Способности и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Работа содержит 1 файл

Глава 14.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

При обсуждении понятия «способности» в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались  задатки. Попробуем теперь выяснить детальнее, что это такое и  какая связь существует между  задатками людей и их индивидуальными  различиями по способностям.

У человека есть два вида задатков: врожденные и  приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех  же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как  они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды»1.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при  рождении ребенка. Например, новорожденные  дети-близнецы имеют не только общие  черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются  на его индивидуальности, могут облегчать  или затруднять формирование у него других личностных свойств.

^Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуаль ных различий: Тексты. — М, 1982. — С. 9.

Тот факт, что  у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в  доминирующем психофизиологическом эмоциональном  состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы  поведения находятся в сфере  прямых генетических влияний.

Особый интерес  в связи с определением влияния  генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые  из них, взятые из работ А.Басса и Р.Плоумина, представлены в табл. 14.

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались  в разных семьях, показывает, что  вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие  различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной  семье, причем в некоторых случаях  даже уменьшаются. 
 
 
 
 
 

Таблица 14

Корреляция  между гомозиготными  и гетерозиготными  близнецами разного  пола

по  ряду личностных характеристик

(средний  возраст сравниваемых  детей — 4 года  и 7 месяцев)

Оцениваемая индивидуальная характеристика Коэффициент внутригрупповой корреляции
 
Мальчики
Девочки
 
гомозиготные
гетерозиготные гомозиготные гетерозиготные
Эмоциональность

Активность

Социабельность (общительность,

контактность)

0,68 0,73

0,65

0,00 0,18

0,20

0,60 0,50

0,58

0,05 0,00

0,06

 

Оцениваемая индивидуальная характеристика Коэффициент внутригрупповой корреляции 

      Мальчики Девочки 

      гомозиготные гетерозиготные гомозиготные гетерозиготные

Эмоциональность

Активность

Социабельность (общительность,

контактность) 0,68 0,73

0,65 0,00 0,18

0,20 0,60 0,50

0,58 0,05 0,00

0,06

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется  этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно  находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между  такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических  и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди

гомозиготных  близнецов, вряд ли полностью оправдано  утверждение о том, что их психологическая  общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать  влияние среды на психическое  и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие  его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды  и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

1.  Систематическое  варьирование условий обучения  и воспитания, разностороннее изучение  детей, выросших в разных социальных  культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное  изучение психологии и поведения  гомозиготных и гетерозиготных  близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических  различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных  Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась  гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы  человека, который в свою очередь  зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие  устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких  свойств относятся:

1.  Сила нервной  системы по отношению к возбуждению,  т.е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной  системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать  длительные и часто повторяющиеся  тормозные влияния.

3. Уравновешенность  нервной системы по отношению  к возбуждению и торможению, которая  проявляется в одинаковой реактивности  нервной системы в ответ на  возбудительные и тормозные влияния.

4.  Лабильность  нервной системы, оцениваемая  по скорости возникновения и  прекращения нервного процесса  возбуждения или торможения.

В настоящее  время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств  нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы1. Она включает:

1. Общие, или  системные, свойства, охватывающие  весь мозг человека и характеризующие  динамику его работы в целом.

2.  Комплексные  свойства, проявляющиеся в особенностях  работы отдельных «блоков» мозга  (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально  разделенных подкорковых структур  и т.п.).

3.  Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые  с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных  исследований, касающихся связи свойств  нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы  поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие»2.

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой  индивидуальных различий заключается  не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной  системы пути и метода обучения детей  с данным типом нервной системы.

1 Русаков В.М.  Дифференциальная психология: Основные  достижения и перспективы изучения  индивидуальности человека // Психологический  журнал. — 1988. —Т. 1. — № 2.

2Теплов Б.М.  Современное состояние вопроса  о типах высшей нервной деятельности  и их определение // Психология  индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.

Развивая в  этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у  человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы  в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу  некоторых фактов, свидетельствующих  за и против генотипической обусловленности  индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах  исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности  интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью  обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные»1. Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических  свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно  обусловленными, не так уж много. Среди  характеристик, которые имеют явную  генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако —  и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной  системы не является исключительно  зависимым от генотипа, поскольку  на него самого в определенной степени  оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью»1.

Информация о работе Способности и интеллект