Сравнительная характеристика психолого-управленческих портретов личности Генри Форда и Саввы Тимофеевича Морозова

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Как известно, психология управления уделяет много внимания теме личности руководителя. Личностный подход в психологии управления отражает тот факт, что специфические роль и функции руководителя предъявляют особые требования к личности. Теоретики личностной концепции управления утверждают: чтобы быть успешным руководителем необходимо обладать определенным набором личностных качеств характеристик.
Взглянув на страницы истории государств или известных организаций, несложно заметить, что, в действительности, великие управленцы были поистине выдающимися личностями, как правило, неординарными и по многим параметрам удивительными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
1. Личностные характеристики руководителя.………………………………………………..4
2. Стили управления…………………………………………………………………………….9
3. Сравнительная характеристика личностей Г.Форда и С.Т.Морозова……………………14
3.1. Время и место рождения и проживания как факторы социализации………………..14
3.2.Семья как фактор социализации личности. Детство Г.Форда и С.Т.Морозова……...14
3.3. Образование и путь к руководящей должности……………………………………….17
3.4. Стили управления Г.Форда и С.Морозова……………………………………………..18
3.5. Анализ личностных качеств Г.Форда и С.Т.Морозова, необходимых для управленческой деятельности………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, формируются два взгляда  на управление: авторитарный взгляд, ведущий  к прямому регулированию и  жесткому контролю, и демократический  взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

      В западном бизнесе популярна также  теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).

      Рассмотрим  различные стили руководства, приведенные на рис. 1.

 

      

      Рис.1. Стили руководства

 

      Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается  чисто теоретическим.

      Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.

      Тип 1.9 — либеральный или пассивный  стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет  человеческим отношениям.

      Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе  достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.

      Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить  работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.

 

 

 
 
 
 
 
 

 

3. Сравнительная характеристика личностей Г.Форда и С.Т.Морозова

 

      3.1. Время и место рождения и проживания как факторы социализации

      Генри Форд – легендарное имя в истории  американского предпринимательства, так же как Савва Тимофеевич Морозов  – в истории российского. 

      Конечно, сравнивая эти две удивительные личности следует учитывать, что жили они в разное время и в совершенно разных государствах – это явилось макрофакторами их  социализации.

      Савва Морозов жил в Московской губернии Российской империи в дореволюционное время, родившись на следующий год после отмены крепостного права в России. Это отразилось в его отношении к работникам его предприятий, которое мы рассмотрим позже. В целом, время, в которое жил Савва Тимофеевич было пронизано духом патриотизма, Российская империя занимала влиятельное положение на международной арене, развивалась российская промышленность, по экономическим показателям Россия шла вровень с США. Родившись в эту эпоху в семье крупных промышленников Морозовых, Савве Тимофеевичу ничего не оставалось, как поддержать дух российского и семейного предпринимательства и патриотизма.

      Генри Форд родился в окрестностях г. Детройта американского штата Мичиган  всего на год позже С.Т. Морозова. Америка того времени характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, интенсивной индустриализацией, ростом промышленного производства. В Америке шел процесс формирования американской нации из различных наций и народностей. По сути в Американском обществе того времени возникла потребность в некотором объединяющем факторе, и  в большой степени им стал автомобиль Форда. Форда называют социальным революционером – благодаря доступности его автомобиля было создано единое американское пространство, люди стали свободно передвигаться, населенные пункты перестали быть такими изолированными, как раньше. Форд сумел прочувствовать это социальную потребность и воплотить в реальность идею доступного автомобиля.  

 

3.2.Семья как фактор социализации личности. Детство Г.Форда и С.Т.Морозова

      Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. Несомненно, на личность Г.Форда и С.Т.Морозова также наложила существенный отпечаток семья, в которой они росли.

      Савва Тимофеевич Морозов родился в семье предпринимателей, крупных российских промышленников. Его дед Савва Васильевич Морозов был крепостным крестьянином. Основав небольшой семейный «бизнес» по производству и продаже ткацких изделий, он постепенно превратил его в знаменитую Никольскую мануфактуру. Дело Саввы Васильевича продолжил его сын Тимофей Савич, а затем и внук – Савва Тимофеевич,за время правления которого, мануфактура достигла выдающегося положения не только в России, но и за границей. Дед, отец, да и вся семья Саввы Тимофеевича отличалась высоким энтузиазмом, трудолюбием, упорством в своём деле. Все эти качества с детства были для Саввы Тимофеевича нормой, неудивительно, что он их проявлял в след за предками и во время своего управления делами семейного предприятия.

      Семья Морозовых была старообрядческой. Савва Тимофеевич воспитывался в духе религиозного аскетизма в исключительной строгости. «По субботам в доме меняли нательное белье. Братьям, старшему Савве и младшему Сергею, выдавалась только одна рубаха, которая обычно доставалась Сереже – маминому любимчику. Савве приходилось донашивать ту, что снимал с себя брат. И это в богатейшей купеческой семье. Таковы были чудачества набожной хозяйки дома Марии Федоровны, любой каприз которой считался законом для домочадцев» [7]  Детей обучали светским манерам, музыке, иностранным языкам. Применялись при этом веками испытанные "формы воспитания" - за плохие успехи в учебе юную купеческую поросль нещадно драли. Однако, «Савва не отличался особым послушанием. По его собственным словам, еще в гимназии он научился курить и не верить в Бога. Характер у него был отцовский: решения принимал быстро и навсегда» [7].

      Таким образом, Савву Тимофеевича с детства приучали к порядку и дисциплине, однако такое воспитание также явилось факторов формирования его индивидуального и вольного отношения ко многим вещам. Он не был покладистым и послушным, имел свое мнение, обладал определенной степенью независимости мышления, что уже с детства явилось предпосылкой для формирования и развития управленческих способностей. С детства он привык подстраиваться под ситуацию, под капризы своей матери, что помогло ему в дальнейшем, ведь Мария Федоровна – очень влиятельная и властная натура - оставалась главным пайщиком (владельцем) мануфактуры, в то время как Савва Тимофеевич был её фактическим руководителем.

      Генри Форд в отличие от Саввы Морозова не стал продолжателем семейного дела. Его дед Джон Форд иммигрировал в Америку из Ирландии, укрепился на новой земле вместе со своей семьёй. Отец Форда, Уильям Форд был владельцем большой фермы, и хотел, чтобы его сын пошёл по его стопам. Но Генри не нравился фермерский труд. «Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, волею судьбы очутившийся на ферме в штате Мичиган. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой: кормил кур, доил коров.» [6].  Уже в ранней юности Генри думал над тем, что многое можно делать иначе — другим способом: «Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб? Отец точки зрения сына не разделял. Усовершенствования? Они только для лентяев — если ты честно, в полную силу, работаешь, тебе они не понадобятся» [6]. Генри больше любил мать, чем отца. «Поглощенная заботой о домашнем хозяйстве и своих шести отпрысках, она находила время почитать на ночь книгу своему старшему, поговорить с ним по душам». Мать на всю жизнь осталась для Форда эталоном женщины, но она умерла когда Генри было всего 13 лет.

        С детства Генри проявлял интерес к механике – разбирал и собирал механические часы, игрался с деталями, конструируя различные игрушечные «изобретения». «Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Механизм — ничто без опытного механика. Он — мертв, если нет того, кто может его запустить, а при необходимости — починить» [6].

      Как мы видим, с детства у Генри Форда проявлялось ярко выраженное качество креативности, новаторства, изобретательности. Кроме того, как и Савва Морозов, он обладал независимостью мышления (это доказывает тот факт, что он никак не хотел принимать мнение отца относительно его дальнейшей судьбы), вольностью характера, решительностью, упорством. В то же время тяжелый фермерский труд приучал Генри к дисциплине, а от отца он перенял такую черту, как трудолюбие.

 

      3.3. Образование и путь к руководящей должности

      Как было отмечено ранее, многие исследователи выделяют образование в качестве фактора успешности деятельности руководителя. Рассмотрим, как и где получали образование и практические навыки две сравниваемые нами личности.

      Проанализировав биографии Г.Форда и С.Т.Морозова несложно заметить кардинальную разницу в их пути к управленческому посту. Морозов родился в семье, где ему было предначертано принять на себя управленческие обязанности по делам семейного предприятия – вслед за дедом и отцом. Савву Тимофеевича тщательно готовили к этой роли, позаботившись о его образовании. Он окончил гимназию, затем поступил на физико-математический факультет Московского университета, где серьезно изучал философию, посещал лекции по истории В.О.Ключевского. Потом продолжил образование в Англии – на химическом факультете Кембриджского университета и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках.

      В 1887-м, после морозовской стачки и  болезни отца, вынужден был вернуться  в Россию и принять управление делами. Савве было тогда 25 лет. Никольская мануфактура была паевым предприятием, главным и основным пайщиком которого была мать Саввы Мария Федоровна. Но, несмотря на то, что Савва Тимофеевич не был полноправным хозяином мануфактуры, он был фактическим её управляющим и в делах проявлял самостоятельность и независимость.

      Характеристика  пути Г.Форта – по сути, полная противоположность  описанных выше биографических очерков  о Савве Морозове. Путь Форда к руководящему посту занял несравнимо больше – он стал управляющим собственного предприятия лишь на пятом десятке своей жизни.

      Получивший  образование в школе, состоявшей лишь из одной комнаты, Генри Форд был едва способен прочесть школьную хрестоматию, когда в возрасте 15 лет навсегда оставил формальное образование. Зато Генри был блестящим асом в математике и очень любил машины. Окончив 8 классов школы, через несколько лет после смерти матери в 16 лет Форд покинул отцовскую ферму и отправился в Детройт, чтобы наняться на работу в качестве инженера. В Детройте он работал на многих заводах, где получал практический опыт в механике, а в свободное время и по ночам конструировал свой первый автомобильный двигатель, а на его основе – первый автомобиль. После этого были тщетные попытки продать свои идеи, и две неудачи создания своего бизнеса. Лишь в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Форд нашел для неё финансирование, собрал небольшую команду и стал главным управляющим компании.

      Форд  не имел специального технического образования, всего, что он умел, он добился сам на практике, благодаря своему блестящему чуткому и чрезвычайно изобретательному уму и упорству. Сложно судить, закономерность это, или исключение из плавила, но своим примером он доказывает, что для успешного руководителя и в целом, для успеха вовсе не обязательно формальное высокое образование. Таких примеров можно немало отыскать в истории и в современности. Кроме того, он даже критиковал ученых специалистов за их «узкое» мышление.

 
 

      3.4. Стили управления Г.Форда и С.Морозова

      Несомненно, обе рассматриваемые нами исторические личности можно назвать очень успешными управленцами. Давайте рассмотрим, как они вели свои дела на мануфактуре, какие стили управления были присущи Г.Форду и С.Т.Морозову.

      Говоря  о Генри Форде, первое, что приходит в голову – новатор. Действительно, Форд обладал удивительной изобретательностью, это проявлялось ещё в детстве. Генри Форд создал уникальное в своём роде предприятие, где впервые применил принцип конвейерной сборки автомобилей. Форд поистине произвел революцию, как в промышленности, так и в жизни общества – ведь он сделал автомобиль доступным для широких масс.

      Новаторство Форда ярко проявлялось в организации управления заводом: «Индустрию то и дело надо реорганизовывать; если занимающийся ею человек не поспевает за требованиями времени, то он просто выходит из оборота и исчезает бесследно» [11] Он считал, что прибыль должна быть «результатом более искусного руководства делом, а не выжимания ее из рабочих и покупателей» [11] и искусно показал на практике применение этого принципа. Форд вводит на предприятии обязательное планирование производственного процесса, аргументируя это тем, что «производство всегда должно регулироваться планом» [11]. Затем он удивляет весь деловой мир, вводя 5-долларовую оплату рабочего дня (при средней заработной плате в 1,8 доллара в день), т.к. для отладки рабочего процесса Форду требовались заинтересованные рабочие. Не будем перечислять и подробно анализировать все нововведения Форда – полагаем, что данных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о новаторстве Форда.

Информация о работе Сравнительная характеристика психолого-управленческих портретов личности Генри Форда и Саввы Тимофеевича Морозова