Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

На этапе становления  психологической службы в специальных  учреждениях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей (может быть, и у всех) не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием характера коррекционной помощи.

Основное внимание следует  обратить на общее состояние ребенка на момент обследования, его физические и интеллектуальные недостатки.

Психолог, кроме того, должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерности протекания психических процессов нормально развивающихся детей.

Основная цель психолого-диагностического обследования — определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разрабатывает и совместно с дефектологом-методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, тифлопедагогом, логопедом и др.), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 25.Психологическая  характеристика лиц с нарушением зрения.

 

Особенности и закономерности хода психического развития  детей, имеющих нарушения слуха, выявляет и изучает сурдопсихология. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития лиц с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Причинами нарушения  слуха могут быть как наследственными, так и приобретенными. Примером может служить деформация головы ребенка при использовании при родах щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т. п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы, в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает  необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности — для определения типа учреждения, в котором должен учиться такой ребенок.

Звуки характеризуются  следующими свойствами: частотой, интен-сивностью и продолжительностью звучания. Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь разую интенсивность звучания. Например, звук: шелеста листьев составляет 10 дБ; шепота (около уха) — 25 — 30 дБ; речи средней громкости — 60 — 70 дБ; громкой музыки по радио — 80 дБ; шума поезда в метро — 90 дБ. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 35000 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет -принимать эти диапазоны частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту. При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до ДБ (Л. В. Нейман).

Основой классификации  являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

Глухие     (неслышащие)     К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия и самостоятельного овладения ею.

ранооглохшие. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития' или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

позднооглохишие. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м

при умеренной  степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 —3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 —4 м;

при тяжелой  степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м

Психическое развитие детей  с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и  взаимодействия с ним.

Это — особый вид дизонтогенеза  — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

Психическое развитие детей  с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.

Кроме того, для всех типов  аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей  с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М.Соловьеву) характерные закономерности. Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. И.М.Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял следующим образом: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до  определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

 

                  Психологическая  характеристика  детей  с  

                эмоционально-личностными  нарушениями.

 

   В  настоящее   время  в  науке  выделяют  большое  количество  эмоциональных   расстройств  и  состояний,  которые  классифицируются  по  этиологии  и  патогенезу.

    Причины   эмоциональных  расстройств   могут  носить  индивидуальный  и  коллективный  характер. 

    А)  Индивидуальный  характер  -  различные органические  и психические заболевания,  либо  их  предрасположенность.

   Б)  Коллективный  характер  (массовый)  -  причины которого  касаются  целых слоёв общества,  и даже  нации.  Такими  причинами являются   специфические психологические факторы.  (Особые  ценности  и установки,  поощряемые  в социуме  и  культивируемые  во  многих  семьях).  Становясь  достоянием  индивидуального  сознания,  они  создают  психологическую  предрасположенность  к  эмоциональным  расстройствам,  в  том  числе  к  переживанию  отрицательных  эмоций  и  депрессивным  и тревожным состоянием.

   Различают:

1)  Эмоциональные   расстройства  как  таковые  (например,  избыток  депрессивных  эмоций  -  печаль,  тревога,  гнев).

2)  Эмоциональные   расстройства  как  компоненты  сложных  клинических  синдромов.

   (Например,  глубокая  печаль  как  компонент  депрессии).

3)  Расстройства,  зависимые   от  эмоционального  состояния   в  других  психических  сферах.

    Эмоционально-личностные  расстройства  характеризуются тем,  что содержание,  частота возникновения,  интенсивность  или  продолжительность  определённых  эмоций  с  общественной,  клинической  и  субъективной  точек  зрения  -  являются  неадекватными.

   Эмоционально-личностные  расстройства  классифицируются  по  следующим параметрам,  описывающим эмоции.

  1)  Содержание  -  с этой  точки зрен.  можно выделить  отдельные эмоции:  а)»первичные  эмоции» (радость,  печаль,  тревога и т.д.);   б)  «вторичные» (или комплексные)  -  эмоциональные расстройства  как компоненты  синдромов.

  2)  Частота  возникновения,  интенсивность  и  устойчивость.  Так  эмоции  могут  возникать  с  различной  частотой,  интенсивностью  и  продолжительностью  (устойчивостью).  Частота  смены  эмоц.  состояний:  а)  лабильность,  б)  ригидность.  Расстройства  обычно  характеризуются  чрезмерной  частотой  возникновения,  значительной  интенсивностью  негативных  эмоций  и  недостаточностью  частоты  возникновения,  интенсивности  или  продолжительности  положительных  эмоций.

  3)  Осознанность  и  реалистичность  (в  зависимости  от  состояния  когнитивных  процессов).  Таким  образом,  по  степени  адекватности  и  реальности  подразделяются:  а)  неадекватные  реальности  и  б)  адекватные  реальности. 

   Патологические  изменения  эмоциональных  свойств  личности.

1)  Аффективная  возбудимость  -  это склонность  к чрезмерно лёгкому возникновению бурных  эмоциональных вспышек,  неадекватных  вызвавшей их  причине.  Она проявляется в приступах гнева,  ярости,  которые   сопровождаются  двигательным  возбуждением  и  необдуманными  действиями.  Раздражительность  -  явл.  одной  из  форм  проявления  аффективной  возбудимости.  Это  склонность  к  лёгкому  возникновению  чрезмерных  отрицательных  эмоциональных  реакций,  по  своей  выраженности  не  соответствующих  силе  раздражителя.

2)  Аффективная   слабость  -  характеризуется чрезмерной  эмоциональной чувствительностью (гиперестезией)  ко  всем  внешним раздражителям.  Даже  небольшие изменения ситуации  вызывают  у больного  непреодолимые и некоррегируемые  бурные  эмоциональные  реакции:  плач,  рыдание,  гнев  и  т.д.  Крайней  степенью  аффективной  слабости  -  явл.  аффективное  недержание.  Она  свидетельствует  о  тяжёлой  органической  церебральной  патологии.  Разновидностью  аффективной  слабости  -  явл.  гневливость,  т.е.  склонность  к  быстрому  возникновению  аффекта  гнева,  сопровождающегося  речедвигательным  возбуждением  и  разрушительно-агрессивным  поведением.  (Она  проявляется  у  больных  с  астеническими  и  церебрастеническими  расстройствами,  связанными  с  соматическими  заболеваниями  и  резидуально-органическими  поражениями  ЦНС,  а  так  же  при  эпилепсии.

Информация о работе Специальная психология