Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа
Как известно, психология управления уделяет много внимания теме личности руководителя. Личностный подход в психологии управления отражает тот факт, что специфические роль и функции руководителя предъявляют особые требования к личности. Теоретики личностной концепции управления утверждают: чтобы быть успешным руководителем необходимо обладать определенным набором личностных качеств характеристик.
Взглянув на страницы истории государств или известных организаций, несложно заметить, что, в действительности, великие управленцы были поистине выдающимися личностями, как правило, неординарными и по многим параметрам удивительными.
Введение………………………………………………………………………………………....3
1. Личностные характеристики руководителя.………………………………………………..4
2. Стили управления…………………………………………………………………………….9
3. Сравнительная характеристика личностей Г.Форда и С.Т.Морозова……………………14
3.1. Время и место рождения и проживания как факторы социализации………………..14
3.2.Семья как фактор социализации личности. Детство Г.Форда и С.Т.Морозова……...14
3.3. Образование и путь к руководящей должности……………………………………….17
3.4. Стили управления Г.Форда и С.Морозова……………………………………………..18
3.5. Анализ личностных качеств Г.Форда и С.Т.Морозова, необходимых для управленческой деятельности………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………
В
деятельности руководителя креативность
рассматривается как
Стремление к достижениям и предприимчивость
Без
этих качеств невозможно представить
себе успешного руководителя. В стремлении
человека к достижениям отражается
одна из фундаментальных потребностей
— потребность в
Ответственность
Как уже было сказано выше, деятельность руководителя подразумевает высокую степень ответственности, т.к. именно руководитель принимает важные решения, задает направление различным процессам. Руководителю необходимо осознавать свою ответственность и принимать взвешенные решения.
Независимость
Это качество тесно связано с описанным выше. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам.
Общительность (коммуникабельность)
Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Развитие коммуникативных навыков — важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития личности руководителя.
Смелость, готовность к риску
Не смотря ни на какие предварительные расчеты, руководитель никогда не может с точностью до 100% предвидеть ход развития событий. Поэтому, принимая серьезные управленческие решения, руководитель всегда рискует.
Упорство
Конечно же, без упорства успех невозможен ни в каком виде профессиональной деятельности, но оно особенно важно в деятельности управленца.
Организованность
Руководитель должен уметь организовать свою деятельность, свое время, другими словами – быть дисциплинированным. Кроме того, он должен требовать того же от своих подчиненных, координируя общий процесс организованной деятельности.
Э.П.Утлик в своей книге «Личность в психологии и менеджменте» приводит следующую обобщенную схему структуры личности руководителя:
Таблица 1
Особенности личности руководителя (по Э.П.Утлику)
ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ | ||||
Общеличностные характеристики | ||||
СОЦИАЛЬНЫЙ МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ | ||||
МОТИВАЦИЯ | СПОСОБНОСТИ | ХАРАКТЕР | Я-КОНЦЕПЦИЯ | |
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ | УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
УМ |
СИЛАДУХА (ХАРАКТЕРА) | Развитая (сложная) Я-концепция; положительная, устойчивая самооценка | |
Осознание управленческих способностей | Глобальность, «охватность» | Смелость | Внутренняя гармония | |
Базовая социальность личности (просоциальная направленность) | Системность | Упорство | Уверенность в себе | |
Состязательность, дух первенства (стремление к совершенству) | Децентрация (умение думать «за других») | Ответственность (в том числе и за других) | Четкая идентичность | |
Славолюбие | Стойкость | |||
Властолюбие | Готовность к риску | |||
Организованность | ||||
ВЛАСТНОСТЬ (ДОМИНАНТНОСТЬ) | ||||
Способность возбуждать доверие к себе | ||||
Устанавливать и поддерживать благоприятные отношения с подчиненными | ||||
Умение ставить цели, давать направление | ||||
Требовательность | Доверие к людям |
Некоторые из указанных в таблице свойств и качеств уже были рассмотрены выше. Но этой схеме появляется 3 подструктуры системы личности руководителя, которые мы не упоминали ранее: мотивация, характер и Я-концепция руководителя.
Мотивирующими факторами в данном случае являются осознание руководителем своих управленческих способностей, социальная направленность личности (т.е. деятельность, связанная с отношениями с людьми, для людей, высшем понимании – на благо общества). Руководителя также мотивирует его стремление к славе и власти, стремление быть первым (выраженный дух состязательности, стремление к совершенству).
Руководитель должен обладать определенными чертами характера, такими как смелость, упорство, ответственность (в том числе и за других), стойкость, готовность к риску, организованность – обо всём этом мы упоминали выше.
Важной особенностью данной схемы является выделение требований к Я-концепции успешного руководителя. Человек, способный к управлению должен обладать устойчивой адекватной положительной самооценкой, быть уверенным в себе, быть внутренне гармоничным, стабильным, и кроме того обязательно обладать четкой идентичностью со своей профессиональной деятельностью, т.к. идентифицировать себя с профессией управленца, осознавая всю ответственность, и все грани принадлежности к ней.
Стили управления
В зависимости от особенностей личности руководитель выбирает тот или иной стиль управления.
Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
К. Левин выделил три наиболее часто встречающихся стиля руководства - это авторитарный или автократический, демократический и либеральный. В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически проводить в жизнь один стиль невозможно. Однако, у того или иного руководителя, как правило, проявляются склонности к наиболее частому выбору одного из этих стилей в своём поведении.
Для авторитарного (директивного, диктаторского) стиля управления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2)
подавление инициативы, творчества
подчиненных, замедление
3)
неудовлетворенность людей
4) неблагоприятный психологический климат (“подхалимы”, интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.
Этот стиль управления целесообразен и оправдан в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
При демократическом (коллективном) стиле управления управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль часто считают эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический
(или попустительский, или нейтральный)
стиль руководства
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.
В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей (согласно японскому автору Т. Коно) [14]:
1) Консервативно-интуитивный тип;
2)
Консервативно-аналитический
3) Новаторско-интуитивный;
4) Новаторско-аналитический тип.
Классификация типов управления в данном случае возникает на пересечении двух шкал противоположных качеств: консерватизм – новаторство, аналитическое мышление – интуитивное мышление.
Наиболее эффективным считается новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.
Своё распространение получила также так называемая теория X и Y Дугласа Мак-Грегора, отразившая биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. Так, согласно теории "Х", люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководителями, не брать на себя ответственность и искать защиты у сильных. Что бы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний. Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины ХХ в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается уже другой теорией — "Y". В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.