Сознание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Содержание

1. Общая структура деятельности и поведение.
2. Общественное и индивидуальное сознание.
3. Проблема биологического и социального в природе человека.

Работа содержит 1 файл

контр псих.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

 Тема 3. Сознание и деятельность.

План 

  1. Общая  структура деятельности и поведение.
  2. Общественное и индивидуальное сознание.
  3. Проблема биологического и социального в природе человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Общая  структура деятельности и поведение.
 

     Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

    Структура деятельности представляет собой сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.

    Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.

    Действие  — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае — это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

    Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие — это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул—реакции» является одним из основных положений бихевиоризма.

    Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

    В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.  Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

    1. Сознание не может рассматриваться  как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

    2. Поведение нельзя рассматривать  в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

    3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип  активности).

     4. Действия человека предметны;  их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

     Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.[1. стр.122-124]

     Деятельность  человека осуществляется в его отношении с другими людьми, то есть в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

     В течение первого года жизни на основе развития исследовательского поведения  ребёнок узнаёт и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение – средство, благодаря которому ребёнок может удовлетворить свои потребности и желания.

     К основным видам деятельности относят  игру, учение и труд.

     Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет  возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения  заключается в том, что его  целью является сама деятельность, а не практические результаты, которые  достигаются с её помощью.

     Научение, или освоение опыта, - это главный  фактор развития ребёнка. Особым видом  деятельности можно назвать учение, то есть деятельность, которая направлена на усвоение определённой информации, форм поведения. Это возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определённых знаний, умений, навыков.

     Труд  представляет собой деятельность, направленную на производство определённых общественно-полезных продуктов – материальных или  идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

     Данные  виды деятельности являются основополагающими  в развитии психики человека.[2. стр.56-57]

  1. Индивидуальное и общественное сознание.
 

       Сознание  структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из множества компонентов.

       Индивидуальное  сознание – сознание отдельного человека, его особое, индивидуальное восприятие окружающего мира. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Оно порождает и соответствующее индивидуальное поведение.

       В структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:

       1. телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

       2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

       3. логико-понятийный (понятия, логические  умозаключения);

       4.ценностно-мотивационный  (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

      Данная  структура соотносится с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие мозга «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое – за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).

        Сфера индивидуального бессознательного, открытая австрийским психиатром З. Фрейдом, представляет собой совокупность психических явлений, состояний, не поддающихся контролю со стороны сознания (сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм и т.д.) По его мнению, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это сфера бессознательных влечений. «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и «Сверх-Я», между бессознательным и внешним миром. «Сверх-Я» выполняет роль «морального цензора», это внутриличностная совесть, олицетворяющая устои общества.

    Ученик  и последователь З. Фрейда швейцарский психиатр К. Юнг предположил наличие в структуре бессознательного так называемых «архетипов», связанных с коллективной жизнью людей. Он полагал, что вся информация, накопленная человечеством, сохраняется на генетическом уровне в памяти потомков и проявляется в сновидениях, художественном творчестве. В отличие от З. Фрейда, полагавшего, что поведением человека управляет психическая энергия сексуальных влечений – либидо, а задача человека заключается в превращении «Оно» в «Я», К. Юнг считал, что кроме индивидуального бессознательного существует более глубокий слой человеческой психики - коллективное бессознательное. [4,стр.372-373]

    Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается  и у австрийского психиатра В. Райха, который вслед за З. Фрейдом биологизирует бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо. Наиболее видный представитель неофрейдизма - немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию З. Фрейда за антагонизм между сущностью человека и культурой и попытался соединить психоаналитическую теорию З. Фрейда с марксистской концепцией человека. Одним из важнейших факторов развития человека, по его мнению, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы. Человек – существо природное и социальное. Это противоречие Э. Фромм назвал «экзистенциальной дихотомией».

       В структуре индивидуального сознания сознательное и бессознательное  взаимосвязаны и не существуют изолированно друг от друга.

       Индивидуальное  сознание тесно связано с общественным сознанием. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Преломляясь через общественную практику, общественное сознание реализуется в материальной действительности. Оно может способствовать развитию прогрессивных тенденций, а может препятствовать их осуществлению.

       Общественное  сознание – совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе (то есть духовная жизнь общества). Общественное сознание как отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер. В структуре общественного сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию. К формам общественном сознания относятся – мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.

       Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики и включает в себя наряду с элементами научного знания, предрассудки, суеверия, стереотипы сознания. Ряд исследователей отождествляют обыденное сознание с массовым, но такое отождествление неправомерно, поскольку основным критерием выделения массового сознания в качестве самостоятельного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, представлений в обществе, а обыденное сознание является показателем качественного состояния общественного сознания в конкретную историческую эпоху.

       Общественная  психология выражает эмоционально-чувственное  отношение людей к общественному  бытию, охватывает область социальных чувств, представлений, настроений, эмоций, традиций, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях повседневной жизнедеятельности. В современном мире велика роль средств массовой информации в вопросе психологической обработки общественного сознания.

       Общественная  идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций.

       Многообразие  видов общественно-практической деятельности порождает различные способы  духовного освоения природной и  социальной действительности. Это находит  выражение в различных формах общественного сознания.

       Критериями разграничения форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы и способы отражения, особенности возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе.

       Общественное  сознание характеризует общее содержание надындивидуального сознания. Господство общественного сознания снижает активность индивидуального сознания. [3, стр. 80-82] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сознание и деятельность