Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья
Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.
На этапе становления психологической службы в специальных учреждениях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей (может быть, и у всех) не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием характера коррекционной помощи.
Основное внимание следует обратить на общее состояние ребенка на момент обследования, его физические и интеллектуальные недостатки.
Психолог, кроме того, должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерности протекания психических процессов нормально развивающихся детей.
Основная цель психолого-диагностического обследования — определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разрабатывает и совместно с дефектологом-методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, тифлопедагогом, логопедом и др.), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы.
Вопрос 25.Психологическая характеристика лиц с нарушением зрения.
Особенности и закономерности хода психического развития детей, имеющих нарушения слуха, выявляет и изучает сурдопсихология. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития лиц с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
Причинами нарушения слуха могут быть как наследственными, так и приобретенными. Примером может служить деформация головы ребенка при использовании при родах щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т. п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы, в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).
Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности — для определения типа учреждения, в котором должен учиться такой ребенок.
Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, интен-сивностью и продолжительностью звучания. Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь разую интенсивность звучания. Например, звук: шелеста листьев составляет 10 дБ; шепота (около уха) — 25 — 30 дБ; речи средней громкости — 60 — 70 дБ; громкой музыки по радио — 80 дБ; шума поезда в метро — 90 дБ. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 35000 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет -принимать эти диапазоны частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту. При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до ДБ (Л. В. Нейман).
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
Глухие (неслышащие) К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия и самостоятельного овладения ею.
ранооглохшие. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития' или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
позднооглохишие. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:
при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м
при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 —3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м
при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 —4 м;
при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м
Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М.Соловьеву) характерные закономерности. Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. И.М.Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял следующим образом: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.
Психологическая
эмоционально-личностными
В настоящее время в науке выделяют большое количество эмоциональных расстройств и состояний, которые классифицируются по этиологии и патогенезу.
Причины эмоциональных расстройств могут носить индивидуальный и коллективный характер.
А) Индивидуальный характер - различные органические и психические заболевания, либо их предрасположенность.
Б) Коллективный характер (массовый) - причины которого касаются целых слоёв общества, и даже нации. Такими причинами являются специфические психологические факторы. (Особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях). Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состоянием.
Различают:
1) Эмоциональные расстройства как таковые (например, избыток депрессивных эмоций - печаль, тревога, гнев).
2) Эмоциональные
расстройства как компоненты
сложных клинических
(Например, глубокая печаль как компонент депрессии).
3) Расстройства, зависимые от эмоционального состояния в других психических сферах.
Эмоционально-личностные расстройства характеризуются тем, что содержание, частота возникновения, интенсивность или продолжительность определённых эмоций с общественной, клинической и субъективной точек зрения - являются неадекватными.
Эмоционально-личностные расстройства классифицируются по следующим параметрам, описывающим эмоции.
1) Содержание - с этой точки зрен. можно выделить отдельные эмоции: а)»первичные эмоции» (радость, печаль, тревога и т.д.); б) «вторичные» (или комплексные) - эмоциональные расстройства как компоненты синдромов.
2) Частота возникновения, интенсивность и устойчивость. Так эмоции могут возникать с различной частотой, интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Частота смены эмоц. состояний: а) лабильность, б) ригидность. Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, значительной интенсивностью негативных эмоций и недостаточностью частоты возникновения, интенсивности или продолжительности положительных эмоций.
3) Осознанность и реалистичность (в зависимости от состояния когнитивных процессов). Таким образом, по степени адекватности и реальности подразделяются: а) неадекватные реальности и б) адекватные реальности.
Патологические изменения эмоциональных свойств личности.
1) Аффективная возбудимость - это склонность к чрезмерно лёгкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, которые сопровождаются двигательным возбуждением и необдуманными действиями. Раздражительность - явл. одной из форм проявления аффективной возбудимости. Это склонность к лёгкому возникновению чрезмерных отрицательных эмоциональных реакций, по своей выраженности не соответствующих силе раздражителя.
2) Аффективная слабость - характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Даже небольшие изменения ситуации вызывают у больного непреодолимые и некоррегируемые бурные эмоциональные реакции: плач, рыдание, гнев и т.д. Крайней степенью аффективной слабости - явл. аффективное недержание. Она свидетельствует о тяжёлой органической церебральной патологии. Разновидностью аффективной слабости - явл. гневливость, т.е. склонность к быстрому возникновению аффекта гнева, сопровождающегося речедвигательным возбуждением и разрушительно-агрессивным поведением. (Она проявляется у больных с астеническими и церебрастеническими расстройствами, связанными с соматическими заболеваниями и резидуально-органическими поражениями ЦНС, а так же при эпилепсии.