Отличие сознания человека от деятельности животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить основные отличия сознания человека от деятельности животных.
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:
Проанализировать научную литературу;
Дать представление о том, какое развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека;
Выявить отличия сознания человека и психики животных.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сознание человека 4
1.1 Возникновение и развитие сознания 4
1.2 Структура сознания 6
1.3 Сознание и психика 7
1.4 Сознание как высшая форма психики 10
Глава 2 «Психологическая деятельность животных» 12
2.1«Психологическая деятельность животных» 12
2.2 Развитие психики в животном мире 14
Глава 3 Отличие сознания человека от деятельности животных 17
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Министерство образования.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВГО Нижегородский  государственный 

педагогический университет  имени К. Минина

 

 

 

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра Специальной психологии

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Общая психология»

Тема: «Отличие сознания человека от деятельности животных»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 513 группы

Белякова Екатерина Александровна

Проверила: старший преподаватель

кафедры специальной психологии

Котлярова Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Новгород

2012 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение           3

Глава 1 Сознание человека        4

1.1 Возникновение и развитие сознания      4

1.2 Структура сознания         6

1.3 Сознание и психика         7

1.4 Сознание как высшая форма психики             10

Глава 2 «Психологическая деятельность животных»           12

2.1«Психологическая деятельность животных»            12

2.2 Развитие психики в животном мире             14

Глава 3 Отличие сознания человека от деятельности животных         17

Заключение                  22

Список  литературы                 23

 

Введение

 

«Сознание» буквально означает «совокупность знаний». Психика  человека формируется и постоянно  обогащается в условиях социального  окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных  условиях, сохраняет все свои видовые  качества, то человек без социального  окружения не приобретает никаких  человеческих качеств. В истории  отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.

В работе по теме “Отличие сознания человека и деятельности животного” мы проведем сравнение сознания человека и психику  животных, установить, что их отличает.

Цель  работы – выявить основные отличия сознания человека от деятельности животных.

Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу;
  2. Дать представление о том, какое развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека;
  3. Выявить отличия сознания человека и психики животных.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы. Первая глава раскрывает понятие сознания. Во второй – рассматривается психика животных. В третьей – сформулированы основные отличия сознания человека от деятельности животных. Для написания данного реферата были использованы работы известных психологов и других ученых, данные интернет ресурсов. Эти книги помогли нам раскрыть тему реферата. Авторы книг очень интересно и доступно рассказывают о зарождении психики, описывают многочисленные эксперименты, доказывающие различия психики животных от человеческого сознания. 

 

Глава 1 Сознание человека

 

1.1 Возникновение и развитие сознания

 

Гегель  вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающееся  явление. В системе Гегеля подлинной  реальностью является всеобщее, представленное в виде абсолютной идеи, из которой  все развивается. Для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи.

Главным условием возникновения и  развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования  к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких  сознательных действий, как предварительное  представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и  запоминаться для повторного его  изготовления. Изготовление орудий труда  связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению  отдельных действий, которые приобретают  смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических  действий. Лишь на основе действия с  материальными предметами человек  постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям  в уме. Этот переход от внешних  действий к внутренним действиям  называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних  действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все  сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха  своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования  людей меняется их сознание.

 

1.2 Структура сознания

 

Сознание – высшая форма целенаправленного  психического отражения действительности человеком. Понятие психика является более широким, чем сознание. Оно  включает в себя все сознательные и бессознательные структуры  и состояния личности. Психика  в той или иной мере присутствует у всех животных, а тогда как  сознание характеризует именно человека, да и то не во всех его состояниях. Например, сознание не наблюдается  у новорожденных, у отдельных  категорий душевно больных.

Как любая сложная система, сознание состоит из взаимосвязанных сфер. В сознании выделяют интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую  сферы. Такой подход к строению сознания вполне оправдан и логически, и с  точки зрения конкретной практики. Способ, каким существует сознание, и каким предмет существует для  сознания – это знание. Вне знания, вне предметного отношения человека к окружающему миру и самому себе, нет сознания. Содержанием сознания является система исторически сложившихся  и постоянно расширяющихся знаний. Стимулом нашего осознания действительности выступают социально обусловленные  потребности и интересы людей, их стремление к самоутверждению во внешнем и внутреннем мире.

Сознательная деятельность человека носит мотивационный характер. Она  обосновывается в своем воплощении в жизнь. Побуждая людей к деятельности в соответствии с их потребностями  и интересами, мотивы не всегда имеют  достаточную практическую основу своего существования, а то и просто нереализуемы. Но они постоянно стимулируют  жизнь человека, его активность. В связи с этим приобретает  большое значение воля. Для субъекта воли главным принципом деятельности является не «я хочу», а «я должен»  и «надо». Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, и, представляя  собой, способность к выбору цели и внутренним усилиям, определяет активный характер действий личности вопреки  внешним и внутренним препятствиям.

Анализируя структуру сознания, нельзя представить ее как простую  сумму множества составляющих элементов. Все сферы сознания органически  взаимосвязаны. Сознательное занимает доминирующее положение в психике  человека. Кроме сознательного существует и бессознательное.

 

 

1.3 Сознание и психика

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Сознание индивида размыкается  не только по отношению к предметному  миру, но вместе с тем и по отношению  к общественному сознанию. Сама связь  сознания с предметным миром, реализуемая  его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Для идеалистической интроспективной  психологии сознания всякий психический  процесс есть то, чем он непосредственно  представляется сознанию переживающего  его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т.е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое – это лишь феноменальное, лишь явление сознания.

Весь объективный материальный мир дан опосредованно через  психику в явлениях сознания. Но психическое – это непосредственная данность; его бытие исчерпывается  его данностью сознанию.

В результате сознание превращается в более или менее замкнутый  внутренний мир переживания или  внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Сознание – это специфическая  форма отражения объективной  действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание – это единство переживания и знания.

Психическое переживание  – непосредственная данность, но познается  и осознается оно опосредованно  через свое отношение к объекту. Психический факт – единство непосредственного и опосредованного.

Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека – не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т.е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание – это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

Отношение сознания, психики  к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению  теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение  – рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание – абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с  выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется  теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое  отношение – отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т.д. Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни – реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие  индивида. Каждый индивид, и человек  в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в  нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной  системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что  оказывается значимым для него в  мире. Значимое для человека, для  личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно  значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Информация о работе Отличие сознания человека от деятельности животных