Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31

Работа содержит 1 файл

Степень выраженности лидерских качеств в малых группах. Социальная психологи.docx

— 236.39 Кб (Скачать)

    12. Считаете  ли вы, что производите на людей  внушительное (импозантное) впечатление?  а) да, б) нет. 

    13. Считаете  ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет. 

    14. Теряетесь  ли вы, если люди, окружающие вас,  выражают несогласие с вами? а)  да, б) нет. 

    15. Случалось  ли вам по личной инициативе  заниматься организацией рабочих,  спортивных и других команд  и коллективов? а) да, б) нет. 

    16. Если  то, что вы наметили, не дало  ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность  за это дело возложат на  кого-нибудь другого; б) возьмете  на себя ответственность, и  сами доведете дело до конца. 

    17. Какое  из этих двух мнений вам  ближе: а) настоящий руководитель  должен уметь сам делать то  дело, которым он руководит, и  лично участвовать в нем; б)  настоящий руководитель должен  только уметь руководить другими  и не обязательно делать дело  сам. 

    18. С  кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с  независимыми и самостоятельными  людьми.

    19. Стараетесь  ли вы избегать острых дискуссий?  а) да, б) нет. 

    20. Когда  вы были ребенком, часто ли  вы сталкивались с властностью  вашего отца? а) да, б) нет. 

    21. Умеете  ли вы в дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону  тех, кто раньше был с вами  не согласен? а) да, б) нет. 

    22. Представьте  себе такую сцену: во время  прогулки с друзьями по лесу  вы потеряли дорогу. Приближается  вечер, и нужно принимать решение.  Как вы поступите? а) дадите  возможность принять решение  наиболее компетентному из вас;  б) просто не будете ничего  делать, рассчитывая на других.

    23. Есть  такая пословица: «Лучше быть  первым в деревне, чем последним  в городе». Справедлива ли она?  а) да, б) нет. 

    24. Считаете  ли вы себя человеком, оказывающим  влияние на других? а) да, б)  нет. 

    25. Может  ли неудача в проявлении инициативы  заставить вас больше никогда  этого не делать? а) да, б) нет. 

    26. Кто,  с вашей точки зрения, истинный  лидер? а) самый компетентный  человек; б) тот, у кого самый  сильный характер.

    27. Всегда  ли вы стараетесь понять и  по достоинству оценить людей?  а) да, б) нет. 

    28. Уважаете  ли вы дисциплину? а) да, б) нет. 

    29. Какой  из следующих двух руководителей  для вас предпочтительнее? а) тот,  который все решает сам; б)  тот, который всегда советуется  и прислушивается к мнениям  других.

    30. Какой  из следующих стилей руководства,  по вашему мнению, наилучший для  работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а)  коллегиальный, б) авторитарный.

    31. Часто  ли у вас создается впечатление,  что другие злоупотребляют вами? а)да, б) нет.

    32. Какой  из следующих двух «портретов»  больше напоминает вас? а) человек  с громким голосом, выразительными  жестами, за словом в карман  не полезет; б) человек со  спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

    33. Как  вы поведете себя на собрании  и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

    34. Подчиняете  ли вы свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь?  а) да, б) нет. 

    35. Возникает  ли у вас чувство тревоги,  если на вас возложена ответственность  за какое-либо важное дело? а)  да, б) нет. 

    36. Что  бы вы предпочли? а) работать  под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без  руководителя.

    37. Как  вы относитесь к утверждению:  «Для того чтобы семейная жизнь  была хорошей, необходимо, чтобы  решение в семье принимал один  из супругов»? а) согласен, б)  не согласен.

    38. Случалось  ли вам покупать что-либо под  влиянием мнения других людей,  а, не исходя из собственной  потребности? а) да, б) нет. 

    39. Считаете  ли вы свои организаторские  способности хорошими? а) да, б)  нет. 

    40. Как  вы ведете себя, столкнувшись  с трудностями? а) у меня  опускаются руки; б) у меня появляется  сильное желание их преодолеть.

    41. Делаете  ли вы упреки людям, если  они этого заслуживают? а) да, б) нет. 

    42. Считаете  ли вы, что ваша нервная система  способна выдержать жизненные  нагрузки? а) да, б) нет. 

    43. Как  вы поступите, если вам предложат  произвести реорганизацию вашего  учреждения? а) введу нужные изменения  немедленно; б) не буду торопиться  и сначала все тщательно обдумаю. 

    44. Сумеете  ли вы прервать слишком болтливого  собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет. 

    45. Согласны  ли вы с утверждением: «Для  того чтобы быть счастливым, надо  жить незаметно»? а) да, б) нет. 

    46. Считаете  ли вы, что каждый человек должен  сделать что-либо выдающееся? а)  да, б) нет. 

    47. Кем  вы предпочли бы стать? а)  художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем,  политическим деятелем.

    48. Какую  музыку вам приятнее слушать?  а) могучую и торжественную,  б) тихую и лирическую.

    49. Испытываете  ли вы волнение, ожидая встречи  с важными и известными людьми? а) да, б) нет. 

    50. Часто  ли вы встречали людей с  более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет. 

    Оценка  результатов и выводы

    В соответствии со следующим ключом определяется сумма  баллов, полученных испытуемым.

    Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

    За  каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый по­лучает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

    Если  сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

    Если  сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

    Если  сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

    И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен  к диктату.

 

Приложение 3.

    Методика "Эффективность лидерства"

    Следующий опросник оценивает не лидерские  качества человека, а его возможную  практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной  эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».

    Текст опросника 

    1. Стремитесь  ли вы к использованию в  своей работе новейших достижений? а) да, б) нет. 

    2. Стремитесь  ли вы к сотрудничеству с  другими людьми? а) да, б) нет. 

    3. Какой  язык в общении с коллегами  вы предпочитаете? а) краткий,  ясный, точный; б) эмоциональный,  образный, с намеками и подтекстом.

    4. Разъясняете  ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений? а) да, б) нет.

    5. Доверяют  ли вам люди, которые постоянно  или временно находятся в вашем  подчинении? а) да, б) нет. 

    6. Вовлекаете  ли вы всех исполнителей совместного  дела в обсуждение связанных  с ним вопросов, если на вас  возложена обязанность ими руководить? а) да, б) нет.

    7. Поощряете  ли вы у подчиненных вам  людей проявление самостоятельности,  независимости в работе и инициативы? а) да, б) нет. 

    8. Помните  ли вы имена тех людей, с  которыми общаетесь? а) да, б)  нет. 

    9. Предоставляете  ли вы свободу действий своим  подчиненным в достижении тех  целей, которые ставите перед  ними? а) да, б) нет. 

    10. Контролируете  ли вы ход выполнения задания  вашими подчиненными? а) да, б)  нет. 

    11. Помогаете  ли вы своим подчиненным, если  они в этом нуждаются? а)  да, б) нет. 

    12. Выражаете  ли вы благодарность подчиненному  за хорошо выполненную работу? а) да, б) нет. 

    13. Стремитесь  ли вы искать в людях лучшие  их качества и ориентироваться  на них в совместной работе? а) да, б) нет. 

    14. Знаете  ли вы о том, как наилучшим  образом использовать положительные  качества, имеющиеся у ваших подчиненных,  в работе? а) да, б) нет. 

    15. Знаете  ли вы интересы и потребности  ваших подчиненных? а) да, б)  нет. 

    16. Умеете  ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет. 

    17. Благодарите  ли вы сотрудников за работу  в присутствии других? а) да, б)  нет. 

    18. Делаете  ли вы замечания своим подчиненным?  Если да, то в какой обстановке? а) наедине, б) в присутствии  других.

    19. Отмечаете  ли вы хорошую работу своих  подчиненных, докладывая об итогах  вышестоящему руководителю? а) да, б) нет. 

    20. Доверяете  ли вы своим подчиненным? а)  да, б) нет. 

    21. Стремитесь  ли вы доводить до подчиненных  всю основную информацию, получаемую  от вышестоящих руководителей  и организаций? а) да, б) нет. 

    22. Раскрываете  ли вы значение работы, выполняемой  каждым из ваших подчиненных,  для общего дела? а) да, б) нет. 

    23. Оставляете  ли вы себе и подчиненным  время для планирования работы? а) да, б) нет. 

    24. Есть  ли у вас план повышения  своей квалификации? а) да, б) нет. 

    25. Имеется  ли у ваших подчиненных план  повышения их квалификации (или  индивидуальные планы подобного  рода)? а) да, б) нет. 

    26. Регулярно  ли вы читаете специальную  литературу? а) да, б) нет. 

    27. Имеете  ли вы библиотеку новейшей  литературы по вашей специальности?  а) да, б) нет. 

    28. Заботитесь  ли вы о состоянии своего  здоровья, сохранении и повышении  работоспособности? а) да, б) нет. 

    29. Любите  ли вы выполнять сложную, но  интересную работу? а) да, б) нет. 

    30. Проводите  ли вы лично обучение своих  подчиненных с целью улучшения  качества и повышения эффективности  их работы? а) да, б) нет. 

    31. Знаете  ли вы о том, на какие качества  работника необходимо ориентироваться  при его приеме на работу? а)  да, б) нет. 

    32. С  желанием ли вы занимаетесь  разбором жалоб и удовлетворением  персональных просьб, исходящих  от подчиненных? а) да, б) нет. 

    33. Сохраняете  ли вы психологическую дистанцию  в общении с подчиненными? а)  да, б) нет. 

    34. Относитесь  ли вы к своим подчиненным  со вниманием и уважением? а)  да, б) нет. 

    35. Уверены  ли вы в себе? а) да, б) нет. 

    36. Хорошо  ли вы знаете свои сильные  и слабые стороны? а) да, б)  нет. 

    37. Часто  ли вы проявляете творчество  в работе? а) да, б) нет. 

Информация о работе Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)