Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
Глава 14. СПОСОБНОСТИ
Краткое содержание
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Понятие задатков. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные геноти-пическими и анатомо-физиологическими задатками. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.
Природа
человеческих способностей. Отсутствие
или невыявленность природных задатков
к развитию социальных способностей человека.
Условия и предпосылки для формирования
таких способностей. Понятие функционального
органа как анатомо-физиологической основы
прижизненно складывающихся человеческих
способностей.
Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Занятия детей техническим, художественным и научным творчеством — условия раннего проявления и ускоренного развития многих способностей. Разноплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения — важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержание интереса ребенка к данному виду деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.
ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности»,
несмотря на его давнее и широкое
применение в психологии, наличие
в литературе многих его определений,
неоднозначен. Если суммировать его
дефиниции и попытаться их представить
в компактной классификации, то она
будет выглядеть следующим
1. Способности
— свойства души человека, понимаемые
как совокупность всевозможных
психических процессов и
2. Способности
представляют собой высокий
3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»1.
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность
выполнения любой деятельности зависит
не от какой-либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это
сочетание, дающее один и тот же результат,
может быть обеспечено различными способами.
При отсутствии необходимых задатков
к развитию одних способностей их
дефицит может быть восполнен
за счет более сильного развития других.
«Одной из важнейших особенностей психики
человека, — писал Б.М.Теплов, —
является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать при-
'Теплов Б.М.
Способности и одаренность // Хрестоматия
по возрастной и
родные, или
естественные, способности (в основе
своей биологически обусловленные)
и специфические человеческие способности,
имеющие общественно-
Многие из природных
способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например
— у обезьян. Такими элементарными
способностями являются восприятие,
память, мышление, способность к
элементарным коммуникациям на уровне
экспрессии. Эти способности
Общие способности
включают те, которыми определяются успехи
человека в самых различных видах
деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и
точность ручных движений, развитая память,
совершенная речь и ряд других.
Специальные способности
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к
общению, взаимодействию с людьми, а
также предметно-
Примеры способностей
предметно-познавательного
До сих пор
в психологии преимущественное внимание
обращалось именно на предметно-деятельностные
способности, хотя способности межличностного
характера имеют не меньшее значение для
психологического развития человека,
его социализации и приобретения им необходимых
форм общественного поведения. Без владения
речью как средством общения, например
без умения адаптироваться к людям, правильно
воспринимать и оценивать их самих и их
поступки, взаимодействовать с ними и
налаживать хорошие взаимоотношения в
различных социальных ситуациях, нормальная
жизнь и психическое развитие человека
были бы просто невозможными. Отсутствие
у человека такого рода способностей явилось
бы непреодолимой преградой как раз на
пути превращения его из биологического
существа в социальное.
В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.
С психологической
точки зрения социальная норма поведения
не что иное, как идеально воплощенная
в соответствующих знаниях и
требованиях способность
С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Не отдельные
способности непосредственно
Способности не
только совместно определяют успешность
деятельности, но и взаимодействуют
друг с другом, оказывая влияние друг
на друга. В зависимости от наличия и степени
развития других способностей, входящих
в комплекс, каждая из них приобретает
иной характер. Такое взаимное влияние
оказывается особенно сильным, когда речь
идет о взаимозависимых способностях,
совместно определяющих успешность деятельности.
Сочетание различных высокоразвитых способностей
называют одаренностью, и эта характеристика
относится к человеку, способному ко многим
различным видам деятельности.