Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В V— VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX—Х классах — план речи, выступления и следовать ему.
РАЗВИТИЕ
ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Старший школьный
возраст характеризуется
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Подростковый
и ранний юношеский возраст являются
достаточно сензитивными для развития
всего этого комплекса разнообразных
способностей, и степень практического
использования имеющихся здесь возможностей
влияет на индивидуальные различия, которые
к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.
РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями) . Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к его источнику.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.
В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задает подросток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.
Подростки могут
формулировать гипотезы, рассуждать
предположительно, исследовать и
сравнивать между собой различные
альтернативы при решении одних
и тех же задач. Сфера познавательных,
в том числе учебных, интересов
подростков выходит за пределы школы
и приобретает форму
Мышление подростка
характеризуется стремлением к
широким обобщениям. Одновременно с
этим складывается новое отношение
к учению, особенно в последних
классах школы. Ее выпускников привлекают
предметы и виды знаний, где они
могут лучше узнать себя, проявить
самостоятельность, и к таким
знаниям у них вырабатывается
особенно благоприятное отношение.
Вместе с теоретическим отношением
к миру, предметам и явлениям у
подростка и юноши возникает
особое познавательное отношение к
самому себе, выступающее в виде
желания и умения анализировать
и оценивать собственные
Самостоятельность
мышления проявляется в независимости
выбора способа поведения. Подростки
и особенно юноши принимают лишь
то, что лично им кажется разумным,
целесообразным и полезным.
Темы
и вопросы для
обсуждения на семинарах
Тема 1. Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
1.
Изменение социально-
2. Особенности формирования психических процессов в этом возрасте.
3. Главные направления в развитии сознания и самосознания.
4. Перестройка системы ведущих видов деятельности.
5.
Совершенствование
самоуправления и
самоконтроля.
Тема 2. Совершенствование психических процессов
1. Развитие памяти.
2. Изменение связей памяти с другими психическими процессами.
3.
Основные линии
развития речи
у детей подросткового
и раннего юношеского
возраста.
Тема 3. Развитие общих и специальных способностей
1. Подростковый и ранний юношеский возраст как сензитивные для развития общих и специальных способностей.
2. Основные виды ведущей деятельности, в русле которых развиваются способности.
3. Влияние учения, общения и труда на формирование способностей.
Тема 4. Развитие мышления
1. Основные тенденции интеллектуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте.
2. Изменение характера и мотивации интеллектуальной деятельности.
3. Расширение сферы познавательных интересов.
4.Становление теоретического мышления.
5.
Самостоятельность
и избирательность
в учении.
Темы для рефератов
1.Основные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового и раннего юношеского возраста.
2. Память и речь детей подросткового и раннего юношеского возраста.
3.Сензитивность
подросткового и
раннего юношеского
возраста для развития
общих и специальных
способностей.
Темы
для самостоятельной
исследовательской
работы
1.Индивидуальные особенности познавательного развития детей в старших классах школы.
2.Взаимовлияние в развитии памяти и других психических процессов в подростковом и раннем юношеском возрасте.
3.Основные линии и пути совершенствования интеллектуального развития подростке и юношей.