Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………..7
1.1. Возрастные особенности подростка……………………………………….7
1.2. Возрастные особенности юношеского возраста………………………9
1.3. Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей……11
1. 4. Характеристика основных методов самовоспитания………………….14
Глава 2. Педагогическая деятельность по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей ……………………………………16
2.1. Организация самовоспитания подростков и юношей …………………16
2.2. Влияние искусства на процесс самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………………………18
2.3. Диагностика готовности подростков и юношей к самовоспитанию…..21
2.4. Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….26
Литература …………………………………………………………………….27
Приложение 1………………………………………………………………….28
Приложение 2………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая переделка.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Средства  и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

         
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса 

531 гр. ХГФ  ОЗО

        Зинчук В.В. 

Руководитель: Земляков В. А.

Ст. преп. Каф. Псих. 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2011  
Оглавление

        Введение……………………………………………………………………..4

Глава  1. Теоретические  основы     оптимизации  процесса  самовоспитания  подростков  и  юношей…………………………………………………………..

1.1. Возрастные  особенности подростка……………………………………….7

1.2. Возрастные  особенности     юношеского  возраста………………………9 

1.3.  Теоретические   проблемы самовоспитания подростков  и юношей……11 

1. 4.  Характеристика  основных методов самовоспитания………………….14 

Глава  2. Педагогическая  деятельность  по  оптимизации  процесса   самовоспитания   подростков  и  юношей ……………………………………16

2.1. Организация   самовоспитания подростков и  юношей …………………16

2.2. Влияние искусства  на процесс самовоспитания подростков  и юношей…………………………………………………………………………18 

2.3. Диагностика  готовности подростков и юношей  к самовоспитанию…..21

2.4. Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании………………………………………………..23

        Заключение……………………………………………………………….26

Литература …………………………………………………………………….27

Приложение 1………………………………………………………………….28

Приложение 2………………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную».  «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...

       В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам и совершенствуется. Практически всю жизнь человек  занимается самовоспитанием. Воспитывая и изучая себя, он приобретает и совершенствует такие качества, которые пригодятся ему в трудовой деятельности и в дальнейшей жизни. Именно поэтому проблема самовоспитания остается актуальной и по сей день.

      Самовоспитание – это целенаправленное действие самого воспитуемого,  намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.

        Сознательное и целеустремленное самовоспитание начинается обычно в подростковом возрасте. Подростки обладают значительным опытом самостоятельной деятельности. У них появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых. У них формируются основы характера, вырабатываются устойчивые привычки поведения.

       Чем старше школьники, тем лучше они понимают, что самовоспитание начинается прежде всего с самокритической оценки их поступков, с осознания недостатков и путей их преодоления.  В юношеские годы  самовоспитание сочетается с самообразованием, с самостоятельным приобретением и расширением знаний о природе, обществе и человеке. В старших классах учащиеся приучаются более критически оценивать свои поступки. У них больше по сравнению с подростками развита способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.

     В  подростковом  и раннем  юношеском возрасте  роль  самовоспитания   в  становлении   личности  имеет  особенно  важное  значение, поскольку в это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Под воздействием этих факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Вследствие этого изменяется его отношение к школе, к учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

     Несмотря  на несомненную важность самовоспитания в образовательных учреждениях  этой проблеме не уделяется должного внимания. Работа по организации процесса самовоспитания подростков и юношей либо отсутствует, либо проводится не систематически.

     Объект   исследования   -  самовоспитание   подростков  и юношей.

     Предмет   исследования  -  оптимизация   процесса  самовоспитания  подростков   и  юношей.

       Цель  исследования  -   выявить пути  оптимизации  процесса  самовоспитания  подростков  и  юношей.

     Задачи:

        1. Изучить   теоретические основы  оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.

     2. Охарактеризовать   основные   методы  самовоспитания   подростков и  юношей.

     3. Ознакомиться с педагогической деятельностью по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.

     4. Раскрыть содержание и формы работы по организации самовоспитания подростков и   юношей.

       5. Доказать, что искусство является средством самовоспитания подростков и юношей.

    6. Провести анкетирование по готовности старшеклассников к самовоспитанию и диагностику акцентуации характера подростков. 

    Гипотеза:   процесс  самовоспитания  подростков  и  юношей  будет  более  эффективным,  если  регулярно  проводить  с  ними  занятия  по     самодиагностике,  самосовершенствованию,   саморазвитию.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава  1. Теоретические основы   процесса  самовоспитания  подростков  и  юношей

    1. Возрастные  особенности подростка.
 

       Подростковым возрастом считается возраст от 13 до15 лет. Этот период– сложный и во многом противоречивый в жизни ребенка. Это возраст, когда происходит не только  физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности и становление характера. Это период завершения детства и начала вырастания из него. Все подростки – школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность – учеба.

   Важнейшие особенности этого периода – чувство взрослости и стремление к самостоятельности.  Это стремление  накладывает отпечаток на все стороны личности, на чувства, на поведение. Чувство взрослости выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее, которого он фактически еще не достиг. Именно из за этого у подростка возникают конфликты с родителями, с педагогами и с самим собой. Подросток не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. 

        Так же важным моментом в развитии подростка является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. В этом возрасте объектом глубокого интереса и познавания становится другой человек, его внутренний мир, его поведение и способности. Вследствие этого у подростка появляется потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих мыслях и чувствах. В этом возрасте возникает потребность понять самого себя. А повышенный интерес к самому себе – это необходимое условие развития личности любого человека. На основе этой потребности развивается стремление к самовоспитанию, к формированию у себя положительных, и к преодолению отрицательных качеств личности.

         

    

       Так же в этом возрасте  появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам. Подростков волнуют вопросы: какой у них характер, как преодолеть свои недостатки, как научиться понимать других людей. Более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный ритм жизни заставляет двигаться вперед и в первую очередь хорошо учиться.  Подростковый возраст можно назвать критическим в жизни ребенка. Так как в этот период происходят   столкновения, непонимания, но это так же и необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Эта проблема  никак не должна перекрыть путь для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, и познания себя. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет сторону становления личности. Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам нужно иметь для этого некий багаж, который частично  основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве.

     Такая вышеописанная характеристика подростков – идеальная модель для подражания. Но не у всех подростков находится желание познавать себя, стремиться к самовоспитанию, формировать у себя положительные черты и и преодолевать отрицательные. А ведь такой идеальной модели подростка должен достичь каждый ребенок в этом возрасте, иначе разрушится фундамент для перехода на следующую ступень – в юношеский возраст. 

   

    1. Особенности юношеского возраста.
 

     Юношеским возрастом считается возраст  от 15 до 17-18 лет. Большинство юношей и девушек этого периода –  учащиеся.

     Этот  возраст можно охарактеризовать как вступление в жизнь, во взрослую жизнь. Уже по окончании 9 класса учащиеся делают свой первый ответственный выбор: продолжать учебу в школе, пойти учиться в техникум или колледж, либо начать работать. Юноши это уже ни дети, но еще не взрослые. В этот период они уже должны определиться, где их место в этом взрослом мире.

     Говоря  об учащихся этого возраста Н.С. Лейтес отмечает: « В их психологическом  облике чаще всего сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт « мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем».

     И на самом деле, если сравнить подростка и юношу, то у вторых  больше развита способность анализировать, рассуждать, критически оценивать свои поступки и действия. Так же в этом возрасте заметно повышается интерес к учению. Школьники четко осознают, что знания, умения и навыки являются необходимым условием в будущей жизни. Поэтому учение приобретает у юношей жизненный смысл, и в следствие этого появляется потребность в самостоятельном приобретении знаний.

     Но  то, что поясняется выше – это  идеальная модель юноши для подражания.  В наше время встречаются и такие юноши, которым ничего этого не надо.

     Они не хотят самосовершенствоваться в  жизни, заниматься обучением, работать. Возможно, следствием этого стало  неправильное воспитание  и отсутствие самовоспитания.

     Этот  возраст как новый, очень важный период развития для юношей. И, от того, какой степени зрелости достиг к этому моменту индивид, будут зависеть не только результаты школьного обучения, но и весь характер формирования личности молодого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей в психолого-педагогической науке.

Информация о работе Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей