Стереотипы восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Логика жизни проста, совершенна и красива: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает. История отношений складывается из дат, событий, их причин и целей. Это ее невидимые глубины. Между тем душа человеческая «волнуется» постоянно. Имен­ но такие волнения позволяют говорить о динамике эмоциональных отношений. И чаще всего источником волнений являются значимые для нас люди. Крут значимых других образуется, по Кронику1, родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48%). Но это обманчивое равенство. Часть круга значимого общения, образованная родственниками, существенно более устойчива, отношения здесь бесконечные и незаменяемые. В целом же главные роли в жизни исполняют: мать и отец, затем — супруги, дети, друзья, подруги.

Работа содержит 1 файл

Семинар№3.docx

— 200.94 Кб (Скачать)

  ■ Удовлетворенность  браком и условия  сохранения  супружества  Для начала стоит разобраться в том, что же такое  Удовлетворенность жизнью. Аргайл М. пишет: «Удов­  летворенность — это в известной мере спокойная  рефлективная оценка прошлого и настоящего поло­  жения дел»!.  В Большом толковом психологическом словаре  удовлетворенность обозначается как «состояние удов­  летворения, возникающее у человека после осознания  того, что он достиг желанной цели».  В чем же заключается «источникудовлетворения»?  Этот термин, который впервые употребил Эдвард Ли  Торндайк, означает «любой стимул, обладающий при­  ятными или желательными свойствами. Определяемый  операционально, источник удовлетворения — стимул,  к которому организм стремится или научается некото­  рому поведению, чтобы его получить. Следовательно,  источник удовлетворения — цель, которая приводит к  состоянию удовлетворения»2.  Для человека такой целью является удовлетво­  рение своих потребностей (в пище, в безопасности  и т. д.). Одной из важнейших для человека (как су­  щества социального) потребностей стала потреб­  ность в присоединенности, т. е. побуждение завя­  зывать отношения, гарантирующие позитивные  постоянные взаимодействия. Исследователи связы­  вают тесные взаимоотношения, как с физическим  здоровьем, так и с эмоциональным благополучием.  Основной способ удовлетворить свою потребность  в присоединенности — это вступление в брак.  Аргайл М. утверждал, что «семейные люди, осо­  бенно те, кто счастлив в браке, ощущают более высо­  кую степень удовлетворенности жизнью. Имеются все  основания предполагать, что удовлетворенность на­  ходится в причинно-следственной зависимости с  супружеством»3.  В связи с этой проблемой многими учеными про­  водились исследования влияния брака на удовлетво­  ренность жизнью. Майерс Д. пишет об этом следую­  щее: «Целая гора данных свидетельствует о том, что  большинство людей, испытывающих к кому-либо при­  вязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого  лишен. Череда исследований, основывающихся на оп­  росах десятков тысяч европейцев и американцев, не­  уклонно приводит к одному и тому же результату, по  сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особен­  но с разведенными и брошенными, люди, состоящие в  браке, чувствуют себя более удовлетворенными жиз­  нью. В 1970-х и 1980-х гг. в США, к примеру, только  24 % никогда не вступавших в брак взрослых, по срав­  нению с 39 % находящихся в браке, заявили о том, что  чувствуют себя очень счастливыми» 1.  «Однако более важным является, — пишет далее  Майерс, — не сам факт брака, а качество брачных  отношений».  От чего же зависит это качество? Многие отече­  ственные и зарубежные психологи утверждают, что от  любви. Любовь в своих интимных психологических ха­  рактеристиках является общественно-исторически  обусловленным чувством, своеобразно отражающим  социальные отношения и особенности культуры, выс­  тупающим в качестве нравственной основы отношений  в институте брака.  По мнению Вирджинии Сатир, это сильное чувство,  через которое человек реализует желание бороться за  свои мечты, не рискуя быть осужденным2.  В кратком психологическом словаре понятие «лю­  бовь» рассматривается как «интенсивное, напряжен­  ное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное  сексуальными потребностями и выражающееся в со­  циально формируемом стремлении быть своими лич-  ностно значимыми чертами с максимальной полнотой  представленным в жизнедеятельности другого таким  образом, чтобы пробуждать у него потребность в от­  ветном чувстве той же интенсивности, напряженнос­  ти и устойчивости»3.  «Что касается чувства любви, то здесь речь идет об  особом виде привязанности, — считает Годфруа, — при  котором сексуальная потребность тесно связана с  потребностью заботится о другом, помогать ему чув­  ствовать себя в безопасности»1.  Еще в одном психологическом словаре любовь  определяется как «устойчивое чувство к человеку,  вызывающее желание быть с этим человеком и озабо­  ченность счастьем и удовлетворением этого человека»2.  Согласно концепции Роберта Стернберга, лю­  бовь состоит из трех компонентов: близость, страсть,  обязательства.  Пять определений любви, пять взглядов, но в каж­  дом из них красной нитью прослеживается нечто об­  щее: любовь сильное чувство, которое позволяет чело­  веку давать другому необходимое (удовлетворять его  потребности) и получать нужное для себя (удовлетво­  рять свои потребности).  Традиционно любовь считалась основой брачных  отношений, создания семьи. Исследования онтогенеза  и функций любви показывают, что и сегодня любовь  играет важную роль.  Итак, возникает и крепнет любовь, а за ней рож­  дается и семья. По Навайтису, семья — это группа,  удовлетворяющая потребности своих членов.  «Наиболее важная особенность функций семьи —  комплексность, основанная на взаимодействии конк­  ретных людей. Каждая потребность, удовлетворяемая  семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только  семья позволяет удовлетворить их в комплексе»3.  Семью, выполняющую все функции (удовлетворя­  ющую все потребности человека) можно назвать зре­  лой семьей.  Таким образом, из всего вышесказанного можно  выделить следующую логическую цепочку:  1. Большинство людей, удовлетворенных своей жиз­  нью, состоят в браке, имеют семью.  2. Сам по себе факт брака еще не говорит о том, что  человек счастлив. Важно другое — качество брач­  ных отношений.  3. ЭТО качество зависит от наличия любви. Любящие   и любимые люди удовлетворены своим браком.  4. Такие отношения являются залогом создания зре­  лой семьи, то есть такой, в которой могут быть удов­  летворены потребности друг друга.  Интересно, что молодые мужья тем больше доволь­  ны своей супружеской жизнью, чем неуступчивее они  сами, чем чаще им удается сохранить неизменным свое  первое слово. А вот для жен, как замечает А. Кроник,  не имеет столь большого значения отстаивание своих  слов. Удовлетворенность жены семейной жизнью за­  висит скорее от того, говорит ли она с мужем на одном  языке или на разных. Стало быть, если для мужчин  важнее отношение к ним на Вы, то для женщин суще­  ственнее чувство семейного Мы1.  Постоянная жизнь рядом с другим человеком  неизбежно приводит к накоплению разногласий,  вспышкам раздражения и конфликтам. Все пары  сталкиваются с неприятностями в процессе брака:  всем бывает порой больно, иногда люди разочаровы­  ваются и не понимают друг друга. Любовь остывает,  угасает или исчезает, о ней забывают, в ее возрож­  дение уже не верят. Без любви исчезает счастье  семейной жизни, чувство удовлетворенности браком.  Р.С. Немов снижение супружеской удовлетворен­  ности объясняет взаимодействием следующих пяти  факторов:  1. Индивидуальных характеристик каждого члена  семьи, в частности представлений каждого из них  о самом себе.  2. Отношений между мужем и женой, в особенности  тех, которые возникают в системе распределения  между ними домашней работы.  3. Взаимоотношений между каждым родителем и  ребенком.  4. Связей, существующих между новой семьей и дву­  мя исходными: родителями и родственниками мужа  и жены.  5. Материальных и профессиональных обстоятельств  жизни семьи. 

Супружеская удовлетворенность  или неудовлетво­  ренность могут  быть обусловлены любым из этих фак­  торов в отдельности или любым  их сочетанием!.  Эйдемиллер Э.Г. и  Юстицкис В. В. различают осоз­  нанную и плохо осознаваемую («тлеющую») неудовлет­  воренность2.  В случае осознанной неудовлетворенности обычно  наблюдается открытое признание  супругом того, что  семейные отношения  его не удовлетворяют. Показа­  тельным  при этом является указание на глобальный  характер неудовлетворенности —  на то, что семейная  жизнь не соответствует  даже самым минимальным тре­  бованиям. Как правило, упоминается  какое-то весьма  важное и психологически объяснимое обстоятельство,  мешающее немедленно разойтись (чаще всего дети или  жилищные трудности). Осознанная неудовлетворен­  ность нередко  сопровождается конфликтом между  супругами: к констатации неудовлетворенности  при­  соединяются выраженные агрессивные  ноты, пря­  мые указания на то, что  причиной ее является дру­  гой супруг.  Иначе проявляется «тлеющая неудовлетворен­  ность». Супругом выражается относительная  удовлет­  воренность семейной жизнью: «Живем нормально»,  «Не хуже, чем  другие люди». Истинная неудовлетво­  ренность же выявляется косвенным путем. Во-первых,  через выражение чувств и состояний: монотонность,  скука, бесцветность жизни. Во-вторых, неудовлетворен­  ность проявляется в многочисленных жалобах на раз­  личные частные  стороны семейной жизни. В-третьих,  «тлеющая неудовлетворенность проявляется  в ряде  специфических феноменов:  1. Феномен «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в  большинстве случаев  объективно второстепенной  проблеме, которая в данной семье разрастается до  таких размеров, что способна серьезно снизить  удовлетворенность» супругов семейными отноше­  ниями. Аналогичную роль играют и крупные, зна­  чимые проблемы, которые  не могут быть решены  в данный момент и постоянно ощущаются  как важ­  ный фактор неудовлетворенности  жизнью семьи.  2. Другой специфический  феномен — нарастание  фрустрации одного или обоих супругов: они  сооб­  щают о том, что оба (или  один из них) стали «нерв­  ными», при этом ими не указывается на какие-то,  на их взгляд, объективные  причины этого явления.  Особенно наглядно «тлеющая неудовлетворен­  ность» проявляется через эмоциональные  взрывы.  Неудовлетворенность, ссоры, конфликты неизбеж­  но ведут  за собой изменения в поведении, характере и  мироощущение супругов. Последствия «тлеющей не­  удовлетворенности» обнаруживаются в качестве фак­  тора, участвующего в этиологии субдепрессивных  со­  стояний при невротическом  развитии личности, в  клинике алкоголизма (особенно женского), а также в  качестве декомпенсирующего фактора  при явных ак­  центуациях характера1.  Эмоциональные отношения не являются постоян­  ными и неизменными, поэтому  исследователи подчер­  кивают необходимость  разумной организации взаимо­  отношений  в браке.  С.Д. Лаптенок отмечает, что факторы, связываю­  щие супругов в их союзе, распределятся так (по нис­  ходящей линии): общность духовных интересов и суп­  ружеская любовь; сексуальная совместимость; любовь  к детям; супружеский долг; семейный уют и матери­  ально-жилищные условия.  М.Т. Кузнецов перечисляет  некоторые неблаго­  приятные психологические  моменты, которые разру­  шают стабильность эмоциональных отношений:  • отсутствие веры в любовь, в возможность по­  стоянства супружеской любви;  • неправильные представления о  факторах се­  мейного благополучия и игнорирование таких  из них, как взаимоуважение, способность  на  взаимное доверие и понимание;  • незнание и отсутствие интуитивного чувства  основных закономерностей  половой любви и  более всего  — неспособность улавливать и  понимать чувства партнера, его характерологические  особенности и привычки, неспособ­  ность контролировать и регулировать свои соб­  ственные эмоции и чувства, проявление потре-  бительско-эгоистического отношения к любви  в целом1.  Важное влияние на эмоциональные  отношения в  браке оказывают  культура общения и досуга, совмест­  ное принятие решений супругами, совместное семей-  но-бытовое самообслуживание семьи, создание семей­  ной субкультуры. Стабилизация эмоциональных  отношений  зависит от равноправности ее членов, ин­  дивидуальных потребностей, которые  удовлетворяет  брак и семейная жизнь  в целом. Чувство вины разру­  шает брак.  Личностные характеристики супругов вносят свой  вклад в  развитие взаимоотношений, более того за их  нарушениями скрывается внутриличностныи конфликт  одного из супругов. К благоприятным  качествам суп­  ругов, обеспечивающим стабильность супружеских уз,  следует, по нашему мнению, отнести:  • отсутствие страха и тревожности, адекватную  самооценку;  • уравновешенность;  • ориентацию на поиск и умеренную  склонность  к риску, что позволяет  эмоциональным отноше­  ниям развиваться, а не стагнироваться;  • компетентность во времени (жить «здесь и сей­  час», видя при этом связь событий);  • высокий уровень самопринятия, что проявля­  ется в естественности поведения и открытости  опыту. Отсутствие самопринятия порождает  ин­  струментальное (за что-то) отношение  к себе и  другим, которое в  свою очередь неизбежно  приводит к нестабильности в эмоциональных  отношениях, т. к. всегда найдется кто-либо луч­  ше делающий что-либо.  Вероятность  сохранения эмоциональной компо­  ненты семейных отношений и благополучного разви­  тия брака возрастают, если супруги способны:  • реально  смотреть на противоречия («понять  хо­  чется дела-то человеческие...»);  • не строить иллюзий и надежду  на случай;   • не избегать трудностей и не впадать в отчая­  ние («...Я  помню морковь драгоценную эту  и  пол-полена березовых дров»);  • познавать психологию партнера («В твои глаза  вникая долгим взором, таинственным я занят  разговором...»);  • знать цену мелочам («Но бывает жизнь встает  в другом разрезе, и большое понимаешь через  ерунду»);  • быть терпимым, уметь  упреждать желания и  потребности  партнера («Кто-то на плечи руки  положит, кто-то ясно заглянет в глаза...»);  • контролировать свое поведение  и речь («За  одно только слово, ласковое, человечье...»);  • иметь чувство  меры («Какой мерою мерите, та­  кою  и вам будут мерить»);  •  осознавать причины и последствия  супружес­  кой неверности («Отче, прости им, ибо не зна­  ют, что  делают»);  • стремиться к единым подходам в воспитании  детей.  По мнению Дж. Рейнуотер, если в межличностных  отношениях с близким человеком  есть сложности, то  истинная причина  этого кроется в собственных  лично­  стных проблемах, которые  могут быть связаны с:  • ожиданиями;  • чувством безопасности;  • контролем;  • потребностью в любви и одобрении;  • моральным осуждением;  •  незавершенными отношениями с другими  людьми1.  Авраам Линкольн как-то сказал: «Не выстоит дом,  разделенный изнутри». Если люди в браке занимают  «боевые позиции» по отношению друг к другу, их брак  долго не продержится.  Многим супругам кажется, что они ссорятся из-за  так называемого лидерства, — каждый хочет утвердить  свое превосходство. Но эти «ролевые конфликты» —  всего лишь поверхность реальных отношений. Семья  строится на эмоциональных отношениях взаимосвязан­  ных и взаимодействующих людей. Когда один из чле­  нов семьи берет на себя функции следователя, начи­  нает следить за другим, чтобы тот «не подхалтуривал»,  когда «жена-прокурор» вызывает на ковер «мужа-под­  следственного» и устраивает ему «допрос» и «разбор»,  когда отношения сводятся к подсчетам «ценности»  добычи, приносимой в семью, то ни о какой эмоцио­  нальной общности речи быть не может.  Человек часто не знает, не видит и не слышит, не  понимает самых близких и дорогих своих людей.  А. Грин в одном из своих произведений высказал  мысль о том, что наш внутренний мир мало кому ин-  тересен*. Супругам кажется, что они знают друг  друга наизусть, а на самом деле главного — внут­  реннего мира того, кто рядом, с его непрестанными  изменениями — они просто не воспринимают. «Ов­  ладеть внутренним человеком, — пишет М.М. Бах­  тин, — увидеть и понять его нельзя, делая его объек­  том безучастного и нейтрального анализа, нельзя  овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в  него. Нет, к нему можно подойти и его можно рас­  крыть — точнее, заставить его самого раскрыться —  лишь путем общения с ним, диалогически». Актив­  ность в отношении чужого живого и полноправного  сознания — это активность вопрошающая, провоци­  рующая, отвечающая, соглашающаяся, возражающая  и т. п.2 Добавим, что это активность равноправных,  свободных и заинтересованных людей.  Устойчивость или нестабильность брака рассмат­  ривается В.А. Сысенко через удовлетворение потреб­  ностей супругов. Он полагает, что эмоционально-  психологическая стабильность брака, по мнению  отечественного психолога, зависит от удовлетворе­  ния потребности супругов в ласке, нежности, заботе  и внимании друг к другу. Другими словами, каждый  из супругов должен удовлетворять свою потребность  в положительных эмоциональных чувствах. Следова­  тельно, брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный   эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не  испытывает чувства отчуждения и психического  одиночества1.  Детерминантом привычных стереотипов поведе­  ния, неадекватных стилей общения и, как следствие,  неудачных супружеских отношений В. Сатир считает  наличие страхов у современного человека. Чтобы из­  бежать отвержения, которого супруги так боятся, они  постоянно пугают самих себя:  1. Я могу совершить ошибку.  2. Кому-то это может не понравиться.  3. Кто-то может меня раскритиковать.  4. Вдруг подумают, что я — выскочка.  5. Она подумает, что я плохой.  6. Люди могут подумать, что я дефективный.  7. Он может меня бросить.  В. Сатир убеждена в том, что для большинства  страхов и опасений, влияющих на чувство самоценно­  сти, нет серьезных оснований. Это становится совер­  шенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором.  Каждый из супругов, вступая в брак, имеет сло­  жившуюся систему ценностей, т. е. систему индивиду­  альных представлений о том, что важно и значимо в  жизни. В.А. Сысенко замечает, что в данной сфере у  супругов могут быть существенные различия, и даже  противоположные мнения, суждения, оценки2. Потреб­  ность в сохранении и поддержании чувства собствен­  ного достоинства тесно связана с такими понятиями, как  гордость, тщеславие, самолюбие. Оскорбления, обиды  возникают тогда, когда ущемляется человеческое досто­  инство, когда проявляется пренебрежение к человеку,  неуважение, грубое отношение к нему. В брачной и  семейной жизни такая потребность должна быть удов­  летворена. Люди ищут признания ценности своей лич­  ности, прежде всего у близких, родных и в кругу зна­  комых. Именно в таких группах дружеского общения  человек желает получить знаки внимания, уважения,  подтверждение своей значимости. Потребность в со­  хранении и поддержании чувства собственного достоинства является проявлением нужды человека в поло­  жительной оценке самого себя через оценки и отноше­  ния других людей. Каждый человек нуждается в само­  уважении, т. к. оно является показателем душевной  внутренней гармонии и сбалансированности психики.  В.А Сысенко выделяет два полюса — высокое само­  уважение и низкое, когда человек упрекает, осуждает  себя за какие-то проступки. Высокое самоуважение  свидетельствует о том, что психическая жизнь лично­  сти протекает без особых внутренних конфликтов, а  если они и случаются, то человек достаточно успешно  справляется с ними1. Для сохранения и поддержания  душевной уравновешенности, гармонии ему крайне  необходимо сохранение и поддержание чувства соб­  ственного достоинства. Таким образом, это не какая-  нибудь прихоть человека, а психологическая необ­  ходимость. Естественно, замечает В.А. Сысенко,  самоуважение и другие аспекты человеческого «Я»  тесно связаны с потребностью в уважении, внимании,  заботе со стороны других людей. Анализ человеческих  взаимоотношений показывает, что в структуре лично­  сти самым болезненным и уязвимым является именно  чувство самоуважения, чувство собственного достоин­  ства. Можно утверждать, что устойчивость брака и  удовлетворенность семейной жизнью зависят оттого,  как супруги относятся друг к другу, как поддержива­  ется и сохраняется чувство собственного достоинства  на достаточно высоком уровне.  Говоря об устойчивости брака, В.А. Сысенко выде­  ляет две основные системы факторов, определяющих ее:  • система социально-экономических факторов (ма­  териальное положение, бюджет времени и др.);  • система социально-психологических факторов,  которая определяет степень успешности выпол­  нения супругами семейных функций, степень  удовлетворенности семейной жизнью.  Он считает, что устойчивость брака зависит от  взаимосвязанных действий обоих факторов. Неудовлет­  ворение различных потребностей вызывает и физио­  логическую, и психологическую, и социальную напря­  женность и дискомфорт. 

Устойчивости брака мешает отчуждение супругов,   попытка  перевоспитания друг друга, возможность  но­  вых увлечений. А.А. Кроник перечисляет  немало дру­  гих подножек, способных  отдалить и разлучить близ­  ких  людей: добрые советы опытных людей, низкая  самооценка, миф о несовместимости... Но гораздо луч­  ше, замечает он, было бы назвать способы, которые  позволяют обходить различные подножки или хотя бы  не спотыкаться, не падать, встречая их, а, упав, помочь  друг другу  подняться. Может быть, есть универсаль­  ный способ, талисман от всех огорчений  и бед?  «Все счастливые семьи  похожи друг на друга, каж­  дая несчастливая семья несчастлива по-своему»  —  этими словами начинается роман  Л.Н. Толстого «Анна  Каренина», и  так думают многие, надеясь отыскать  универсальный способ стать счастливыми.  Здесь вспоминается суфийская притча: «Большой  пес, увидев щенка, гоняющего  за хвостом, спросил:  — Что ты так гоняешься за хвостом?  —  Я изучил философию, — ответил  щенок, — я ре­  шил проблемы мироздания, которые не решила ни одна  собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это  счастье, и  что счастье мое в хвосте, поэтому  я гоняюсь  за ним, а когда поймаю, он будет мой.  — Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался  мировыми проблемами и составил свое мнение об этом.  Я тоже понял, что счастье  прекрасно, и что счастье мое  в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы  ни делал, он следует за мной: мне не нужно  за ним  гоняться»1.  Начался XXI век, а с ним появилась новая  скорость  в погоне за счастьем, множество  его объектов. Невдомек  людям, что  счастье рядом, поэтому мужчина  бежит в  одном направлении, а  женщина — в другом. Хотя воз­  можно, что они движутся в одну сторону, просто некогда  им перевести  дыхание и посмотреть друг на друга.  А.А. Кроник и Е.А. Кроник для сохранения эмоци­  ональных отношений рекомендуют:  • беречь общие воспоминания, ценить историю  своих отношений, сколь  короткой бы она ни  казалась;  • творчески относиться к годам, часам, минутам   общения друг с другом, уметь жить настоящим;  • смелее заглядывать в далекое  будущее, мечтать  вместе, иметь общие  надежды, планы.  Только тогда совместная жизнь с друзьями и родны­  ми станет действительно яркой, ценной и неповторимой.  К другим факторам, стабилизирующим семейные  отношения, относят:  • постоянное стремление партнеров к сохране­  нию семьи;  • желание и способность партнеров  к согласо­  ванным действиям  на благо семьи;  • инициативность каждого супруга в решении  се­  мейных проблем и реальный вклад каждого в  общественные дела;  • разумное сочетание разнообразных  личных це­  лей и потребностей с общесемейными делами  и потребностями;  • стремление в трудную минуту к эмоциональ­  ному единению и  сплочению;  • эстетическую привлекательность (внешний вид,  манера поведения  и т. д.);  • способность эмоционально согреть супруга,  т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу  доверия, непринужденности, сердечности.  К сожалению, многие долгий период ухаживания  рассматривают как длительный путь борьбы за счас­  тье, считая ЗАГС финишной ленточкой, а дальше мож­  но почивать на лаврах. Это распространенная ошибка  и женщин и мужчин1. Борьба-то только начинается,  когда кажется, что  муж (жена) уже навсегда с вами.  Бесспорно, что в этой борьбе и  внешний вид супругов  играет роль, так как известно, что именно он возбуж­  дает любовь и желание  или гасит их. Но не менее, а  может, и более серьезной становится борьба за созда­  ние, организацию, формирование общих интересов.  Они, естественно, могут и должны быть у каждого свои.  Но просто необходимо иметь общие. Это цементирует  семью. Дети, конечно, могут сплачивать семью. Но  только общих детей  недостаточно — должны быть об­  щие духовные интересы. Встречаются  люди молодыми, а потом проживают  вместе всю жизнь. Это не   проходит бесследно — они взаимно воспитывают  друг  друга, переживают вместе успехи, радости и горести.  Доброжелательность в отношении друг друга — непре­  менное условие счастливого супружества.  Причины отрицательного отношения  к. себе и се­  мейной жизни. Дэвид  Берне приводит причины отри­  цательного отношения к себе и  жизни, которые явля­  ются «разрушителями»  эмоциональных отношений.  Наиболее распространенные среди них:  1. мышление категориями черно-белых крайностей;  2. склонность к высокому уровню обобщений («так  происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «ни­  когда я этого  не смогу»);  3. применение отрицательного фильтра, концентра­  ция на неудачах, ошибках и промахах, постоянная  критика;  4. преуменьшение положительных  факторов, отбра­  сывание любого позитива;  5. привычка делать поспешные  выводы, отрицатель­  но толковать  события и явления на основании  «чте­  ния мыслей» («он определенно  хотел этим сказать,  что я ни к чему не пригодна...») и «отрицательного  ясновидения» («наверное, из этого ничего не полу­  чится и будет еще  хуже»);  6. применение метода «перевернутого телескопа»:  близкое и доступное  преуменьшается, а недости­  жимое  и отдаленное преувеличивается;  7. восприятие мира исключительно через  эмоции;  8. излишнее увлечение словами  «я должен» и «я долж­  на», которые  полностью вытесняют «я хочу», «мне  нужно», «мне нравится»;  9. развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных  оценок собственного или чьего-либо поведения,  личных качеств, способностей и т. п.;  10. привычка брать на себя вину за события и ситуа­  ции (особенно касающиеся близких людей), кото­  рые являются неподвластными.  Резюмируя, позволим себе несколько  вольную  интерпретацию любви. Для  каждого человека формула  любви  своя, однако, составляющие, вступающие в ре­  акцию, во многом схожи. Каждый готовит свой аромат  любви: кто-то мастерски, кто-то талантливо, а кто-то  бездарно. Кто-то использует самые качественные и   лучшие ингредиенты своей  души и тела, фантазии и  духа для  приготовления изысканного праздничного  кушанья. Кто-то насобирает что-то на скорую руку,  умирая от голода влечения, одиночества, никчемности  или жажды власти, и «сварганит» то, к чему и не при­  тронется, отплевываясь, в лучшем случае, а в худшем  сам же и отравится, отравляя другого.  Итак, смелости ради, предлагаем примерный ре­  цепт зелья любви:  в изысканный сосуд отношений двоих людей вли­  ваем бурлящую массу страсти и влечения, доводим до  кипения и чуть охлаждаем жизненными трудностями  (чтобы ушли лишние взрывные газы несдержанности,  ярости, эгоизма); добавляем молоко нежности с арома­  том восхищения; процеживаем отвар благоразумия (от­  деляя равнодушие), настоянный на маслах великоду­  шия; всыпаем щепотку заботы или две, измельченное  самоуважение и доверия целую пачку; концентрат «Я»  растворяем в «Я» другого с добавлением эликсира  познания и вливаем в основную массу, украшаем взмы­  вающими перьями фантазии и розовыми облаками  вдохновения. Приправа романтики, пудра сентимен­  тальности и порошок авантюрности по вкусу. Жела­  тельно добавить такие редкие ингредиенты, как крис­  таллик искренности, масло жертвенности и зерна  стойкости и терпения (обеспечат долгое сохранение  продукта в неблагоприятных условиях). Варить до го­  товности. Подавать как бесценное, роскошное и ред­  кое сокровище. Истинный вкус могут почувствовать и  оценить два человека, участвующих в совместной тра­  пезе. Пресыщение приводит к необратимой порче про­  дукта. Хранить в сердце, оберегать разумом, защищать  телом.

 ■ Семейные  сценарии, жизненные драмы  и  супружеские игры 

Судьба каждого человека, как считает Э. Берн,  определяется им самим, его умением мыслить  и ра­  зумно относится ко всему, что происходит вокруг.  Будучи абсолютно  свободным, человек с помощью  любых средств волен планировать  свой жизненный   путь самостоятельно.  Каждый человек уже в детстве  решает, как ему  жить дальше и  как он будет умирать. Это и  есть его  жизненный сценарий. Сценарий, по определению  Э. Берна, — это  непрерывно развертывающийся жиз­  ненный план, формирующийся в раннем детстве под  влиянием родителей. Это психическая сила, которая  несет человека по определенному  пути в его судьбе,  независимо от того, считает ли он этот путь разумным  или сопротивляется ему1.  Сценарий обязательно предполагает: 1) родитель­  ские директивы, 2) подходящее для их выполнения  личностное развитие и  способности, 3) решение, при­  нятое  в детском возрасте, 4) действительное желание  и заинтересованность в  выполнении сценария (будь он  с хорошим  или с плохим концом), 5) убежденность в  необходимости происходящего.  Семейные сценарии. Семейный сценарий содер­  жит установленные традиции и ожидания для каждого  члена  семьи, которые успешно передаются из поколе­  ния в поколение2.  Когда семейные сценарии передаются из поколе­  ния в поколение, стремление к единству членов семьи  и ожидание определенного поведения могут  отражать­  ся в следующих фразах: «Традиции нашей семьи не по­  зволяют нам быть малодушными». «В нашей семье ско­  рее будут  голодать, чем попросят помощи». «Женщины  в нашей семье всегда были бесполезными, как сорня­  ки». «В нашей семье  дом — это крепость мужчины».  Некоторые семейные сценарии включают длитель­  но поддерживаемые традиции, связанные с надежда­  ми на призвание: «В нашей семье всегда были врачи».  «Мы династия учителей». «У нас всегда рождались  хорошие дети». «Мы  дали три поколения политиков».  «В нашей семье, к сожалению, всегда был, по крайней  мере, один преступник». «Сыновья в нашей семье  всегда были защитниками Отечества».  Член семьи, который не осуществляет ожидаемый   сценарий, часто воспринимается как  белая ворона.  Однако некоторым  семейным сценариям как раз мо­  жет требоваться такой человек, чтобы завести интригу  или  иметь козла отпущения на семейной сцене.  Многие семейные сценарии имеют  определенный  ряд предписаний  для каждого человека в семье  и раз­  личные предписания для  мужчин и женщин. Напри­  мер, нет  ничего удивительного, если старший  сын за­  нимает в семье особое место.  Не все семьи непрерывно продолжают семейные  сценарии. Семейные сценарии могут меняться под  действием  внешнего влияния. Многие семьи намерен­  но и обдуманно избавляются от традиционных сцена­  риев старшего поколения. Некоторые традиции про­  сто умирают, потому что их трудно поддерживать в  условиях быстро меняющихся обстоятельств. Этот  процесс может  переживаться как «культурный шок».  Непрерывно возникающие новые и  новые сценарии  имеют тенденцию  к постепенному снижению чувства  общности и ослаблению структуры  семьи.  Одни семейные сценарии способствуют успеху,  другие неудаче. Тем не менее  в жизни любой отдельной  личности самой важной силой, формирующей  ее сцена­  рий, являются сообщения, воспринятые от родителей.  Роли и темы жизненных драм. Получив  предписа­  ния, ребенок принимает  психологические позиции и  устанавливает  роли, необходимые для осуществления  своей жизненной драмы. Когда  роли определены, Ре­  бенок выбирает людей и манипулирует ими, чтобы  присоединить их к списку действующих  лиц1.  Такой выбор происходит, когда женщина, приняв­  шая позицию  «Мужчины — это шалопаи», несколько  раз выходит замуж за шалопая. Роль ее сценария ос­  нована на позиции, что «Мужчины — не о'кей». Она  придирается к мужу, жалуется на него всем, что по­  степенно делает его жизнь невыносимой и, таким  об­  разом, способствует осуществлению  собственных пред­  сказаний. В  конце концов, она вынуждает его  уйти.  Затем она может сказать: «Вот видишь, я же говорила. Мужчины  — это шалопаи, которые бросают  тебя при   первой же трудности».  Иногда жизненная драма требует  ухода одного  партнера главного героя и выхода на сцену другого.  Этот процесс часто наблюдается  в браках мужчин, за­  нятых профессиональной деятельностью, которые в  течение  многих лет нуждаются в работающей жене,  умеющей аккуратно обращаться с деньгами. Однако  когда такой  мужчина достигает успеха в своей  профес­  сии и начинает переходить на другой социальный  уровень, его  сценарий может потребовать партнерши  с другими способностями.  Супругов часто выбирают из-за возможности  ма­  нипулирования ими. В качестве расплаты за такой  выбор партнеры должны быть способны играть «пра­  вильные игры» и исполнять  роли, необходимые для  осуществления  сценария. Самые распространенные  драматические роли могут быть определены как Пре­  следователь, Спаситель  и Жертва. Когда эти роли яв­  ляются лишь масками, они нечестны и  служат для ма­  нипулирования. Далее  они означают манипуляторские,  нечестные  роли:  Преследователь: Тот, кто устанавливает  неоправ­  данно строгие границы  поведения или кому поруче­  но выполнять правила и кто делает это с садистской  жестокостью.  Жертва: Тот, кто не способен к работе, но притвор­  но заявляет, что ему  отказывают в ней из-за его про­  исхождения, пола или религиозной  веры.  Спаситель: Тот, кто надевает маску «полезного  человека» для  того, чтобы держать остальных  в зави­  симости от себя.  | Манипуляторские роли являются частью системы  вымогательств и игр, которые входят в сценарий лич­  ности. Личность может играть в игру, подражая пове­  дению родителей. Человек, начинающий игру, предпо­  лагает зацепить других игроков, чтобы  вызвать или  привлечь их отреагировать  определенным образом и  тем самым  подкрепить ранние психологические  пози­  ции Ребенка.  В том, что, находясь на многих жизненных сценах,  личность знает, как играть все роли во всех играх, нет  ничего удивительного. Каждый способен, переключаясь, играть три основные роли: Жертва, Преследова­  тель, Спаситель.  Распространенная семейная драма включает вза­  имодействие  трех определенных игр, каждая из кото­  рых начинается с определенной роли1.  Игра  Пни Меня  Попался, Сукин  Сын  Я Всего Лишь Пытаюсь Помочь Тебе  Основная роль  Жертва  Преследователь  Спаситель  Действие начинается, когда  инициатор игры «Пни  Меня» манипулирует другой личностью с тем, чтобы  она пнула его. Как Жертва инициатор  игры ищет Пре­  следователя, который  услужливо ловит преступника  на  месте преступления и играет в дополнительную игру  «Попался, Сукин Сын». С этого момента  сцена подго­  товлена для появления  Спасителя. Предложения Спа­  сителя, которые он делает с важным видом, отверга­  ются, и он чувствует  себя гонимым. В соответствии со  своей любимой игрой Спаситель  жалуется: «Я Всего  Лишь Пытаюсь  Помочь Тебе».  Каждая личность время  от времени играет роли  Преследователя, Спасителя или Жертвы. Однако каж­  дая личность стремится противостоять  жизни и играть  в семейных играх любимые роли. Исполняемая  роль  не всегда является чистой, так  как личность может  играть одно, а чувствовать другое. Например, неуди­  вительно, когда личность, чувствуя себя Жертвой, на  самом  деле преследует и тиранит других. Часто такое  переключение ролей  создает драму.  Супружеские игры. В жизни супругов или всей  семьи можно обнаружить почти  все разновидности игр,  но наиболее интересными и распространенными  сре­  ди супружеских игр являются такие игры, как «Тупик»,  «В зале суда», «Фригидная женщина» и «Фригидный  мужчина», «Загнанная лошадь», «Если  бы не ты...»,  «Посмотри, как я стараюсь»  и «Дорогая»2. 

1. Тупик. Игра «Тупик»  является доказательством   того, что игры манипулятивны по  своей природе, и  одной из  основных задач любой игры  становится раз­  рушение близости. Что бы партнер ни сделал, он  все­  гда оказывается неправым. Его просят помогать по  дому  и выполнять какую-нибудь несложную  работу.  А когда он с энтузиазмом  берется за дело, другой суп­  руг начинает выискивать всевозможные  погрешности  в том, что он  сделал. Получается, что «ты ошибся  и ви­  новат, если ты сделал  это не идеально, но ты еще  более  виновен, если не сделал  того, о чем тебя попросили».  Такое двойное давление можно  назвать основной ди­  леммой  игры «Тупик».  2. В зале суда. «В зале суда» может успешно  про­  исходить при неограниченном  числе игроков, но наи­  более  распространен вариант для трех  участников: Ис­  тца, Ответчика  и Судьи, представленных мужем,  женой  и третьим лицом. Муж  начинает жаловаться: «Позволь­   те мне сказать, что ... (здесь  вставляется имя жены)  сделала  вчера. Она ...». Затем жена  отвечает на обви­  нение  в том же духе и защищается: «На самом деле  случилось вот  что. Он...». Супруг обращается  к судье  со словами: «Что  ж, я рад, что вы выслушали  обе сто­  роны, потому что хочу, чтобы ваше заключение было  объективным». В этот момент консультант  глубокомыс­  ленно замечает: «Мне кажется, что мы должны  при­  нять во внимание... (и  так далее, и так далее)».  После этого игра либо прекращается, либо перете­  кает в игру  «Дорогая», которая более проста  по своему  строению, либо в  игру «Более того», что ничуть  не луч­  ше. Игра «Более того»  заключается в том, что Истец   зачитывает обвинения, а Ответчик  после каждой реп­  лики вставляет:  «Я могу это объяснить». Истец  совер­  шенно не интересуется  объяснениями Ответчика, и как   только тот закрывает рот, оглашает  следующее обвине­  ние, начиная  его словами: «И более того...».  Этот обмен  репликами может  продолжаться до бесконечности.  Бытовой вариант игры «В зале  суда» обычно ра­  зыгрывается  для трех участников — сиблингов  и одно­  го из родителей.  А: «Мама, она взяла мою шоколадку!»   Б: «Но он отнял у меня  куклу, да еще и толкнул,  и  вообще шоколадку купили  обоим!»  3. Фригидная женщина.  Приблизительный сцена­  рий игры  выглядит так. Муж делает жене  вполне опре­  деленное предложение,  та отвергает его. После второй  попытки супруга смягчить ее  сердце, она заявляет, что  все  мужчины скоты и чудовища, что  он не любит ее, и  его  интересует только секс. Он оставляет  ее в покое на  некоторое  время, после чего повторяет  свою попытку,  но с тем же  результатом. Наконец он сдается  и больше  не делает ей подобных  предложений. После того, как в   ритме воздержания от сексуальных  отношений прохо­  дит неделя  или месяц, жена становится  на редкость  рассеянной: то она  проходит через спальню полуоде­  тая, то она забывает чистое полотенце, когда идет в душ,  и муж приносит его в ванну. Наконец муж поддается на  ее провокацию и возобновляет свои попытки. Но исход  предусмотрен заранее: он вновь оказывается отвергну­  тым, и в ход идет игра «Скандал», в которую включает­  ся не только данная ситуация, но вся жизнь супружес­  кой пары — финансы, неудачи, всяческие происшествия  и т. п. В конце концов, кто-то из супругов хлопает две­  рью, и эта тяжелая ситуация прерывается.  В этот самый момент муж дает себе слово, что  вполне обойдется без секса некоторое время. Прохо­  дит какое-то время (дни, недели, месяцы), он упорно  игнорирует ежевечерние дефиле в неглиже, которые  устраивает жена по дороге в спальню, не поддается на  уловки с забытым полотенцем, а жена ведет себя все  более провокационно. Однажды вечером она подходит  к нему и страстно целует. Сначала муж не реагирует,  помня о том, чем все это завершилось в прошлый раз.  Но вскоре природа берет свое, что нетрудно, если  учесть столь длительное воздержание. Наконец, он  сдается, решив, что на этот раз все в порядке. Он ста­  новится смелее, все развивается так, как и должно было  бы, но в самый ответственный момент жена отталки­  вает его с гневным криком: «Вот видишь, я же говори­  ла! Все мужчины — животные! Я хочу нежности, а ты  думаешь только о сексе». Вновь запускается игра «Воп­  ли», но теперь они могут опустить обсуждение поведе­  ния супруга и упреки в нелюбви и сразу перейти к об­  суждению финансовых проблем.  Повседневная форма этой игры широко использу­  ется женщинами среднего возраста, причем их поведение таково, что это словосочетание вскоре начинает   использоваться как разговорный эпитет. Такая игра  часто переходит в игру «Соблазн» и ей подобные, в  которых возможно разыграть праведное негодование.  Если жена втянулась в игру целиком, результат  может быть плачевным, например, развод.  Обратная игра — «Фригидный мужчина» — встре­  чается реже, но протекает по тому же сценарию, с теми  же вариациями, и лишь незначительными различиями  в деталях.  4. Загнанная лошадь. Эта излюбленная игра  чрезмерно занятых домохозяек. Такая домохозяйка  пытается профессионально делать десять-двенадцать  различных дел, соответственно принимая на себя де-  сять-двенадцать различных ролей: Любовница, Мать,  Домохозяйка, Горничная, Няня, Жена и другие. По­  скольку эти роли основываются на различных обра­  зах и конфликтны по отношению друг к другу, через  некоторое время (месяцы или годы) возникает сим­  птом «Колени домохозяйки». Это название родилось  потому, что именно на колени сажают детей, с их  помощью моют полы, поднимают тяжелые сумки и  передвигаются. Этот симптом можно выразить одной  простой фразой: «Я устала».  Если деятельность домохозяйки соответствует ее  желаниям и потребностям, то она способна испыты­  вать удовольствие от домашних хлопот, потому что они  становятся выражением ее любви и заботы о семье, и  такая ситуация не приведет к развитию конфликта или  игры. Когда ее младшие дети поступят в колледж и ос­  тавят дом, она может испытать сильный приступ оди­  ночества, так как число ее дел значительно уменьшит­  ся, а именно они были основным средством выражения  ее любви к детям. Если же женщина постоянно ориен­  тируется на своего внутреннего Родителя и полностью  подчиняется ему, а ее муж (которого она тщательно вы­  бирала) является не в меру критичным человеком,  поддерживающим ее Родителя снаружи, ей будет очень  сложно удержать подобное понимание своей деятель­  ности. Если к этому добавить отсутствие любви и чув­  ства благодарности со стороны других членов семьи,  то неудивительно, что с каждым годом она будет ста­  новиться все более несчастной. Она может попытаться спасти себя от подобных переживаний, получив   несколько вознаграждений от игры «Если бы не ты»  или «Недостаток». Любая домохозяйка может прибег­  нуть к этим играм, когда ей становится особенно тяже­  ло, но это не значит, что они обязательно войдут в  постоянный репертуар. Если же эти игры не принесут  ей столь необходимого временного облегчения, она  переключится на другую игру, и на этот раз ей ока­  жется игра «Загнанная лошадь».  5. Если бы не ты... Суть игры такова. Женщина  выходит замуж за авторитарного и доминантного муж­  чину, который ограничивает ее активность, тем самым  оберегая ее от ситуаций, которых она панически боит­  ся. Если бы речь шла о простом рациональном дей­  ствии, то жена поблагодарила бы супруга за столь на­  дежную защиту ее интересов. Но при игре в «Если бы  не ты...» реакция жены прямо противоположна ожида­  емой. Она берет максимум от ситуации, при любом  случае упоминая о существующих ограничениях, что  заставляет мужа чувствовать себя неловко. Он пытает­  ся загладить свою вину, преподнося ей дорогие подар­  ки и потворствуя ее желаниям, а значит, она получает  дополнительную выгоду от такого положения дел.  6. Посмотри, как я старался. Это игра, рассчи­  танная на трех игроков, в которую играют супружес­  кая пара и третье лицо. Супруг внутренне стремится  к разводу, хотя вслух заявляет о своем желании все ис­  править, а супруга искренне хочет сохранить брак.  Случается, что супруг «проявляет свою добрую волю»  и соглашается дать еще один шанс своей семье. При  этом он обычно в присутствии третьих лиц затевает  одну из простых форм игры «В зале суда». С течением  времени супруг начинает все более агрессивно реаги­  ровать на действия третьего лица или же идет на ус­  тупки, всем своим видом выражая недовольство таким  развитием событий. Когда супруги остаются наедине,  он демонстрирует увеличивающуюся степень понима­  ния и выдержки, но в конце концов срывается, и ситу­  ация ухудшается еще сильнее, чем прежде. Довольно  быстро супруг решает, что с него достаточно, и вместо  семейного времяпрепровождения отправляется на охо­  ту или на рыбалку. Таким образом, он вынуждает жену  пойти на развод. 

Информация о работе Стереотипы восприятия