Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………..7
1.1. Возрастные особенности подростка……………………………………….7
1.2. Возрастные особенности юношеского возраста………………………9
1.3. Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей……11
1. 4. Характеристика основных методов самовоспитания………………….14
Глава 2. Педагогическая деятельность по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей ……………………………………16
2.1. Организация самовоспитания подростков и юношей …………………16
2.2. Влияние искусства на процесс самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………………………18
2.3. Диагностика готовности подростков и юношей к самовоспитанию…..21
2.4. Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….26
Литература …………………………………………………………………….27
Приложение 1………………………………………………………………….28
Приложение 2………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая переделка.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
 
 

            Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека.  Среди них общая, возрастная и социальная психология ( А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова ); социология ( Н. Смелзер ); гигиена ( С.Н. Попов, Д.А. Фарбер).

            Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок , полезных для человека и для общества.

            К подростково-юношескому возрасту, когда человек начинает себя осознавать, он находит у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на отношение к окружающему миру и на усвоение новой информации. Эти неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

            Педагогика под понятием самовоспитание подразумевает способность внутреннего духовного мира человека самостоятельно развиваться.

             Философы,  психологи  утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к самовоспитанию.

             Подростковый возраст наиболее благоприятный период, в котором закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование саморегуляции.

              Ребенок рождается со способностью к развитию, т. е. он активен уже с самого рождения, сам способен приобретать опыт, творить что-то новое.

Поэтому основным душевным фактором является самовоспитание.        Следовательно, самовоспитание – это деятельность человека, которая направлена на изменение своей личности, не нарушая при этом естественного природного начала, в  соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

        Процесс самовоспитания предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности анализировать при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.

        Зрелость человека характеризует отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки. Все это является предпосылками организации самовоспитания.

         В подростковом и юношеском возрасте процесс самовоспитания обусловлен возрастными особенностями данных периодов. Психолого-педагогическая наука среди актуальных потребностей старших подростков выделяет следующие: потребность в самооценке, в самопознании, в самоопределении, в психологической эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. Потребность в самовоспитании – характерная черта подросткового возраста. Она может иметь многообразные формы, проходить разные пути своего развития. В любом случае эта потребность выражается  в стремлении личности к самоизменению, и, прежде всего, к изменению сложившегося уровня саморегуляции, проявляющегося  в тех или иных особенностях выполнения учебной и внеучебной  деятельности.

        Потребность в самовоспитании имеет пять содержательных уровней развития:

1 уровень.  Регулярная работа школьника  над собой в соответствии с  программой самовоспитания.  Имеется заметное продвижение в развитии навыков саморегуляции.

2 уровень.  Есть достаточно определенная программа самовоспитания, включающая цели, способы деятельности, рагламентацию времени и т.п., однако реализуется эта программа не регулярно, лишь от случая к случаю (каждый раз принимается решение «начать с понедельника» новую жизнь). Наблюдается некоторое продвижения в самовоспитании, но идет оно со срывами.

3 уровень.  Выражен интерес к познанию собственной личности (во многих случаях ведется дневник , где анализируются собственные качества). С интересом относится г беседам на темы самовоспитания, следит за соответствующей литературой, но сколько-нибудь определенная программа самовоспитания отсутствует. Иногда отмечаются хаотичные порывы к самоизменению.

4 уровень.  Положительно относится к проблемам  самовоспитания, считает, что нужно изменить свой характер, устранить недостатки, однако этим все и ограничивается. Интерес к самопознанию не выражен: отмечает у себя лишь наиболее очевидные недостатки (я ленивый), о которых часто слышит от окружающих., в остальном личностного отношения к этим проблемам не проявляет.

5 уровень.  Интереса к проблемам самовоспитания  нет, процесс самопознания не выражен. В крайних случаях на этом уровне отмечается даже отрицательное отношение к проблемам самовоспитания (Человек должен жить с тем характером, что ему дала природа. Какой есть, такой и есть. И нечего не поделаешь и т. п).*

     
 
 
 
 
 
 
 

*Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет: ( Педагогическая наука – реформе школы)/ Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова; М.: Педагогика, 1988.

  1. 4.  Характеристика основных методов самовоспитания.
 

              Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере и поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения. Эту цель полезно в течении нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании. Кроме того, нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Конечно, начинать лучше с простых программ, например: несовершать необдуманных поступков, преодолеть дурную привычку перебивать собеседника, держать свое слово. По мере приобретения опыта по самовоспитанию, программы должны усложняться, совершенствоваться, становиться более долговременными.

            Реализовать намеченную программу самовоспитания возможно с помощью определенных методов. Рассмотрим важнейшие из них:

  1. Самоубеждение. Учащийся, выявив свои недостатки, убеждает себя изжить его, причем нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее убеждать себя в чем-то вслух.
  2. Самовнушение. Подросток сам стремиться воздействовать на собственную психику и чувства; сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Такое самовнушение нужно осуществлять, пока не будет преодолен этот недостаток.
  3. Самообязательство. По своей сущности этот метод близок к методу самоубеждения. Учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток, или выработать какое-нибудь положительное качество, берет на себя обязательство не проявлять поспещности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданий. Самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании.
  4. Самокритика. Подросток, который выявил у себя тот или иной недостаток, и поставил цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
  5. Мысленный перенос себя в положение другого человека. Сущность этого метода отражена в самом названии. В процессе самовоспитания ученик вырабатывает у себя положительные качества и подавляет отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам. Таким образом, подросток побуждает себя к самосовершенствованию.
  6. Самопринуждение. Применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, но не проявил достаточной силы воли в соблюдении данного правила.
  7. Самонаказание. Применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или иные отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно применить то или иное наказание по отношению к самому себе.
 
 
 
 
 
 
 

      
     

Глава  2. Педагогическая  деятельность  по  оптимизации процесса   самовоспитания   подростков  и юношей

2.1 Организация  самовоспитания  подростков и юношей.

           Педагоги, компетентные в вопросах самовоспитания, изучающие научную популярную литературу по этой теме, как правило ответственно относятся к организации самовоспитания подростков и юношей. Существуют 3 основных направления организации самовоспитания:

  1. Формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания.
  2. Оказание помощи учащимся в уяснение сущности самовоспитания его методов и путей осуществления.
  3. Практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

          Важным  направлением этой работы является формирование общественного мнения в коллективе по вопросам самовоспитания. На убедительных примерах из жизни известных людей можно показывать, как важно человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.

Необходимо проводить  этические беседы с подростками, выносить вопросы самовоспитания на обсуждение ученических собраний. На одном из таких собраний мне удалось  побывать. Собрание проводила классный руководитель в 7 классе одной из школ г. Нижнего Тагила. Тема собрания    « Как преодолеть свои недостатки».

          Большинство подростков всерьез заинтересовались проблемой самовоспитания. Многие из них впервые услышали о возможности работы над собой.

           Для организации самовоспитания учащихся в некоторых школах используют клубные формы работы, где школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера.

             Очень важно оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. Для этого необходимо научить подростков ставить цели по преодолению тех или иных недостатков в характере. В 7 классе, о котором говорилось выше, с целью побуждения учащихся к самовоспитанию, классный руководитель предложила подросткам определить «задание самому себе», записать его и запечатать в конверт. Конверты были сданы классному руководителю. В назначенный срок конверты были вскрыты, и класс обсудил.  В какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

            Многие великие люди ( Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) вели дневники, в которые записывали личные наблюдения над собой, отмечали недостатки, определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Учащимся, которые пожелают, можно предложить вести такие дневники.

           Самовоспитание является важным средством развития личности учащихся только тогда, когда учителя обращают должное внимание на его организацию и умеют умело и грамотно его направлять.

2.2. Влияние искусства  на процесс самовоспитания подростков и юношей. 

 

     Особую  роль в улучшении самовоспитания  может сыграть искусство, литература и музыка. По словам И. Бродского  эти три средства самовыражения  « … вольно или невольно поощряет в человеке его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности … произведение искусства обращается к человеку тет-а-тет, вступает с ним в прямые, без посредников, отношения …иными словами в нолики, которыми ревнители всеобщего блага и повелители масс норовят оперировать, искусство вписывает « точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу. »

     Приобщение  к искусству как бы раздвигает горизонты видения окружающего. Формировать способность воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей – важная задача воспитания. Посредством художественной деятельности педагог может воспитать в ученике умение видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное. Включение в эту деятельность очень важно как в подростковом, так и в юношеском периоде. Так как в этом возрасте  появляется новый уровень развития самосознания, постоянное стремление к новым впечатлениям, к самовыражению и общению, присутствует яркость чувств и эмоций. Художественная деятельность несовместима с серостью и скукой, с равнодушием, которые так опасны в этом возрасте.

       Развивающиеся художественные и эстетические чувства смягчают резкие проявления личности подростков и юношей, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

     Для того чтобы понять откуда у детей  тяга к творчеству, следует уделить  внимание их способностям и задаткам, так как их определение является очень важным для дальнейшего воспитательного и самовоспитательного процесса.

Информация о работе Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей