Способности и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 14.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже  нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не^ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Темы  и вопросы для  обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие о способностях.

1.  Определение способностей.

2.  Виды способностей  у человека.

3.  Связь способностей  с успешностью  выполнения деятельности.

4.  Взаимодействие и  взаимохомленсация способностей.

5.  Понятие об одаренности.

Т е м а 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

1.  Общее представление  о задатках.

2.  Задатки как природные  предпосылки к  развитию способностей.

3.  Задатки как сформированные  способности более  низкого уровня, необходимые  для развития более  сложных способностей.

4.  Неоднозначность  взаимосвязей способностей  и задатков.

5. Природа индивидуальных  психологических  различий людей  в способностях.

6.  Свойства нервной  системы человека  и развитие способностей.

7.  Межполовые индивидуальные различия в способностях.

Т е м а 3. Природа человеческих способностей.

1.  Задатки и развитие  социальных способностей.

2.  Условия и предпосылки  формирования человеческих  способностей.

3. Понятие функционального  органа как анатомо-физиологической  основы человеческих  способностей.

Т е м а 4. Развитие способностей.

1.  Начальный этап  развития способностей.

2.  Условия раннего  проявления способностей  у детей.

3.  Факторы, благоприятствующие  ускоренному развитию  способностей.

4.  Психологические  требования к деятельности, формирующей способности  человека.

5.  Компенсация развития  одних способностей  другими.

Темы  для рефератов

1. Способности, одаренность  и талант: взаимосвязь  и различия в  этих явлениях.

2.  Природа индивидуальных  различий в способностях  людей.

3.  Особенности высших  человеческих способностей.

4.  Развитие способностей  у человека.

Темы  для самостоятельной  исследовательской  работы

1.  Способности и  задатки: что выступает  в качестве задатков  к развитию человеческих  способностей?

2.  Генотип, свойства  нервной системы  и способности  человека.

3.  Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

4.  Условия ускоренного  развития человеческих  способностей. 

Глава 7.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 

Краткое содержание

Общая характеристика ситуации познавательного развития. Изменение жизненной социально-психологической  ситуации развития в подростковом и  раннем юношеском возрасте. Появление  новых, повышенных требований к интеллекту и поведению подростков и юношей со стороны взрослых. Особенности  развития восприятия, воображения и  внимания в данный возрастной период. Изменения, происходящие в памяти, мышлении и речи у детей в старших  классах школы. Главные направления  развития сознания ребенка в подростковом и раннем юношеском возрасте. Смена  ведущих видов деятельности. Развитие самосознания, самоуправления и самоконтроля.

Совершенствование психических процессов. Перестройка  памяти и проблемы, связанные с  ее дальнейшим развитием в подростковом и юношеском возрасте. Основные отличия  памяти подростка и юноши от аналогичных  процессов у младших школьников. Динамика развития непосредственного  и опосредствованного запоминания  от дошкольного к старшему школьному возрасту. Изменение связей памяти с другими психическими процессами. Соединение памяти и мышления. Основные линии развития речи детей в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Развитие общих  и специальных способностей. Значение основных видов ведущей деятельности: учения, общения и труда — для  развития общих и специальных способностей у детей в подростковом и раннем юношеском возрасте. Сензитивность данного возрастного периода для развития способностей. Увеличение индивидуальных различий детей по способностям к концу обучения в школе.

Развитие мышления. Психологическая готовность и фактическая  способность к различным видам  научения — характерная черта подросткового и раннего юношеского возраста. Склонность к экспериментированию. Тяга к самостоятельности и оригинальности мышления. Повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей. Возникновение новых мотивов интеллектуальной деятельности. Выход предметно-познавательных интересов за пределы школьной программы. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ 

В старших классах  школы развитие познавательных процессов  детей достигает такого уровня, что  они оказываются практически  готовыми к выполнению всех видов  умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие  качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств  познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма (см. замечания, сделанные во введении к этой книге). Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.

С переходом  из младших классов в средние  и далее в старшие классы школы  изменяется положение детей в  системе деловых и личных взаимоотношений  с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени  отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются  и его сверстниками, и взрослыми  людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения  с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно  идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и  для внешнего наблюдателя. Науке  до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием  детей в средних и старших  классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение  детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как  память, речь и мышление, наблюдать  легче, и о них можно сказать  больше.

Подростки и  юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями  и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически  не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность  делать общие выводы на основе частных  посылок и, напротив, переходить к  частным умозаключениям на базе общих  посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному  возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы  осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое Сражение в изменении мотивации основных видов деятельности:

Учения, общения  и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные Для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач Деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли Идущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь  вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем  — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность  к Предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит  к преимущественному использованию  этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как  реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе  многих новых учебных предметов  значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

А. Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти — непосредственной и опосредственной — в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет. постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.

С возрастом  меняются и отношения между памятью  и мышлением. В раннем детском  возрасте память является одной из основных психических функций, и  в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В  младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с  памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг  в отношениях между памятью и  другими психическими функциями  происходит в подростковом возрасте. Исследования памяти детей данного  возраста показали, что для подростка  вспоминать — значить мыслить. Его  процесс запоминания сводится к  мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого  материала, а припоминание заключается  в восстановлении материала по этим отношениям.

Информация о работе Способности и интеллект