить их друг к  другу по принципу подобия или дополнительности. Свой­  ство личности — это мост от одного человека к другим.  Таким образом, совместимость — это результат  реальных вложений человека в обеспечение супружес­  кой близости и гармонии, а семейная адаптация — это  не пассивное механическое приспособление членов  семьи друг к другу, в семейных отношениях многое  зависит от самих супругов, их воспитанности, инфор­  мированности и желания сохранить семью.

 ■ Феномен  «прощения» в психологии  супружеских  отношений

 Накопление обид в  супружеских отношениях яв­   ляется огромной проблемой, изменяющей  жизнь семьи  в худшую сторону.  Это отражается в общении, в  каче­  ствах характера членов  семьи, тяготит их, проявляется   в депрессивных состояниях, недоверии  друг к другу и  тревожности.  Решение этой проблемы очень  важно для  психологии семейных  отношений.  Прощая, человек принимает  решение:   — отказаться от  негативных мыслей, эмоций, пове­   денческих проявлений в отношении  обидчика,  — поощрять положительные  мысли, эмоции и про­  явления  поведения в отношении этого  обидчика.  В этом смысле прощение  и принятие его представ­   ляет собой положительный психологический  опыт,  способствует гармонизации  супружества.  Для того чтобы  глубже разобраться в этой  проблеме  попробуем определить  контекст, в котором прощение  имеет место, выявить, что препятствует  прощению, про­  яснить вопрос  о том, что считать прощением,  а что нет.  Р. Энрайт! перечисляет  несколько признаков, оп­  ределяющих  контекст межличностных отношений,  в  котором прощение оказывается  уместным:  1. Прощение следует  за неоправданным личным  ущемлением  со стороны другого человека. Ущерб  должен быть причинен  тому, кто прощает, и не  должен  превышать границы нашего стандартного  представления о справедливости.  2. Обида должна быть объективной  реальностью.  Некоторые считают,  что все события — нейтраль­   ны, и мы просто негативно интерпретируем  неко­  торые из них. Но  существует такая вещь, как   объективное нарушение принципов  морали в че­  ловеческих  взаимоотношениях.  3. Прощение определяется  чувством справедливос­  ти. Чтобы  осуществить прощение на практике,  обиженный должен обладать чувством  справед­  ливости для оценки  того, имела ли место обида.  Получается, что прощение и справедливость  не  являются взаимодополняющими  понятиями.  4. Обидчик не обязательно  действует намеренно.  5. Не всегда  совершенно ясно, кто обидчик,  а кто —  пострадавший. Часто  отношения развиваются так,  что  люди ранят друг друга. Например, жена в меру  своей занятости  уделяет мало внимания мужу, а   потом узнает о его измене. В этом случае вина на  обоих,  и в прощении нуждаются оба.  Данные размышления получили  ряд возражений  против такого  психологического понимания прощения:  • Прощение есть проявление  слабости'. Когда чело­  век  прощает, это значит, что он  не в силах отстоять  свое  право на справедливое решение  проблемы,  возникающей в межличностных  отношениях.  • Прощение —  противоположность справедливос­   ти. Простив, человек лишается  возможности до­  биваться  справедливости, и, что еще хуже, неспра­  ведливость увековечивается.  Например, жена,  простившая рукоприкладство  мужу, рискует сно­  ва оказаться  жертвой.  • Прощение — проявление  стремления к превосход­  ству2. Прощающий использует свое «милосердие»  для того, чтобы возвысить себя  над тем, кого он про­  щает. Это может перерасти в некий  шантаж, когда  «милосердный»  будет напоминать обидчику, что  тот  «в долгу» перед его  великодушием.  Ф. Ницше рассматривает  прощение как проявле­  ние  неуважения. Прощение означает, что  мы, простив,  не считаем других  ответственными за собственные  по­  ступки; другими словами,  мы считаем их не способны­   ми следовать моральным принципам.  Анализируя все эти «за» и  «против» в психологи­  ческом  понимании прощения, можно сказать,  что все  они имеют место  быть в супружеских отношениях. Но,  вместе с тем, эти противоречия  не выявляют четкого  определения  понятия «прощение».  Оттенки  жизни черное и белое?  Оттенки  страсти черное и красное?  Да, чувства рисовать — попытка  смелая.  Но в двух цветах  — занятие опасное.  Какою краской  расцветить прощение?  В пастель  тонов как положить негаданность?  Какого цвета боль приносит  мщение?  И почему так золотится  радостность?  Елена Шевченко  Межличностное прощение означает  прощение  одного человека другим. Человек, которому причинили   глубокую боль, зачастую борется  против обидчика   (даже если  это происходит лишь в мыслях  и чувствах);  но обиженный должен  прекратить борьбу против обид­   чика и совершить бескорыстный  дар любви, как про­  явление  гуманизма. Другое определение,  данное Нор-  том (North)!, является  строгим, но не очень точным:  прощение есть преодоление негативных  аффектов и  суждений по  отношению к обидчику. Это не  отрица­  ние собственной правоты  в этих суждениях, а попытка   взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием и  любовью, в  то время как он, казалось, должен  быть ли­  шен права на  них.  Определение станет более  полным, если мы при­  знаем,  что прощение задействует аффективную,  ког­  нитивную и поведенческую  сферы. Когда человек  прощает,  активизируются определенные элементы  этих сфер. Такие негативные эмоции  как гнев, нена­  висть, обида,  печаль и/или презрение должны  быть  оставлены 2. В когнитивном  плане человек прекраща­  ет  осуждение обидчика и оставляет  мысль о мести,  когда прощение  происходит. Поведенческий аспект  проявляется в скором отказе  от мести.  Прощать — упрощать. Мстить — мешать, замеши­  вать, вмешиваться. Прощение просто. Месть  — слож­  на. Где месть истончается,  мстить уже не хочется, нет   интереса. Нити с миром рвутся, и человек улетает в  ничто.  Но ведь и прощать нельзя, предварительно  не за­  думав мщения. «Прощай  врагам своим». Это возможно  лишь  после предварительной обиды,  злобы. Враг дол­  жен быть  понят, установлен. А когда врагов  нет, тогда  и непонятно,  кому прощать и что прощать.  Но уже  «ограничение» и  понимание врага и есть прощение.  «Понять — значит простить».  Прощение — не забывание. Глубокая  обида край­  не редко стирается  из сознания. Прощение — не  при­  мирение или возобновление  каких-либо совместных  отношений.  Прощение является глубокой личной  ре­  акцией. Примирение же  — это совместное пребывание  двух людей, смирение. Можно простить  оскорбля­  ющего супруга, не  ища возмездия, но не примириться   до тех пор, пока он/она не  изменит своего оскорбляю­  щего  поведения. Прощение включает  готовность к при­  мирению  или ожидание в надежде на  преобразования  в обидчике. Но  примирение, конечно же, может являть­   ся результатом прощения.  Прощение  — это внутреннее личностное  освобож­  дение. Оно активно  и требует энергии. Это борьба  за  освобождение другого, в  то время как обиженный сам   находится в состоянии гнева.  Подлинное прощение — нравственный  акт и по­  этому не может  основываться на безнравственных   мотивах. Наиболее вероятным мотивом  постоянного  развития прощать  должен быть «агапе»1, нравствен­  ная, ориентированная на других  любовь, а также сми­  рение  и готовность признать обиженного.  Прощение часто путают с примирением,  которое  представляет собой  восстановление существовавших  взаимоотношений между индивидами.  ПРОЩЕНИЕ ИЛИ ЧЕСТЬ. С такой  дилеммой хотя  бы раз в жизни  сталкивается каждый человек.  Конеч­  но, если у него не  совсем атрофировано чувство  соб­  ственного достоинства или  способность прощать. Эта  дилемма  предстает в двух вариантах:  • «Простить ли человека, посягнувшего  на мою  честь, оскорбившего  меня?»  • «Не пострадает  ли моя честь, если я попрошу   прощения?».  Эти вопросы традиционны  для психологии семей­  ных  отношений.  Для углубленного  понимания обратимся к практи­   ке словоупотребления понятий  «честь», «прощение» и  «вина».  В «Толковом словаре живого  великорусского  языка» В. Даля  слово «вина» трактуется как  сино­  ним для понятий причина,  провинность, долг и обя­  занность. Если попытаться развить эту  мысль, то  можно сделать вывод,  что вина — это не только  факт  провинности, но и «обязанность»,  необходимость  исправить свою  ошибку, ставшую причиной каких-  либо неприятностей.  По мнению  В. Даля «прощение» берет истоки  от  слова «простой», означающего  «порожний», «пус­  той». Само  же слово «прощать» означает  «делать про­  стым от греха,  вины, долга», «освобождать от обяза­  тельства, кары, миловать». Еще одним  любопытным  значением этого слова  является «освобождать от мук,  страданий, болезни», исцелять, успокаивать.  В таком  ракурсе прощение  превращается чуть ли не в  под­  виг, благодеяние и великий  дар прощающего. В са­  мом  высоком смысле прощение, снимающее  мучи­  тельный хомут вины, освобождает провинившегося  от  возможной манипуляции со стороны  пострадав­  шего от собственных  угрызений совести, расчищает   место для чего-то нового, может  быть конструктив­  ного, например, благодарности.  Однако существует  один нюанс: тот, кого проща­  ют, должен чувствовать свою вину, может быть мучать-  ся ею, и  жаждать прощения, иначе «подвиг»  прощаю­  щего может быть  воспринят как оскорбление.  Кроме  того, говоря о прощении, следует  иметь в  виду и культурные  традиции России.  Смирение и  кротость поощрялись православным  народом. Например, «правонарушителю»,  «повинивше­  муся» перед общиной  вдвое уменьшалось наказание.  Издавна просьба о прощении  имела особый смысл как   акт смирения и признания своей  вины, а «повинную  голову меч  не сечет». Просившего прощения  либо про­  щали сразу, либо  наказывали, но после все равно  про­  щали. «Мщения русский народ  почти не понимает»  (С.Я. Дерунов).  Специальным днем духовного очищения  было (и  остается) «Прощеное воскресенье», когда все просили  прощения  у всех, «отмываясь» от «прегрешений  воль­  ных и невольных». Расставаясь  с близкими, путник  кланялся тем,  кого оставлял, и говорил: «Не  поминайте  лихом». Считалось,  что грехи, прощенные людьми, и  в  «мире ином» не будут  зачтены Богом.  Но, еще одна  тонкость: прощения надо просить,  а  к просьбам на Руси  тоже относились по-особому. С  од-  ной стороны, отказать просящему  человеку считалось  «черным  делом», с другой стороны, тех,  кто просил, не  очень-то и уважали. (В качестве иллюстрации можно   привести пример русских монастырей, которые не со­  бирали пожертвований  на свое содержание, как запад­  ные, а старались прокормиться  самостоятельно.)  Таким образом,  круг замкнулся: «преступник»,  мучимый сознанием вины, не хочет  лишиться уваже­  ния, потому  и не просит о прощении; «пострадавший»  и готов простить, но не знает,  нужно ли это «преступ­   нику» или хочет убедиться  в его раскаянии. Такие  ситуации  встречаются сплошь и рядом  в семейной  жизни. «Благодаря» российскому менталитету все уси­  лия психологов, призывающих сограждан открыто го­  ворить о том, чего они хотят, зачастую наталкиваются  на «гордый» протест. И самые близкие люди, супруги,  родители, дети, предпочитают обижаться друг на дру­  га, месяцами не разговаривать, обмениваясь красно­  речивыми с их точки зрения взглядами, и в душе отча­  янно надеяться, что другой поймет их и без слов, что не  надо будет «унижаться» до просьбы.  Что же можно сказать о словоупотреблении поня­  тия «честь»?  И снова хочется сослаться на определение В. Даля,  который разделяет честь на внешнюю и внутреннюю.  Одним словом, объединены в русском языке «внутрен­  нее нравственное достоинство человека, доблесть,  честность, благородство души и чистая совесть» с «ус­  ловным, светским, лситейским благородством, нередко  ложным, мнимым». «Родственниками» чести являются  почет, почести и честолюбие, несомненно, относящие­  ся к категории «внешней чести». Внешняя честь толь­  ко отчасти зависит от самого человека, она зиждется  на мнении и уважении других людей: соседки, одно­  сельчан, начальства или электората. Таким образом,  человек, наделенный внешней честью, должен вести  себя соответствующим образом только в присутствии  тех, чье мнение является для него важным. Однако эта  честь не убережет его от «нечестных» поступков когда  «нужных людей» поблизости нет.  Внутренняя честь не оставляет человека и тогда,  когда окружающим она безразлична или не вызывает у  них симпатии. Это внутренний закон самого человека,  его «стержень», «царь в голове», оказывающийся под-  час могущественнее, чем владыки земные и небесные,  Для чего нужна честь? Пожалуй, для самосохране­  ния. Только внешняя честь помогает человеку освоить­  ся и занять достойное место в обществе, обеспечив себе  и потомкам материальную базу для выживания. Внут­  ренняя же честь направлена на «выживание» лично­  сти, ее духовности и нравственной красоты. Такое «на­  следство» передается не генетическим отпрыскам, а  друзьям, близким, и даже случайным прохожим. И в  этом случае «не оскудеет рука дающего».  В патриархальной России было несколько разных  понятий о чести: для каждой категории людей — свое.  Девичья честь заключалась в чистоте и невинности,  женская — в верности мужу, мужская — в отсутствии  оснований для оскорблений и умении постоять за себя  и за других в случае незаслуженного обвинения.  Бесчестие считалось тяжким грехом и накладыва­  ло клеймо позора на всю семью «согрешившего».  Провинившегося могли проклясть родители, исключая  его из семейного крута, его могла изолировать или  изгнать община. Такого человека сторонились и свои,  и чужие, словно боясь запачкаться.  Хотя, можно констатировать, что указанные выше  критерии чести скорее можно отнести к внешним, чем  к внутренним. Например, если девушка, влюбленная в  одного юношу, вышла замуж за другого — «постыло­  го», но богатого, которого потом всю жизнь «ела по­  едом». С внешней точки зрения ее честь была безуко­  ризненной, но на самом деле вряд ли можно считать ее  поведение честным.  То же можно сказать о бесчисленных дуэлянтах,  часто осознававших свою неправоту, но не признавав­  ших ее, а, ради соблюдения внешней чести, убивавших  ими же оскорбленного противника.  Раскрытию некоторых нюансов этой проблемы  прощения и чести способствует обращение к роману  Ф.М. Достоевского «Идиот».  Попробуем взглянуть на некоторые явления глаза­  ми героев Достоевского. Многие аспекты суждений о  чести и бесчестии у Достоевского соответствуют тра­  диционным. Например, обесчещенными, «скверными»  герои романа называют соблазненных и обманутых или  цинично «использованных» женщин — «беднуюпосе-  лянку» Мари и Настасью Филлиповну. Слова Вари Иволгиной «уж не прощения ли просить у ней за то,   что она твою мать оскорбила и твой дом срамить при­  ехала, низкий ты человек» иллюстрируют отношение к  мужчине, неспособному оградить от посягательств  своих близких, что тоже вполне соответствует тради­  ционным взглядам.  Как правило, рядом с понятием «бесчестие» ока­  зываются слова «низость», «унижение». Честь же вос­  принимается как достойное уважения и в то же время  обязательное для порядочного человека качество.  Потеря чести и уважения окружающих восприни­  мается большинством героев романа как «падение».  «Падший человек» клеймится позором и виной. Напри­  мер, Мари, обманутая, кроткая, несчастная Мари не  вызывает сочувствия ни в ком из односельчан и фак­  тически изгоняется из общества. Поэтому князь, гово­  рящий Мари о своем уважении к ней, целующий ей  руки, действительно выглядит безумцем.  Как же определить, соответствует ли поступок  критериям честного и достойного поведения? Дело в  том, что у каждого свои мерки, свой «аршин».  Например, для Гани этот критерий отражается в  его же словах: «смешным быть не хочу». И он действи­  тельно остается верным своему кредо, даже когда «на  кон поставлена» огромная сумма денег в расчете на  известную жадность этого человека. Ганю нельзя на­  звать бесчестным человеком, однако, избранный им  критерий чести ориентирован на мнение других лю­  дей, а не на его собственное мнение. То же можно  сказать и о «господах нигилистах», которые держали  себя так, будто «боялись как-нибудь уронить достоин­  ство» в глазах окружающих.  Другая точка зрения основана на том, что достой­  ный поступок — это умный поступок. Похоже, что этого  мнения придерживается мать Аглаи, недаром во вре­  мя беседы князя с «нигилистами» она то и дело вос­  клицает: «сумасшедший дом», «я тут с ума сойду»,  называет князя «идиотом», себя — «дурой». Другим  критерием и для нее и для некоторых других героев,  иногда и для Аглаи, является «приличность».  Еще одно «больное место» Аглаи — ее самолюбие.  «Преступления» против него она не прощает даже  человеку, которого, по ее утверждению, она любила.  Лебедев же, кажется, считает такое понятие как   «честь» слишком обременительным и мешающим дос­  тижению его целей. Он с легкостью лжет друзьям и  бесконечно «из самоумаления» признает перед каж­  дым встречным, что он «низок», будто заранее выпра­  шивая снисходительности.  Что касается Настасьи Филипповны, то сама она  считает себя падшей женщиной, однако ее внутреннее  благородство и честность не позволяют ей выйти за­  муж за чистого, искренне любящего ее человека, пото­  му, что она боится «сгубить и опозорить» его. Вместо  этого она старается склонить на брак со своим возлюб­  ленным понравившуюся ему девушку. Ее понятия о  чести и честности видны и в словах, сказанных Рого­  жину, не любимому ею человеку: «А коли выйду за  тебя...то я тебе верною буду женой, в этом не сомне­  вайся и не беспокойся». Мнение посторонних людей  Настасье Филипповне безразлично.  Есть в романе еще одна женщина, поставившая  внутреннюю честь и милосердие превыше обществен­  ного мнения. Это — Нина Александровна Иволгина,  помогающая любовнице своего мужа и ее детям.  Главный герой романа — Лев Николаевич Мыш-  кин сам часто упоминает о том, что, по его мнению,  честно, а что «совестно». Стыдно лгать детям, женить­  ся ради наживы, а думать о человеке дурно и вовсе —  низость, за которую князь то и дело себя корит.  Зато по-дружески беседовать с лакеем, поспешно  извиняться перед человеком только что ругавшим его,  жениться на содержанке, считая это честью для себя,  Мышкин не считает зазорным. Общественных стерео­  типов «положено — не положено» для него не суще­  ствует, а существует внутренний закон чести, которо­  му и подчиняется герой.  Исследуя отношение «света» и князя Мышкина к  «падшей женщине» можно обнаружить огромную раз­  ницу двух мировоззрений. И Мари, и Настасья Филип­  повна, и множество других обманувшихся и обману­  тых женщин, зачастую не виноватых в случившемся с  ними, воспринимаются обществом как порочные, и  даже преступные существа.  Князь же видит в Мари несчастную девушку, до­  стойную сострадания и помощи. Он не только говорит  ей о том, что она невиновна, но и пытается донести по­  нимание этого в детские души. Мышкин, рассказывая  об этом случае, говорит, что через детей Мари приняла  прощение и умерла счастливой. И, скорее всего, это  действительно так: князь прервал роковую цепь пере­  живаний Мари (бесчестие — порицание и обвинение  жертвы окружающими — самообвинение жертвы и  ощущение собственной ничтожности — умирание лич­  ности). Если принять во внимание то, что в основе  полноценной личности лежит ощущение собственной  «хорошести», то личность, лишенная этого основания,  поистине становится умирающей. Не что иное, как  духовное возрождение даруют Мари князь и дети сво­  им прощением, отрицанием ее вины.  Отношение князя к Настасье Филипповне чем-то  похоже на его отношение к бедной поселянке, за ис­  ключением одного: Мышкин восхищается этой женщи­  ной и в глаза ей говорит, что считает ее совершенством.  «Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли,  а это много», — глубоко убежден Лев Мышкин. Конеч­  но, не безупречность репутации ценит герой романа, а  чистоту сердца, ту самую внутреннюю, истинную честь.  Возможно, что вера князя, его убеждение в чистоте На­  стасьи могли бы спасти эту женщину от страданий,  причиной которых было глубоко въевшееся в ее душу  чувство вины и собственной неполноценности. Она сама  себя не могла простить и отталкивала любимого челове­  ка, потому, что не верила, что ему может быть с нею  хорошо, что она его достойна. Быть может, простив себя,  она сделалась бы более счастливой сама и подарила бы  счастье князю. В некоторые моменты она понимает, что  обвиняет себя напрасно и недоумевает, удивляется са-  мой себе: «и зачем же я себя так унизила перед ними?»  Способность человека искренне просить проще­  ния вряд ли вписывается в рамки внешней чести:  князь, спешащий извиниться или извинить виновато­  го, вызывает в обществе смех и сомнения в его психи­  ческом здоровье. В обществе принято картинно оби­  жаться и заявлять о поруганной чести, разрывая  отношения с обидчиком навсегда и надменно отклоняя  его попытки примириться.  Настасья Филипповна, проведя пять лет в обиде  на своего развратителя и вынашивая план мести, после досадует: «и за что я моих 5 лет в этой злобе поте­  ряла!» Получается, что в проигрыше остается и чело­  век, обидевшийся на мучителя и виновника.  Таким образом, пожалуй, ничто не сочетается луч­  ше, чем примирение, настоящая честь, готовность про­  щать и честно признавать свою вину. А нечестно, на­  верное, как раз изображать из себя оскорбленную  невинность и истязать человека его виной, тем более  мнимой.  Ориентация на внешнюю честь ведет к потере  чего-то главного в жизни, разменивание ее на выясне­  ние того, кто чью честь сильнее задел и кто должен  играть роль оскорбленного, а кто — виноватого.  Р. Энрайт! показал, что в понимании прощения  взрослым свойственно:  • Прощение во исполнение требований религии.  • Прощение как средство достижения социаль­  ной гармонии: я прощаю, т. к. это восстановит  социальную гармонию и хорошие отношения в  обществе.  • Прощение как любовь: я прощаю безо всяких  условий, из любви к обидевшему меня, т. к.  должен испытывать искреннюю любовь к  другому человеку и его ущемляющемуменя  поведению, не отражающемуся на моей люб­  ви к нему.  Разброс значений с возрастом увеличивается, по­  казывая, что некоторые взрослые остаются на первых  стадиях.  Процесс прощения. Единственное описание про­  цесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе  описаны стадии продвижения к прощению, которые не  являются жесткими, что позволяет включиться в про­  цесс прощения на любой из них, и необязательно про­  ходить их все. Можно так же повторить некоторые ста­  дии неоднократно.  Стадии процесса прощения  Фаза открытия:  1. Осмысление психологической защиты, признаков  факта, что обида имеет место.  2. Признание наличия гнева, с целью избавления от него.  3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.   4. Осознание затраты эмоциональной энергии на  переживание обиды.  5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную  «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).  6. Понимание того, что обиженный человек сравни­  вает себя с обидчиком.  7. Понимание изменившихся взглядов на справедли­  вость в мире.  фаза принятия решения:  1. Изменение восприятия и новое понимание того,  что прежние стратегии избавления от обиды не  работают.  2. Готовность рассматривать прощение как предпоч­  тительный выбор.  3. Готовность простить обидчика.  фаза действий:  1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и  ситуацию в целом с помощью промеривания на  себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).  2. Эмпатия по отношению к обидчику.  3. Осознание своего собственного сочувствия к  обидчику.  4. «Поглощение» боли.  фаза результата:  1. Нахождение личностного смысла для себя и дру­  гих в прощении.  2. Понимание собственной потребности в прощении  со стороны других и в прошлом.  3. Понимание того факта, что человек не изолирован  от других. Многие были в похожих ситуациях.  4. Понимание того, что пережитая обида может из­  менить жизнь.  5. Осознание уменьшения негативных чувств и рос­  та позитивных чувств в отношении обидчика.  При кратком рассмотрении этого процесса расчет  идет на то, что индивид в первой фазе должен прояв­  лять открытость, так как его задача — быть честным  перед собой. Главная задача обиженного — сознавать,  что он обиделся, и что есть последствия этой обиды.  Обиженный человек осознает психологические защиты  (отречение, подавление чувств), которыми он пользовал­  ся, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто  выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Так   же происходит осознание, что вся эмоциональная и  когнитивная энергия тратится на переживание травми­  рующей ситуации.  Переживание — это преодоление некоторого  «разрыва» жизни, это некая восстановительная ра­  бота, как бы перпендикулярная линии реализации  жизни. Пережить значит перенести какие-либо,  обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь  тяжелое чувство или состояние. Переживание состо­  ит в достижении смыслового соответствия сознания  и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия1. На­  пример, мужчине, от которого ушла жена и создала  другую семью, больно представлять себе как она  теперь счастлива. Для данного мужчины идет восста­  новительная работа, он переживает, испытывает  обиду и гнев. Но настанет момент (4 стадия), когда  он поймет, что эта обида может изменить его жизнь  в отрицательную сторону. Все это осознание приво­  дит к экзистенциональному кризису, сомнению в  наличии справедливости.  На фазе действия происходит пересмотр индиви­  дом своих взглядов и стремлений к пониманию ситу­  ации обидчика и действующих на него стрессов, что  позволяет более полно понять его поведение. Проис­  ходит реформация — процесс рассмотрения обидчика  в каком-то определенном контексте, учитывая его пре­  дысторию, возможность того, что он находится под  каким-либо давлением. Это делается не для извинения  или оправдания обидчика, не для забывания или иска­  жения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта  реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффек­  тивная сторона когнитивной реформации, так как про­  щающий чувствует то, что чувствует обидчик. После  этого появляется сострадание, которое делает более  возможными и принятие боли, и само прощение. Эм­  патия и сострадание — эмоциональные компоненты  пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягча­  емся. Причем, важно не находить оправданий обидчи­  ку, так как каждый ответствен за свои поступки.  Экзистенциональная рефлексия может привести   жертву к пониманию того, что сама и обида и продви­  жение в сторону примирения имеет глубоко позитив­  ное значение для ссорящихся и для других людей. На­  пример, женщина после развода с мужем пришла к  выводу, что стала более независима, а прощение выс­  тупило как поддержка отношений с детьми. Экзистен­  циальное значение обиды и процесса прощения зак­  лючаются в том, что они развивают новую цель в жизни.  Прощающий человек осознает несовершенство свое и  других. Это приводит к скромности и осторожности в  суждении о других. Как только прощающий почувству­  ет некоторое понижение негативных аффектов, это  будет указывать на наступление прощения.  Процесс принятия прощения. Феномен прощения  и сама обида проявляются в межличностных (супру­  жеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое  (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это  конфликтные ситуации, в которых конфликтующие  являются взаимоважными друг для друга. Обидчик мо­  жет тоже испытывать дискомфорт и сожаление от  содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его  жизнь, став тяжким грузом.  Ступени процесса получения прощения  Фаза осознания ситуации:  1. Формальное отрицание, но внутреннее признание  своего поступка.  2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной  справедливости).  3. Стыд — ощущение того, что другие осуждают и  отвергают.  4. Осознание катарсиса.  5. Осознание когнитивного репетирования.  6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимо­  отношений до и после обиды.  7. Понимание последствий и значения пережитого  для обиженного.  8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в  худшую сторону (повышение уровня самокритич­  ности, снижение самоуважения).  Фаза принятия решения:  1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотно­  шения с жертвой.  2. Желание получить прощение. Принесение изви­  нений, в попытке загладить ущерб.  3. Понимание, что прощение — это иметь готовность  терпеливо ждать этот дар.  Фаза действий:  1. Пересмотр своего понимания другого, осознание  того, что он нуждается во времени, чтобы простить.  2. Эмпатия по отношению к жертве.  3. Проявление сострадания.  4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обижен­  ного и трудности своего пути к прощению.  Фаза результата:  1. Нахождение смысла в страдании.  2. Осознание, что простил других.  3. Понимание, что не одинок и, что все оказывались  в подобных ситуациях.  4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).  5. Освобождение от чувства вины, проявление чув­  ства благодарности к другому.  6. Примирение.  Процессы дарования и получения прощенья тесно  связаны. При сравнении процессов прощения и его  принятия, обнаруживается разница в том, что в пер­  вой фазе этих процессов обиженный переоценивает  существующую справедливость, а обидчик переоцени­  вает себя самого.  ЭФФЕКТ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОЩЕНИЯ выражается в:  • улучшении отношений с обиженным;  • ослаблении самоугнетения;  • улучшении мнения об обиженном;  • положительных внутренних и моральных из­  менениях.  В исследованиях Р. Энрайта прощение оценива­  лось по собственному мнению испытуемых о степе­  ни превозмогания отрицательных и выработке пози­  тивных мыслей, эмоций и поведение в отношении  обидчика1.  Так же в его работе приведены данные о связи  прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях,  когда человек испытывает глубокую обиду в важных  для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что   прощение связано не только с отсутствием депрессии  и тревожности, но и с другими позитивными характе­  ристиками, такими как самоуважение и самооценка.  Один из экспериментов был поставлен со студен­  тами, лишенными родительской любви в детстве, им  читалась лекция о прощении, и предлагалось пройти  фазы прощения. Результаты показали рост готовности  прощать, самоуважения, снижение тревожности и  положительное отношение к родителям. Значит, про­  хождение фаз прощения ведет не только к достиже­  нию более высоких фаз, но и к улучшению психичес­  кого состояния.  Стремление получить прощение и его получение  благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугне­  тение виной, и влекут положительные внутренние и мо­  ральные изменения.  Феномен прощения и сама обида проявляются  в браке, при этом супруги — обидчик и жертва —  вовлечены во взаимоважные отношения.  Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль  межличностных обид, включающий готовность к при­  мирению, преодоление негативных аффектов и суж­  дений по отношению к обидчику, задействующий аф­  фективную, когнитивную и поведенческую сферы, и  являющийся свободным выбором личности. Как ни  сложно перевернуть страницу в супружеских отноше­  ниях и позволить супругу начать с чистого листа, еще  сложнее никогда не делать этого.  Прощение — сложный процесс, требующий сил и  энергии, и дарующий ценное исцеление от обид, вред­  но воздействующих на психическое и физическое здо­  ровье человека. Прощение подобно спасательному  кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в  потоке гнева и агрессии, и избавит нас от несения тяж­  ких мук обид через всю жизнь.  И обиженный и обидчик выигрывают от искрен­  него прощения, дарованного с любовью и принятого  со смирением. Но нельзя принудить человека проявить  милосердие — нужно способствовать пониманию того,  что представляет собой прощение, и поощрять его в  семейной практике. 

  ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА СУПРУЖЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ  В первобытном обществе не возникает проблемы  индивидуальных и личностно значимых чувств, т. к. для него характерны элементарная идентификация, полное  отождествление с предками, с их коллективностью,  вечное возвращение к прародителям. Леви-Стросс от­ мечает оппозицию между индивидуальным и коллек­ тивным поведением относительно тотемизма: первое  оценивается негативно!. Кроме того, первобытное со­ знание улавливает между существами и предметами  мистические отношения. В этих отношениях всегда, но  в разной форме и степени предполагается наличие партиципации (сопричастности) между существами  или предметами, ассоциированными коллективным  представлениям. Леви-Брюль называет законом парти­  ципации характерный принцип первобытного мышле­  ния, который управляет ассоциацией и связями пред­ ставлений в первобытном сознании2. В коллективных  представлениях первобытного мышления предметы,  существа, явления могут непостижимым образом быть  одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимо они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые   ощущаются вне, не переставая пребывать в них. Пе­ щерные люди, которые жили ордой, групповым бра­  ком, наверное, не знали никакой любви. С динамичес­  кой точки зрения возникновение существ, явлений,  события, и чувств, по-видимому, представляет собой результат мистического действия, которое при опре­ деленных условиях передается от одного предмета или существа другому. Все это зависит от партиципации,  которая представляется первобытному человеку в фор­  ме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на  расстоянии и т. д.  На заре человечества родовой человек был скло­ нен одушевлять все свое окружение. У него стала раз­  виваться способность приписывать свои особенности,  склонности и чувства другим. Природа одухотворилась.  Каждый предмет чувствовал, мыслил, становился опас­ ным или дружественным. Надо было иметь его в виду  постоянно, надо было угадать его желание. Вместе с тем в них усилена компонента «свое-чужое».  Об этом периоде К. Лоренц пишет: «Каждая дос­  таточно четко выделенная культурная группа стремит­  ся и в самом деле рассматривать себя как замкнутый в себе вид — настолько, что членов других сравнива­ емых сообществ не считают полноценными людьми.  В очень многих туземных языках собственное племя обозначается попросту словом «человек»1.  В глубокой древности (а в религиозных учениях и поныне) любовь рассматривалась как некий абсолют,  объединяющая сила мироздания или как путь челове­ ка приблизиться, слиться с этим абсолютом. Возмож­ но, это и составляет архетипическое содержание по­ нятия «любовь».  Попробуем классифицировать типы любви, основы­ ваясь на исторических периодах, каждый из которых имел свой объект (объекты) привязанности. Назовем первую форму любви элементарной привязанностью.  Объектом ее являлось все окружение человека. Основ­  ные категории, в которых может быть описан этот пери­ од: внешнее и нераздельное. Ведущая линия элементар­  ной привязанности — партиципация (сопричастность). 

Исследователи древности  говорят, что любви, в ее   нынешнем понимании, не было, даже когда стало  воз­  никать единобрачие. Само собой  разумеется, что фи­  зическая красота, дружеские отношения, одинаковые  склонности и т. п. пробуждали у людей  различного пола  стремление к половой  связи. Как для мужчин, так и  для  женщин не было совершенно безразлично, с кем они  вступали в интимные отношения. Но до современной  половой  любви было еще бесконечно далеко. Об этом  же шутливо написал Ежи  Юрандот:  Когда мой первобытный  пращур  С праженщиной интимности желал.  За волосы волок ее он в  чащу  И угрызений совести не знал.  А если та пыталась отвертеться,  Мог и дубинкой врезать даме сердца.  Себе присвоил он такое право.  Поскольку  знал, что это ей по нраву.  Постепенно и последовательно элементарная при­  вязанность формировала склонность к кооперации, а  необходимость  кооперироваться развивала привязан­  ность, поднимая ее с биологического уровня на соци­  альный. Родовой  человек, будучи человеком природным  и телесным, постепенно становился существом соци­  альным и духовным.  Интересно, что любовь, по мнению Ю.Б. Рюрико-  ва1, появляется во времена, когда женщина попадает  под  господство мужчин. Можно было бы подумать, что  любовь возникла в истории  как психологическое воз­  мещение  за женское рабство: подчинив женщину,  мужчина сам попал к ней  в плен. Но это внешний и  ограниченный подход. Ясно, что рождение любви  за­  висело не от одной причины, а от многих и было толь­  ко одним  звеном в цепи общего развития человече­  ства. Стабильная социальная иерархия определяла  отношения индивидов. Для того времени характерна  пространственно-временная детерминация частной  жизни, четкая ограниченность круга деятельности,  практически  полностью исключалась самостоятельность  действий и оценок. Однако уже тогда  начина­  ются формироваться первые элементы одухотворен­  ной любви. К ним относится соответствие личности  идеалу, осмысление внутреннего  «Я», приобщение  к духовному. Сознание той эпохи отличается сак­  ральной  знаковостью (или эмблематичностью), оно  становится ритуальным и символичным. Мировоз­  зренческим стержнем той  эпохи было то, что весь  окружающий мир воспринимался лишь как символ  мира сверхъестественного, потустороннего. Здесь  все «вещи видимые» обладали свойствами воспро­  изводить «вещи  невидимые», т.е. быть их символами.  Мир представлялся человеку как  иерархия подобных  символов, которые  расположены на лестнице, веду­  щей к миру сверхъестественному, причем по степе­  ни совершенства.  У рождения любви много и других причин — преж­  де всего духовное усложнение человека, рождение в нем  новых идеалов, подъем на новые ступени  этического и  эстетического развития. Думать так позволяют кое-ка­  кие свидетельства, дошедшие до нас  из древности —  песни, обычаи тех  племен, где женщины и мужчины  были социально равны, и между  ними было гораздо  больше дружественной  близости, чем соперничества.  Психологический  уровень людей был достаточно высок,  душевные отношения глубоки, и в этом теплом климате,  вполне, могли возникнуть истоки любви.  Однако многие ученые считают, что во время Ан­  тичности любви как  таковой также не было, а был  толь­  ко один телесный эрос. Гегель писал, что в искусстве  Античности любовь не встречается «в субъективной глу­  бине и интимности чувств», как позднее. Она выступает  только в аспекте чувственного насаждения. Трагедия  древних, по мнению Гегеля, в том, что они не знали любви  в ее романтическом значении, им был ведом «изнури­  тельный  жар крови, чувственная страсть, внушенная  Венерой».  Вряд ли, конечно, верно, что в древности совсем  отсутствовала любовь. Индивид в  Античности уже об­  ладает элементами личной автономии, которую необ­  ходимо уважать. Об индивидуальной любви  то и дело  говорится в самых  древних мифах Греции, а в класси-  ческую эпоху, почти двадцать пять веков  назад, появи-  лись даже теории духовной любви — Сократа, Платона   и Аристотеля. Стоит вспомнить  греческих богов любви.  В свите  богини любви Афродиты было много  богов —  покровителей любви, олицетворявших собой начало и  конец любви, плотские вожделения, ответную любовь,  страстное  желание, любовные уговоры, брак, роды.  А раз были боги любви и теории любви, то брались они,  вероятно, из любви.  Если говорить об эросе, то это слово больше под­  ходит  к народам, которые вышли на дорогу цивилиза­  ции раньше греков, —  к египтянам, шумерам, аккадам.  В  шумеро-аккадском пантеоне была богиня Иштар —  покровительница любви  и распри, вожделения и вой­  ны. При древних храмах жили тогда  особые жрицы  любви, их почитали, а  любовь обожествлялась как та­  инственная сила. И характер этой любви носил, несом­  ненно, чувственный компонент. Конечно, это еще эрос  телесный, лишенный духовности. Но уже в давние  времена людям было ясно, что этот эрос не просто  животное чувство, —  он очеловечивает человека. Ска­  зание о Гильгамеше, может быть первая в мире поэма,  где прямо  говорится об этом. Главный герой  этого  эпоса, который жил среди  диких зверей, полюбив, стал  совсем другим, стал человеком. И эпос говорит  об этом  так: «Стал он умней, разуменьем глубже».  Любовь ранней Античности вполне возможно на­  звать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в  ней  много общеприродного, одинакового  для человека и  других существ. Телесные (хотя уже и одухотворенные)  тяготения, плотские желания — таким и  был ранний  эрос античности.  Новые ступени в психологии любви  запечатлева­  ют римские поэты I в. до н. э. — Катулл, Вергилий, Го­  раций, Овидий. Любовь достигает у  них огромных  высот, утончается, приобретает новые свойства, кото­  рых раньше не было. Античные певцы  поют о любви  как величайшем откровении человека перед человеком.  Все  в любви для них было естественным, не запрет­  ным, — и это тоже было одним из главных свойств  тог­  дашней любви. Все телесные тяготения одухотворяют­  ся, поэтизируются, и в этом их скрытая внутренняя  Духовность. Центр тяжести идеалов  передвигается с  этических свойств  человека на любовно-эстетические.  12*  Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

И сам спектр духовности усложняется, делается «мно-  гослойнее». Она уже  начинает духовно созревать, де­  латься самостоятельной, отделяться от тела. Любовь —  уже сложное чувство, состоящее как бы из отдельных  потоков. Рождение этого чувства  — звено в цепи тех  огромных психологических и социальных переворотов,  которые происходят во времена эллинизма  в человеке  и обществе1.  Личность начинает обособляться от общества, на­  чинает все больше осознавать свои отдельные, част­  ные интересы, все  больше выдвигать их на первый  план. И вместе с этим обособлением резко  углубляется  и любовь, она как  бы выдвигается вперед, и постиже­  ние ее ценностей делается куда более  глубоким и раз­  ветвленным. Еще  одна примета индивидуальной люб­  ви — желание, чтобы она не кончалась, невозможность  представить, что  она когда-то умрет. Античная лите­  ратура много говорит о бедах, горе любви, терзании  и тоске, которую  она дает. Что касается субъективной  глубины чувства, в которой часто  отказывают древ­  ним, то психология их любви часто не однолинейна,  особенно когда они говорят о  противоречиях любви.  Для древних  любовь — смесь меда и яда, по выраже­  нию Ю.Б. Рюрикова. Вместе с появлением любви вы­  росли  не только радости жизни, но и ее горести, ее  боль, печаль. Любовь —  огромный усилитель челове­  ческого  восприятия, и она увеличивает  в глазах лю­  дей счастья и  несчастья, и, может быть, несчастье  даже  больше чем счастье. Входя  в жизнь человечества, лю­  бовь меняет весь строй ее ценностей. Простота чело­  веческой жизни теперь пропадает, рождение любви за­  путывает, усложняет  индивидуальную жизнь, лишает  ее былой  цельности и ясности.  Что касается дальнейшего развития восприятия  человечеством любви, то с уверенностью можно ска­  зать, что христианство дало миру идеал всеобъемлю­  щей  любви как основы человеческого  бытия.  Идеал всеобъемлющей, все  пронизывающей и все­  прощающей  любви возник и сформировался  в сфере  религиозного сознания. Любовь к ближнему, то есть к  каждому  человеку, в Новом Завете — необходимое  ус­  ловие любви к Богу, главная  ступень на пути к нему, и  поэтому  она стоит практически в центре внимания всех  новозаветных авторов. Так высоко человеческая мысль  не ставила ни человека, ни его, пожалуй, самое слож­  ное и противоречивое чувство — любовь. Античная  философия  практически не знала всепрощающей люб­  ви к ближнему, которая, по христианским представле­  ниям, только и делает человека равного Богу. Любовь  понимается в Новом Завете, как любовь к  родственни­  кам и всем людям  вообще, как добродетельная жизнь,  как исполнение всех нравственно  этических норм —  божественных заповедей. Истинная любовь сопровож­  дается радостью, духовным наслаждением от всецело­  го единения с возлюбленным, полного слияния с ним  в  акте любви, глубинного познания его, осуществляю­  щегося на более высоких духовных уровнях.  Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к  людям — вот область  чувств и нравственных принци­  пов, открытая христианством и поставленная им в ос­  нову построения новой  культуры.  Возбуждение в людях  духовной любви, ведущей к  познанию первопричины в акте мистического слияния  с ней, осуществляется в христианстве путем включения  их в систему, главные элементы которой определяются  взаимосвязанными понятиями: Благо  — Красота —  Любовь — познание — наслаждение. В византийских  традициях возрождалась эстетизация  земной любви, ее  триумф облекается в более тонкие и возвышенные  фор­  мы. В этот период намечается интересная попытка до­  стичь  гармонии в отношении средневекового человека  к земной любви и  человеческой красоте. Любовь и кра­  сота должны привести в конечном итоге  к созданию  семьи, что вполне соответствовало нормам средневеко­  вой этики.  В эпоху Возрождения  тема любви расцвела в об­  становке общего интереса ко всему земному  и челове­  ческому. «Любви» возвращен  статус жизненной фило­  софской  категории, который она имела  в античности.  Флорентиец Марсилио Фичино поставил в центр ми­  ровоззрения  не божественные сюжеты, а человека,  который полон сил, и в гармоничном  мироустройстве  соединен со всеми  прочими частями космоса могучи-  Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Информация о работе Стереотипы восприятия