Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31

Работа содержит 1 файл

Степень выраженности лидерских качеств в малых группах. Социальная психологи.docx

— 236.39 Кб (Скачать)

     Экспериментальные средства для выявления способностей к руководству (неформальному лидерству), которыми располагают исследователи, весьма немногочисленны и, как правило, требуют нарушения определенных этических норм.

     Действительно, для того, чтобы создать сколько-нибудь правдоподобную социальную ситуацию, испытуемых необходимо ввести в заблуждение.

     Испытуемому предлагали руководить сооружением  несложной конструкции из специально приготовленных шестов, снабженных системой крепежных узлов. Обязательным условием испытания было именно руководство  операциями по сооружению, без личного  участия. Контрольное время составляло 10 мин. Для испытуемого создавалась  иллюзия свободного выбора себе помощников. Однако помощниками оказывались  переодетые ассистенты экспериментатора. По заранее разработанной методике ассистенты создавали чрезвычайно  сложные психологические условия  для испытуемого. Они внешне ему  повиновались, однако пользовались любым  предлогом для препирательств между  собой, выражали свое недоумение по поводу речевых особенностей «руководителя», его манер и стиля поведения, пытались говорить на посторонние темы, провоцировали дискуссии по выполняемому заданию.

     Если  «руководитель» не представлялся и  не спрашивал их имен, то один из «помощников» замечал, что элементарная вежливость требует знакомства при совместной работе; если «руководитель» очень  кратко объяснял задание, то «помощники»  жаловались на то, что получают непонятные указания; если, напротив, он пространно излагал свои соображения, то второй «помощник» тут же заявлял, что босс принимает их за идиотов и вообще странно, как ему могли доверить руководство.

     Поведение испытуемого во время эксперимента тщательно фиксировалось, последующий  анализ позволял выявить степень  конформизма, эмоциональной устойчивости, инициативы, а также фрустрационный порог. 
 
 

     Выводы  к первой главе.

     Нами  рассмотрен феномен лидерства в  аспекте социализации и возрастных особенностей. Мы выяснили, что лидер является.личностью, организующей, мобилизирующей и ведущей за собой группу людей. В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

 

      Глава II. Эмпирическое изучение психологических особенностей лидерства.

2.1. Организация исследования.

     Исследование  было проведено в октябре 2010 года.

     В исследовании приняло участие два группы студентов два класса общеобразовательной школы- 9 и 11. Обе группы характеризуются равным числом мальчиков и девочек.

     Исследование  проводилось в три этапа. На первом этапе группам были предложены бланки ответов, даны инструкции, и в течение 40-60 минут, испытуемые, в спокойной обстановке, отвечали на вопросы.

     На  втором этапе полученные данные были подсчитаны, систематизированы и  выведены в сводную таблицу результатов (Приложение 1).

     Третий  этап состоял из двух частей – интерпретация  итоговых показателей и сравнение  показателей опрошенных групп. 

2.2. Методы и методики.

     В качестве методов в данном исследовании были использованы тестовые опросники.

     Тест-опросник «Восприятие индивидом  группы» (Е.В. Моисейко, И.К. Нелисов). (Приложение 2) Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

     Тип 1. Индивид воспринимает группу как  помеху своей деятельности или относится  к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется  в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип  восприятия индивидом группы можно  назвать «индивидуалистическим».

     Тип 2. Индивид воспринимает группу как  средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и  оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной  проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип  восприятия индивидом группы можно  назвать «прагматическим».

     Тип 3. Индивид воспринимает группу как  самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается  заинтересованность, как в успехах  каждого члена группы, так и  группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может  быть назван «коллективистическим».

     Методика  «Диагностика лидерских  способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) (Приложение 4). Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

     Методика  «Эффективность лидерства» (Приложение 3). Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. 

2.3. Результаты исследования.

2.3.1. Описательные статистики.

     В рамках описательной статистики были вычислены следующие параметры:

     Таблица № 1.Определение нормальности распределения.

  «Оценка отношений подростка  с классом» Методика  «Лидер» Методика  «Эффективность лидерства»
И К П
Мода 3,0000 5,0000 4,0000 26,0000 29,0000
Медиана 4,0000 6,0000 4,0000 30,0000 31,5000
Среднее 4,5750 5,8250 3,9000 30,1500 31,9250
 

     Из  таблицы № 1 видно, что по параметрам среднее, мода, медиана в 4 из 5 параметрах имеется распределение отличное от нормального, следовательно, в последующей обработке будут использоваться непараметрические методы. 

2.3.2. Сравнительная статистика.

     Мы  использовали критерий Манна-Уитни, были найдены связи на таких уровнях, как коллективизм - 84,500 на уровне значимости 0,002; лидерство- 87,000 на уровне значимости 0,002; эффективность лидерства- 81,000, на уровне значимости 0,001.

Таблица № 2. Значения U-критерия Манна-Уитни.

Переменная U М-У Уровень значимости Класс
9 11
Коллективизм 84,500 0,002 6,95 4,7
Лидерство 87,000 0,002 27,1 33,2
Эффективность лидера 81,000 0,001 29,15 34,7
 

     Исходя  из значений U-критерия Манна-Уитни, данные позволяют заключить что, значения по шкале коллективизм у подростков 9-го класса отличается от значений по шкале коллективизм у подростков 11-го класса. Такими образом можно сделать вывод: у учеников 9-го класса преобладает коллективистический тип восприятия, а у 11-го класса индивидуальный и прагматический, то есть старшие подростки являются более самостоятельными. По шкале лидерство у подростков 11-го класса значение существенно выше, чем у учеников 9-го класса. Это объясняется тем, что ученики старшего класса более самостоятельные и тем самым обладают более развитыми качествами, присущими лидеру. По шкале эффективность лидерства у подростков 11-го класса так же наблюдается более высокое значение, чем у учеников младших классов.

     Так, мы видим, что подростки 11-го класса обладают наиболее выраженными качествами лидера, нежели подростки 9-г класса. Что в свою очередь подводит нас к выводу, что наша гипотеза статистически доказана.  
 

2.3.3. Сравнительный анализ.

     По  результатам специального теста «Восприятие индивидом группы» (Е.В. Моисейко, И.К. Нелисов) была составлена таблица и получены следующие результаты:

     Таблица № 3. Сравнение типов восприятия группы 9-го и 11-го классов.

  Индивидуалистический  тип Коллективистический тип Прагматический  тип
9 кл. 2 16 2
11 кл. 11 4 5
 

     Из  таблицы № 3 видно, что большинство 9-го класса воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Это может объясняться тем, что подростки 9-х классов недостаточно самостоятельны и не готовы работать вне своей группы, то есть индивидуально.

     У подростков 11-го класса выявлено 11 человек, которые воспринимают группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. 5 подростков воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. 4 человека относятся к коллективистическому восприятию подростка классом.

Информация о работе Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)