Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не^ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие о способностях.
1. Определение способностей.
2. Виды способностей у человека.
3. Связь способностей с успешностью выполнения деятельности.
4. Взаимодействие и взаимохомленсация способностей.
5. Понятие об одаренности.
Т е м а 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
1. Общее представление о задатках.
2. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.
3. Задатки как сформированные способности более низкого уровня, необходимые для развития более сложных способностей.
4. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков.
5. Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях.
6. Свойства нервной системы человека и развитие способностей.
7. Межполовые индивидуальные различия в способностях.
Т е м а 3. Природа человеческих способностей.
1. Задатки и развитие социальных способностей.
2. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей.
3.
Понятие функционального
органа как анатомо-
Т е м а 4. Развитие способностей.
1. Начальный этап развития способностей.
2. Условия раннего проявления способностей у детей.
3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.
4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека.
5. Компенсация развития одних способностей другими.
Темы для рефератов
1. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
2. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
3. Особенности высших человеческих способностей.
4. Развитие способностей у человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей?
2. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
3. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
4.
Условия ускоренного
развития человеческих
способностей.
Глава 7.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Краткое содержание
Общая характеристика
ситуации познавательного развития.
Изменение жизненной социально-
Совершенствование
психических процессов. Перестройка
памяти и проблемы, связанные с
ее дальнейшим развитием в подростковом
и юношеском возрасте. Основные отличия
памяти подростка и юноши от аналогичных
процессов у младших
Развитие общих и специальных способностей. Значение основных видов ведущей деятельности: учения, общения и труда — для развития общих и специальных способностей у детей в подростковом и раннем юношеском возрасте. Сензитивность данного возрастного периода для развития способностей. Увеличение индивидуальных различий детей по способностям к концу обучения в школе.
Развитие мышления.
Психологическая готовность и фактическая
способность к различным видам
научения — характерная черта подросткового
и раннего юношеского возраста. Склонность
к экспериментированию. Тяга к самостоятельности
и оригинальности мышления. Повышенная
интеллектуальная активность подростков,
их выраженное стремление проникнуть
в суть вещей. Возникновение новых мотивов
интеллектуальной деятельности. Выход
предметно-познавательных интересов за
пределы школьной программы. Возникновение
теоретизирования и интеллектуальных
обобщений. Появление избирательности
и самостоятельности в учении.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма (см. замечания, сделанные во введении к этой книге). Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.
С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.
В подростковом
и юношеском возрасте активно
идет процесс познавательного
Подростки и
юноши уже могут мыслить
К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое Сражение в изменении мотивации основных видов деятельности:
Учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные Для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач Деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли Идущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.
В подростковом
возрасте активно совершенствуется
самоконтроль деятельности, являясь
вначале контролем по результату
или заданному образцу, а затем
— процессуальным контролем, т. е. способностью
выбирать и избирательно контролировать
любой момент или шаг в деятельности.
Вплоть до юношеского возраста у многих
детей еще отсутствует
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В подростковом
возрасте происходят важные процессы,
связанные с перестройкой памяти.
Активно начинает развиваться логическая
память и скоро достигает такого
уровня, что ребенок переходит
к преимущественному
А. Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти — непосредственной и опосредственной — в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет. постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.
С возрастом
меняются и отношения между памятью
и мышлением. В раннем детском
возрасте память является одной из
основных психических функций, и
в зависимости от нее строятся
все остальные психические