Предмет и объект психологии. Понятие о психике. Сознание и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит ответы на три вопроса:
Вопрос 1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.
Вопрос 2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
Вопрос 3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведения. Общественное и индивидуальное сознание.
была написана для сдачи в УО "ВГТУ"

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической  науки. Методы психологических  исследований. 

     Мы  часто произносим и слышим слово  «психология». Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в это понятие? Что же оно обозначает? Как мы его понимаем?

     Если  это «наука о душе» (термин «психология» происходит от греческих слов psyche –  душа и logos – учение), то почему душу не удаётся обнаружить? Почему психологи  говорят об искусстве проникновения  во внутренний мир другого человека?

     Следует отметить, что психология имеет два значения: как наука и как совокупность особенностей характера, внутренний мир личности. Именно в последнем случае речь идёт о психологии человека, групп людей, даже животных.

     Мы  с детства говорили «я хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассуждали о достоинствах и недостатках своей памяти и  воли, способностей и характера, темперамента и ума. Каждый из нас уже в раннем возрасте умеет «чувствовать» эмоциональное состояние, настроение, особенности характера других людей. Такое понимание легло в основу житейской (бытовой) психологии, обобщающей и закрепляющей Опыт многих поколений. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой просто неверны. Это, скорее, иллюзия знаний, заменяющая подлинную образованность.

     Предмет и задачи психологии. Психология – это область знаний о внутреннем мире человека. Исследования сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

     Специфической особенностью человека является наличие у него двойной жизни: внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз). Первая дана нам в актах поведения. Во второй человек мыслит, планирует, ведёт внутренний диалог с собой. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу собственной жизни. Именно это особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористично заметил, что человек – это животное, способное обещать.

     Современная психология рассматривает психику  как свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и  не предмет, а, скорее, процесс. Наиболее высокого уровня развития она достигает у человека.

     Психика человека включает всё, что он ощущает, воспринимает, чувствует, о чём думает, помнит, все его привычки, индивидуальность, а также с помощью каких  средств он это делает. Психика позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию.

     Психика индивидуальна. Психическая жизнь  человека содержит в себе три взаимосвязанные  стороны: познавательную (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познаёт и делает) и поведенческую (воздействие на окружающий мир).

     Объект  психологии составляют психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

     Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно в психических процесса выделяются познавательные процессы, чувства и воля:

  • к познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы постигаем мир и самого себя. Особое место занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться на чём-либо;
  • чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны для него;
  • воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать в соответствии с принятым решением.

      Психические состояния – относительно устойчивые психические явления: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определённых событий внешней и внутренней жизни.

      Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. Таковыми являются особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности.

      Психические образования – это знания, умения, навыки, привычки; всё то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

      Психические процессы, психические состояния  и психические свойства не существуют раздельно, они взаимодействуют  и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни  человека служит основанием для его активности. В сою очередь последняя обусловливает поведение человека – его взаимодействие с окружающим миром в соответствии с внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшая форма человеческой активности – деятельность, основными видами которой являются игра, учение, труд, творчество. Именно в процессе деятельности формируются основные свойства личности, развиваются её способности.

      Задача психологии – дать человеку возможность понять, чего хотят и что могут окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности и как осознать достоинства, недостатки и возможности.

      Методы  психологических  исследований.

      Методы, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для  любой науки, но для психологии они  имеют особое значение. Чтобы понять это, представим, как вообще строится научное исследование в других областях знаний. Прежде всего необходимо чётко выделить его составляющие: во-первых, это человек, осуществляющий опыт или ведущий наблюдение (субъект познания); во-вторых, это то, что он изучает (объект познания) – растения, животные и т.д. Теперь представьте себе, что вы исследователь-психолог, которому предстоит изучать психические особенности другого человека. Для вас объект, или испытуемый, есть одновременно и субъект. В этом состоит особенность психологической науки.

      Применяемые сегодня в психологии методы можно сгруппировать следующим образом:

  1. Методы сбора информации – организованные (сравнительный, лонгитюд, комплексный), эмпирический (наблюдение, самонаблюдение), изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, беседа (интервью), метод тестов, эксперимент, биографический метод;
  2. Методы обработки данных – статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ) и др.;
  3. Методы психологического воздействия – дискуссия, тренинг, метод предъявления модели (внушение, эмоциональное заражение, подражание) и др.

     Методы  сбора информации условно делятся на организационные и эмпирические.

     К организационным методам относятся сравнительный и комплексный.

     Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, уровню образования, сфере деятельности, общению. Однако, когда необходимо понять, как изменяются те или иные качества, свойства человека с возрастом, группа людей изучается в течение нескольких лет. Такой метод называется логитюдным исследованием (от англ. longitude – долгота), или лонгитюдом.

     При комплексном методе в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного характера.

     Эмпирическими методами являются наблюдение и самонаблюдение.

     Психологические трактаты до появления экспериментальной  психологии основывались либо на описании учёным собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдением (интроспекция), что означает «смотреть внутрь».

     Для того, чтобы наблюдать, а затем  описывать проявления собственной психики, человеку нужно как бы раздвоиться: одно его «я» активно действует, мыслит, радуется, переживает, а другое «я» в это время оценивает, анализирует, контролирует, иными словами, «подсматривает» за первым.

     Самонаблюдение ненадёжно не только потому, что человек не всё знает о себе самом, но и потому, что даже о своих переживаниях ему трудно рассказать.

     Возникает вопрос: как же мы описываем свои чувства и переживания? Эти описания мы делаем по памяти (данные процесс  называется ретроспекция, т.е. взгляд в прошлое).

     Психологи довольно быстро осознала всю ограниченность самонаблюдения, однако при всех недостатках  этого метода без него невозможно обойтись.

     Трудности же применения метода наблюдения связаны с тем, что восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действия которых он не может проконтролировать.

     Наблюдение  как метод имеет несколько  разновидностей:

  • внешнее наблюдение представляет собой сбор данных о поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны;
  • свободное наблюдение не имеет заранее установленных программы и процедуры проведения;
  • при включённом наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника процесса, за ходом которого он наблюдает.

     «Эффект присутствия» - не единственный недостаток метода наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть. Известно, например, что английский физик Э. Резерфорд к регистрации физических явлений привлекал несколько наблюдателей, которые не знали, какой результат ожидается. Каждый наблюдатель видит то, что ему показали, и то, что ему показалось. Наблюдение чаще всего отвечает на вопрос «что?»,  а вопрос «почему?» остаётся открытым; ждать интересующее психолога явление иногда приходится очень долго.

     К методам сбора информации относится  и эксперимент, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Существует естественный, лабораторный и формирующий (обучающий) эксперимент.

     Естественный  эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским в начале ХХ в., предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях.

     Лабораторный  эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением социальной аппаратуры, со строгим контролем всех оказывающих влияние факторов.

     И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и  формирующими.

     Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определённых качеств, способностей, свойств путём их активного формирования.

     Одним из широко распространённых в психодиагностике метода сбора информации являются психологические тесты (от англ. test – короткое испытание, проба). Предлагаемые в них задания и условия проведения строго регламентированы. Результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает полученный данные.

     Существует  несколько видов тестов. Тесты умственного развития (интеллектуальные) позволяют определить умственный потенциал индивида.

     Критериально-ориентированные  тесты направлены на выявление у испытуемого наличия определённых знаний и умений, необходимых для выполнения заданий.

     В настоящее время в школах широко распространены тесты достижений, т.е. тесты проверки знаний и умений – результатов специально организованного обучения.

     Тесты личности применяются для выявления особенностей мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т.д. Их задания могут быть представлены в разных формах.

     Особенно  интересны проективные тесты (от лат. projektio – выбрасывание вперёд). Они основаны на представлении о том, как в объяснениях тех или иных явлений воплощаются личностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимулирующий материал (картинки, неоконченные предложения, рассказы и т.д.). Интерпретируя такой материал, испытуемый проецирует свои переживания, в том числе и те, которые не осознаёт в себе или даже отрицает.

Информация о работе Предмет и объект психологии. Понятие о психике. Сознание и деятельность