Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)

Автор: a*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31

Работа содержит 1 файл

Степень выраженности лидерских качеств в малых группах. Социальная психологи.docx

— 236.39 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАО УВПО

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  психологии

Кафедра педагогической психологии 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная психология»

на тему: «Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)». 
 
 

                                                                      

                                                                           Выполнил: Рыжкова И.А.

                                                                           Группа: ПП-302

                                                                           Руководитель: Курочкина И.А. 

                  Оценка:____________ 
                   

Екатеринбург 2010

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. теоретический анализ феномена лидерства в научной литературе. 5

1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5

1.2. Теории происхождения лидерства. 9

1.3. Функции лидера 10

1.4. Восприятие лидера его группой 16

1.5. Личностные характеристики лидеров 18

Глава II. Эмпирическое изучение психологических особенностей ЛИДЕРСТВА. 20

2.1. Организация исследования. 24

2.2. Методы и методики. 24

2.3. Результаты исследования 25

Заключение 29 

Список  использованной литературы_________________________________31 

 

Введение.

     Актуальность  исследования обусловлена тем, что при характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

     Объект  исследования: социльно-психологический феномен лидерства.

     Предмет исследования: проявление лидерских особенностей в старшем и среднем подростковом возрасте.

     Цель  работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).

     Задачи:

     1. рассмотреть лидерство и руководство  в малых группах и теории  лидерства;

     2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

     Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что степень выраженности лидерских качеств у учащихся 11-го класса будет более высокая, чем у учащихся 9-го класса.

     База  и методы исследования: данное исследование проводилось в 9 Б и 11А классах МОУ СОШ № 22 города Верхняя Пышма. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте 14 – 16 лет.

     Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ.

В наших  исследованиях применялись: методика «Эффективность лидерства», методика «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий), тест-опросник «Восприятие индивидом группы» (Е.В. Моисейко, И.К. Нелисов).

 

      Глава I. Основные понятия и характеристики.

    1. Лидерское поведение в подростковом возрасте

     Вся жизнь человека протекает в составе  разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние  всевозможных лидеров. Лидеры есть в  любом коллективе, и они заслуживают  особого внимания, так  как активно  влияют на морально-психологический  климат в коллективе; важно чтобы  они составляли управляющий резерв. Личность лидера и стиль его поведения  во многом определяет судьбу каждого  участника групповой деятельности, да и всей группы в целом 

     Лидерство есть процесс психологического влияния  одного человека на других при их взаимодействии, осуществляющийся на основе восприятия, подражания, внушения, взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольности подчинения и считается социально  приемлемым и наиболее эффективным.

     Лидерское поведение может быть доступно любому члену коллектива, каждый из них  может иметь собственную сферу  деятельности.

     Лидер – личность, организующая, мобилизирующая и ведущая за собой группу людей, которые реализуют выработанные или заимствованные идеи, цели и задачи совместной деятельности.

     Лидерство – обозначение осуществления  полномочий власти и влияние внутри социальной группы, то есть функционировать как лидер означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают личность .

     Формальная  структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными  качествами всех, входящих в нее. При  сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана  с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

     В психологической литературе важнейшим  мотивационным источником лидерства  обычно признается потребность во власти. Подобный подход к психологии лидерства  при всей внешней бесспорности не может решить проблему  его мотивации. Стремление к власти у одних людей  сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины  этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться  лидером.

     В развитии лидерства  используется, ряд процедур:

    • формирование мотивации, т.е. устойчивого желания стать лидером;
    • развитие уверенности в себе;
    • готовность принимать решения и брать на себя ответственность;
    • последовательность и упорство в реализации общих целей;
    • осознание собственной возможности  их достижения;

     Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие  индивидуальных интеллектуальных  и нравственных лидерских качеств, — сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели); обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами.

     Подростковый  возраст относится к числу  критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.

     При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых  возможностей самоутверждение подростка  может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным  реакциям. В юношеском возрасте оформляется  тяга к лидерству как особому  виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в  этом качестве: выполняют определенные социальные  и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот  или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами.

     Феномен лидерства занимает особое место  в психологии в силу своей яркости  и занимательности, для психологии лидерство - конкретное выражение власти в «человеческом факторе», власть в психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться. 

     1.2. Теории происхождения  лидерства.

     Ситуационная  теория лидерства. Лидерство в основном является продуктом ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные  члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но по сколько именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становиться лидером. Наличие необходимой черты не отрицается у других членов группы, однако лидер просто лучше других членов группы может актуализировать ее в конкретной ситуации.

     Теория  черт. Лидером, согласно этой теории, может  лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, среди них были названы такие: инициативность, энтузиазм, общительность, чувство юмора, уверенность, дружелюбие. Но если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях.

     Системная теория лидерства. Лидерство рассматривается  как процесс организации межличностных  отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле данная теория имеет ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, а о руководстве. 

     1.3. Функции лидера.

     Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем  рассмотрения тех многообразных  функций, которые входят в позицию  лидера.

     Специфика функций лидера обусловлена особенностями  группы, которой он руководит; в демократичных  группах решающее значение имеют  совершенно другие функции, нежели в  «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

     Многие  из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей  первичных коллективов и крупных  организаций.

     Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

Информация о работе Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)