Способности и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 14.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической  и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной  системы человека, но не снимают  другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это  вопрос о генотипической обусловленности  межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных  сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем  мальчики», «Мальчики более склонны  к математике, чем девочки», «У девочек  память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с  тем небольшие различия возрастного  характера в проявлении частных  способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно  имеется чуть больший словарный  запас, чем у мальчиков, и они  лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят  их в других отношениях, например в  способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются  несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее  привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения  и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта  и профессиональной деятельности некоторые  межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным  является и такой факт. Житейский  опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда  будто бы формируют у них психологические  особенности, характерные для людей  противоположного пола, т.е. ведут к  маскулинизации женщин и феминизации  мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных  с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально  обусловленные черты, а не те, которые  можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных  условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием  способностей, оказывают на них гораздо  более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые  имеются между людьми разного  пола.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

До сих пор  нами обсуждались такие способности, которые так или иначе связаны  с биологическими особенностями  организма. Упоминались также социальные способности, биологическую основу которых пока еще никому точно  установить не удалось. Это — высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и ряд других. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем те, которые имеют явно выраженные биологические задатки и непосредственно зависят от созревания тех или иных органических структур. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1.  Наличие  общества, социально-культурной среды,  созданной трудом многих поколений  людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов  материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека  и удовлетворение его собственно  человеческих потребностей.

2. Отсутствие  природных задатков к пользованию  соответствующими предметами и  необходимость обучения этому  с детства.

3.  Необходимость  участия в различных сложных  и высокоорганизованных видах  человеческой деятельности.

4.  Наличие  с рождения вокруг человека  образованных и цивилизованных  людей, которые уже обладают  необходимыми ему способностями  и в состоянии передать ему  нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими  средствами обучения и воспитания.

5.  Отсутствие  с рождения у человека жестких,  запрограммированных структур поведения  типа врожденных инстинктов, незрелость  соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование  психики, и возможность их формирования  под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных  обстоятельств является необходимым  для превращения человека как  биологического существа, с рождения располагающего некоторыми элементарными  способностями, свойственными и  многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее  в себе собственно человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет  развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и  развитие необходимых для этого  способностей (они формируются и  совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходим^ для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Утверждение о  том, что у человека нет готовых  биологических задатков к развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих способностей анатомо-физиологической  основы тогда, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она представлена так называемыми  функциональными органами, представляющими  собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих  способностей. Формирование функциональных органов у человека становится важнейшим  принципом его онтогенетического  морфо-физиологического развития, связанного со способностями.

РАЗВИТИЕ  СПОСОБНОСТЕЙ

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно  выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической  основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится  к дошкольному детству, охватывающему  период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование  работы всех анализаторов, развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень  которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных  способностей активно начинается уже  в дошкольном детстве и ускоренными  темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них  начинает оказывать учебная и  трудовая деятельность. В играх детей  первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей  выступает комплексность, т.е. одновременное  совершенствование нескольких взаимно  дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого  рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая  деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Информация о работе Способности и интеллект