Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………..7
1.1. Возрастные особенности подростка……………………………………….7
1.2. Возрастные особенности юношеского возраста………………………9
1.3. Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей……11
1. 4. Характеристика основных методов самовоспитания………………….14
Глава 2. Педагогическая деятельность по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей ……………………………………16
2.1. Организация самовоспитания подростков и юношей …………………16
2.2. Влияние искусства на процесс самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………………………18
2.3. Диагностика готовности подростков и юношей к самовоспитанию…..21
2.4. Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….26
Литература …………………………………………………………………….27
Приложение 1………………………………………………………………….28
Приложение 2………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая переделка.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

       У человека от природы имеются  определенные склонности, способности  и творческие задатки, которые  позволяют ему более интенсивно  развиваться в той или иной  области деятельности: в отдельных видах искусства, труда, умственных занятий. Задатки перерастают в способности

 вследствие  упорного труда самого человека  вместе с воспитательной работой  преподавателя или родителя.

     Искусство имеет  значение не только в художественном, но и в общем развитии личности. Наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подростка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей.

 Искусство - исключительное средство самовыражения: оно способствует, таким образом, самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же «эстетическое созерцание - один из видов бескорыстной деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться "над собой". » *

     Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например, в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность  никогда не оставляют молодого человека равнодушным.

       По своей природе человек является существом творческим. С раннего возраста дети  пробуют  свои  силы  в  пении,  рисовании,  рассказывании.

     Одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности. Задача школы - не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. 

     *В  мире подростка / Под ред. А.  А. Бодалева. – М., Медицина, 1980 

     Неотъемлемой  частью развития творческих способностей личности является самовоспитание. Помогая  подростку справиться с собственной ленью, самовоспитание заставляет относиться к себе и к своему творчеству критично, что обусловливает уровень профессионализма.                             

С целью  развития творческих способностей учителя  дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживается творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта. Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет так же и приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Прослушивание и посещение концертов подростками классической музыки способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей.

     Творческая  деятельность, в которую включается ребенок, обладает большими возможностями влияния на его духовный рост, совершенствование его личности.

     Искусство, которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства, формирует  характер, помогает воспитанию высоких  гражданских качеств. Благодаря искусству подростки и юноши  самовоспитываются. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Диагностика готовности  подростков и юношей  к самовоспитанию. 
 

              Работа по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования готовности к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе, изменить себя, предпринимает ли  что-нибудь для этого.

            Процесс диагностики включает в себя

анализ мотивов  самовоспитания, поведения учащихся в проблемных ситуациях, в процессе общения; наблюдение, представляющее собой организованную и целенаправленную фиксацию фактов, которые свидетельствуют об изменении учащимися самих себя, своего отношения к окружающей действительности;

беседу, которая является и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирование у них установки на самовоспитание;

экспресс-опрос  учащихся, родителей, позволяющий получить определенную информацию от  значительного  числа людей за короткое время;

обобщение независимых характеристик, данных разными людьми: классным руководителем, родителями, товарищами;

педагогический  консилиум – совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами для определения способов стимулирования самовоспитания.

          Одной из важнейших задач педагога, как на этапе диагностики, так и на всех других этапах самовоспитания является обучение подростка способам самопознания. Чтобы понять, насколько эффективна работа педагогов, я провела анкетирование в 10 классе одной из школ Нижнего Тагила. Анкетирование проводилось в присутствии классного руководителя в течение 30-35 минут. Я зачитывала вопросы анкеты, учащиеся письменно отвечали. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, критично относиться к своим недостаткам. В этом , на мой взгляд, заслуга классного руководителя, который проводит систематическую работу по развитию потребности в самовоспитании . Результаты анкетирования позволяют сделать некоторые общие выводы. Так, например, на вопрос:   За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают? были  получены следующие ответы: за чувство юмора; за доброту; за целеустремленность; за честность.

            А на вопрос о положительных качествах, которые учащиеся хотели бы выработать у себя, ответы были следующие: усидчивость; трудолюбие; смелость; уверенность в себе; собранность; уравновешенность; самостоятельность.

           Наибольшие неприятности у ребят вызывают такие недостатки, как: лень; вспыльчивость; упрямство; рассеянность; грубость. Был ответ: очень много болтаю, и зря.

           Среди ответов были и такие: не знаю; никак; никакие; как-нибудь. Некоторые учащиеся преувеличивали свои недостатки. Таким ребятам нужно объяснить, что при правильной оценке качеств и свойств личности, при наличии веры в свои силы, можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить свои недостатки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 4.   Диагностика акцентуации характера   подростков  и педагогическая помощь им в  самовоспитании.

 
 

       Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно. Мне выдалась возможность договориться с родителями подростков провести диагностирование на их детях. Это были подростки 13-14 лет. Я провела с ними беседу, заинтересовала их проблемой самовоспитания и объяснила ребятам, насколько важен интерес к проблемам личности.

       Личностная ориентация проникает во все сферы, и в том числе сферу образования. Но чем обусловлены индивидуальные проявления личности?  Можно ли предвидеть свое поведение в определенной ситуации? Что можно сделать, чтобы помочь подростку, используя более сильные стороны его личности?

         Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы знания особенностей психотипа подростка. Ознакомившись с литературой, я остановилась на интересной брошюре  А.С.Прутченкова,  А.А.Сиялова «Эй ты, параноик!», О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогическая помощь им.

        Пользуясь методикой из этой книги, я провела тестирование двух подростков, о которых говорилось выше. Перед проведением теста объяснила, что такое акцентуация характера или психотип личности.

Цель  тестирования – выделить наиболее яркие личностные черты и, возможно, акцентуацию личности.

       В будущем свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, может помешать человеку жить в обществе. Подростковый период наиболее благоприятен для коррекции личности и для самовоспитания. 
 

       Авторы книги выделяют 13 психотипов, т.е. 13 ярко выраженных характеров:

  1. Параноик
  2. Эпилептоид
  3. Гипертим
  4. Истероид
  5. Шизоид
  6. Психастеноид
  7. Сензитив
  8. Гипотим
  9. Конформный тип
  10. Неустойчивый тип
  11. Астеник
  12. Лабильный тип
  13. Циклоид.

       Перед  тестированием  каждому   подростку  выдается  текст   теста, содержащий 104 утверждения,  и бланк для ответов. Тестируемые  должны внимательно прочитать  утверждения, оценить, исходя из своего согласия , или несогласия, и записать балл в бланке ответов. Время для проведения теста 30-40 минут.

По результатам  тестирования у одного из подростков ярко проявились черты гипертима, у  другого астеника.

Педагогические  рекомендации, предлагаемые авторами:

        Основной целью педагогической помощи гипертиму является создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение.  Подросткам этого психотипа не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости. В общении с ними следует избегать чрезмерной директивности, проявления власти, жесткой требовательности. Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома или из школы. Гипертимы очень тонко чувствуют ,что старшим не до него, что они выполняют свои обязанности лишь формально, Такое отношение провоцирует их  асоциальное поведение. Задача педагога и родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь его каким-нибудь занятием (спортивная секция, туристский клуб  т.п.).

         Основной целью педагогической помощи для астеника является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, например, публичные выступления. Если астеник слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог и родители должны оказывать помощь в очень тактичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть замечены и поддержаны, закреплены. Для школьников этого психотипа особенно важным условием является продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок. Аффективные вспышки возможны в условиях соревнования, когда астеник начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем.  Поэтому в семье, и в школе не следует создавать или провоцировать ситуации соревнования.*

         Подростки заинтересовались результатами  тестирования, рекомендациями и приведенными в книге психотехническими упражнениями для соответствующего психотипа.

          Вывод: Знания подростками своего психотипа, его особенностей поможет ему в становлении и развитии личности, в воспитании своего характера, не нарушая при этом естественного природного начала. Изучение психотипа подростка важно и потому, что это дает реальную возможность педагогам и родителям предвидеть, прогнозировать и корректировать его поведение в той или иной ситуации. 

*Прутченков А.С., Сиялов А.А.. Эйты, параноик!!! ( О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им ). – М.: Новая школа, 1994. 

     Заключение

        

           Я считаю, что тема самовоспитания  очень интересна и актуальна, и в изучении этой темы нет границ. Думаю, что достигла поставленной цели – выявила средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей. Решила  поставленные  передо мной задачи: изучила особенности подросткового и юношеского возраста; раскрыла особенности самовоспитания в этот период; охарактеризовала основные методы самовоспитания подростков; раскрыла содержание и форму работы по организации  самовоспитания подростков и юношей;  доказала, что искусство является одним из средств самовоспитания детей;  провела анкетирование по готовности старшеклассников к самовоспитанию; диагностику акцентуации характера подростков.

     В развитии личности процесс самовоспитания очень важен, особенно в подростковом периоде. Важность самовоспитания определяется тем, что шире и глубже познавая окружающий мир, воспитанник вместе с тем все больше познает и самого себя, оценивает свой потенциал в разных аспектах жизнедеятельности, проверяет стойкость своих убеждений, сверяет поступки, поведение, самоутверждается. Важно так же, что самовоспитание легко в применении и на практике, и то, что оно с человеком всегда в любом месте.

     Подростковый и юношеский  возраст – особенно сложный период в жизни каждого человека. Но я считаю, что именно в этом  возрасте у человека проявляется стремление и интерес к самосовершенствованию, стремление стать лучше во всем. Поэтому нужно не упустить этот период и помочь  подростку в достижении поставленных им целей.

     Бывают  задачи, требующие для своего осуществления  не одного-двух, а многих лет работы, но любая, самая большая и трудная  цель начинается с овладения самим  собой, то есть с самовоспитания. 
 

Информация о работе Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей