Способности и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 14.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно бегло и  выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Особую линию  в речевом развитии образует та, которая связана с соединением  и взаимопроникновением мышления и  речи. В V— VI классах эта линия  развития проявляется в умении составлять план устного или письменного  текста, а в IX—Х классах — план речи, выступления и следовать  ему.

РАЗВИТИЕ  ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных  способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются  общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое  мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически  и абстрактно. Значительный прирост  предметных знаний создает хорошую  базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются  и развиваются коммуникативные  способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми  людьми, добиваться их расположения и  взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс  становления тех практических умений и навыков, которые в будущем  могут понадобиться для совершенствования  профессиональных способностей.

Подростковый  и ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются. 

РАЗВИТИЕ  МЫШЛЕНИЯ 

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным  видам обучения причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так  и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями) . Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к его источнику.

Подростковый  возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется  не только естественной возрастной любознательностью  подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях  стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко  проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная  аффективная реакция на слишком  простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные  выше мотивы. За всем этим можно усмотреть  и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного  возраста. Вопросы, которые задает подросток  взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и  касаются самой сути вещей.

Подростки могут  формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и  сравнивать между собой различные  альтернативы при решении одних  и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов  подростков выходит за пределы школы  и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к  поиску и приобретению знаний, к  формированию полезных умений и навыков. Подростки находят занятия и  книги, соответствующие их интересам, способные дать интеллектуальное, удовлетворение. Стремление к самообразованию —  характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Мышление подростка  характеризуется стремлением к  широким обобщениям. Одновременно с  этим складывается новое отношение  к учению, особенно в последних  классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они  могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким  знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у  подростка и юноши возникает  особое познавательное отношение к  самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать  и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости  выбора способа поведения. Подростки  и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным. 

Темы  и вопросы для  обсуждения на семинарах 

Тема 1. Общая характеристика ситуации познавательного  развития в подростковом и раннем юношеском  возрасте

1. Изменение социально-психологической  ситуации развития  познавательных процессов  у детей подросткового  и раннего юношеского  возраста.

2. Особенности формирования  психических процессов  в этом возрасте.

3. Главные направления  в развитии сознания  и самосознания.

4. Перестройка системы  ведущих видов  деятельности.

5. Совершенствование  самоуправления и  самоконтроля. 

Тема 2. Совершенствование  психических процессов

1. Развитие памяти.

2. Изменение связей  памяти с другими  психическими процессами.

3. Основные линии  развития речи  у детей подросткового  и раннего юношеского  возраста. 
 

Тема 3. Развитие общих и  специальных способностей

1. Подростковый и  ранний юношеский  возраст как сензитивные для развития общих и специальных способностей.

2. Основные виды  ведущей деятельности, в русле которых  развиваются способности.

3. Влияние учения, общения  и труда на формирование  способностей.

Тема 4. Развитие мышления

1. Основные тенденции  интеллектуального  развития в подростковом  и раннем юношеском  возрасте.

2. Изменение характера  и мотивации интеллектуальной  деятельности.

3. Расширение сферы  познавательных интересов.

4.Становление  теоретического мышления.

5. Самостоятельность  и избирательность  в учении. 

Темы  для рефератов

1.Основные  изменения познавательных  процессов, характерные  для подросткового  и раннего юношеского  возраста.

2. Память и речь  детей подросткового  и раннего юношеского  возраста.

3.Сензитивность  подросткового и  раннего юношеского  возраста для развития  общих и специальных  способностей. 

Темы  для самостоятельной  исследовательской  работы 

1.Индивидуальные  особенности познавательного  развития детей  в старших классах  школы. 

2.Взаимовлияние  в развитии памяти  и других психических  процессов в подростковом  и раннем юношеском  возрасте.

3.Основные  линии и пути  совершенствования  интеллектуального  развития подростке  и юношей.

Информация о работе Способности и интеллект