Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:49, курсовая работа
За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………..7
1.1. Возрастные особенности подростка……………………………………….7
1.2. Возрастные особенности юношеского возраста………………………9
1.3. Теоретические проблемы самовоспитания подростков и юношей……11
1. 4. Характеристика основных методов самовоспитания………………….14
Глава 2. Педагогическая деятельность по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей ……………………………………16
2.1. Организация самовоспитания подростков и юношей …………………16
2.2. Влияние искусства на процесс самовоспитания подростков и юношей…………………………………………………………………………18
2.3. Диагностика готовности подростков и юношей к самовоспитанию…..21
2.4. Диагностика акцентуации характера подростков и педагогическая помощь им в самовоспитании………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….26
Литература …………………………………………………………………….27
Приложение 1………………………………………………………………….28
Приложение 2………………………………………………………………….30
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижнетагильская
государственная социально-
Кафедра
психологии
Курсовая работа
Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей
Выполнила: студентка 3 курса
531 гр. ХГФ ОЗО
Зинчук В.В.
Руководитель: Земляков В. А.
Ст. преп.
Каф. Псих.
Нижний Тагил
2011
Оглавление
Приложение 2………………………………………………………………….30
За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И ты познаешь людей, мир, Вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире. Но как подступиться к Себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать это Начало? ...
В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам и совершенствуется. Практически всю жизнь человек занимается самовоспитанием. Воспитывая и изучая себя, он приобретает и совершенствует такие качества, которые пригодятся ему в трудовой деятельности и в дальнейшей жизни. Именно поэтому проблема самовоспитания остается актуальной и по сей день.
Самовоспитание – это целенаправленное действие самого воспитуемого, намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.
Сознательное и целеустремленное самовоспитание начинается обычно в подростковом возрасте. Подростки обладают значительным опытом самостоятельной деятельности. У них появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых. У них формируются основы характера, вырабатываются устойчивые привычки поведения.
Чем старше школьники, тем лучше они понимают, что самовоспитание начинается прежде всего с самокритической оценки их поступков, с осознания недостатков и путей их преодоления. В юношеские годы самовоспитание сочетается с самообразованием, с самостоятельным приобретением и расширением знаний о природе, обществе и человеке. В старших классах учащиеся приучаются более критически оценивать свои поступки. У них больше по сравнению с подростками развита способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.
В подростковом и раннем юношеском возрасте роль самовоспитания в становлении личности имеет особенно важное значение, поскольку в это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Под воздействием этих факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Вследствие этого изменяется его отношение к школе, к учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Несмотря на несомненную важность самовоспитания в образовательных учреждениях этой проблеме не уделяется должного внимания. Работа по организации процесса самовоспитания подростков и юношей либо отсутствует, либо проводится не систематически.
Объект исследования - самовоспитание подростков и юношей.
Предмет исследования - оптимизация процесса самовоспитания подростков и юношей.
Цель исследования - выявить пути оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
2. Охарактеризовать основные методы самовоспитания подростков и юношей.
3. Ознакомиться с педагогической деятельностью по оптимизации процесса самовоспитания подростков и юношей.
4. Раскрыть содержание и формы работы по организации самовоспитания подростков и юношей.
5. Доказать, что искусство является средством самовоспитания подростков и юношей.
6. Провести
анкетирование по готовности старшеклассников
к самовоспитанию и диагностику акцентуации
характера подростков.
Гипотеза:
процесс самовоспитания подростков
и юношей будет более эффективным,
если регулярно проводить с
ними занятия по самодиагностике,
самосовершенствованию, саморазвитию.
Подростковым возрастом считается возраст от 13 до15 лет. Этот период– сложный и во многом противоречивый в жизни ребенка. Это возраст, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности и становление характера. Это период завершения детства и начала вырастания из него. Все подростки – школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность – учеба.
Важнейшие особенности этого периода – чувство взрослости и стремление к самостоятельности. Это стремление накладывает отпечаток на все стороны личности, на чувства, на поведение. Чувство взрослости выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее, которого он фактически еще не достиг. Именно из за этого у подростка возникают конфликты с родителями, с педагогами и с самим собой. Подросток не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.
Так же важным моментом в развитии подростка является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. В этом возрасте объектом глубокого интереса и познавания становится другой человек, его внутренний мир, его поведение и способности. Вследствие этого у подростка появляется потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих мыслях и чувствах. В этом возрасте возникает потребность понять самого себя. А повышенный интерес к самому себе – это необходимое условие развития личности любого человека. На основе этой потребности развивается стремление к самовоспитанию, к формированию у себя положительных, и к преодолению отрицательных качеств личности.
Так же в этом возрасте появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам. Подростков волнуют вопросы: какой у них характер, как преодолеть свои недостатки, как научиться понимать других людей. Более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный ритм жизни заставляет двигаться вперед и в первую очередь хорошо учиться. Подростковый возраст можно назвать критическим в жизни ребенка. Так как в этот период происходят столкновения, непонимания, но это так же и необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития. Эта проблема никак не должна перекрыть путь для самостоятельного поиска, широкого общения, проб и ошибок, и познания себя. Опыт, который получают подростки благодаря самопознанию, закладывает основы самовоспитания и определяет сторону становления личности. Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам нужно иметь для этого некий багаж, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве.
Такая вышеописанная характеристика подростков
– идеальная модель для подражания. Но
не у всех подростков находится желание
познавать себя, стремиться к самовоспитанию,
формировать у себя положительные черты
и и преодолевать отрицательные. А ведь
такой идеальной модели подростка должен
достичь каждый ребенок в этом возрасте,
иначе разрушится фундамент для перехода
на следующую ступень – в юношеский возраст.
Юношеским возрастом считается возраст от 15 до 17-18 лет. Большинство юношей и девушек этого периода – учащиеся.
Этот возраст можно охарактеризовать как вступление в жизнь, во взрослую жизнь. Уже по окончании 9 класса учащиеся делают свой первый ответственный выбор: продолжать учебу в школе, пойти учиться в техникум или колледж, либо начать работать. Юноши это уже ни дети, но еще не взрослые. В этот период они уже должны определиться, где их место в этом взрослом мире.
Говоря об учащихся этого возраста Н.С. Лейтес отмечает: « В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт « мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем».
И на самом деле, если сравнить подростка и юношу, то у вторых больше развита способность анализировать, рассуждать, критически оценивать свои поступки и действия. Так же в этом возрасте заметно повышается интерес к учению. Школьники четко осознают, что знания, умения и навыки являются необходимым условием в будущей жизни. Поэтому учение приобретает у юношей жизненный смысл, и в следствие этого появляется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
Но то, что поясняется выше – это идеальная модель юноши для подражания. В наше время встречаются и такие юноши, которым ничего этого не надо.
Они не хотят самосовершенствоваться в жизни, заниматься обучением, работать. Возможно, следствием этого стало неправильное воспитание и отсутствие самовоспитания.
Этот
возраст как новый, очень важный
период развития для юношей. И, от того,
какой степени зрелости достиг к
этому моменту индивид, будут зависеть
не только результаты школьного обучения,
но и весь характер формирования личности
молодого человека.
Информация о работе Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей