Современные проблемы исследования рефлексии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Содержание

Часть 1. Общее понятие рефлексии

Введение 2

1.1 Определения рефлексии 2

1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5

Литература к Части 1. 9


Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10

2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического

изучения рефлексии 11

2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11

2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12

2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15

2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16

2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18

2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19

Литература к Части 2. 20


Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22

Литература к Части 3. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Современные проблемы исследования рефлексии.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    Выделенные  виды рефлексии сходны по своей психологической природе, осуществляют сходные функции (когнитивного освоения ситуации и управления процессом межличностного взаимодействия) в процессах межличностного взаимодействия и могут рассматриваться как структурные компоненты рефлексии в общении.

    В целом, всеми психологами, исследующими феномен рефлексии, отмечается ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности, делает человека субъектом своей активности. 

    Развертывание исследований проблемы рефлексии в  указанных (а также иных) направлениях четко определило две основных особенности ее сегодняшнего состояния. С одной стороны, накоплен огромный фактический материал, получены интереснейшие экспериментальные результаты, вскрывающие важные закономерности и механизмы рефлексивных феноменов; сформулирован ряд объяснительных концепций  
в данной области (Н.Г. Алексеев, В.В. Зак, А.З. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, М.М. Муканов, Н.И. Гуткина, Е.В. Смирнова, Г.М. Андреева и др.). С другой – по мере развития этих представлений все более отчетливо проявляются и определенные негативные особенности и трудности, без преодоления которых невозможно дальнейшее конструктивное развитие проблемы. Наиболее значимы для нашей работы из них нижеследующие.

    Во-первых, это сохраняющееся до сих пор доминирование так называемого абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы рефлексии над конструктивно-научным. Категория рефлексии имеет очень долгую философскую предысторию и достаточно короткую психологическую историю (первое систематическое изложение данной проблемы как психологической было дано А. Марком в «Психологии рефлексии» в 1948 году). В связи с этим и сам предмет исследования – рефлексия – в большей степени раскрыт лишь в общем плане и в гносеологическом аспекте, а не в качестве онтологически представленной и обладающей системой собственных закономерностей психологической реальности.

    Во-вторых, существенные трудности теоретического плана обусловлены также чрезвычайной широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии. До настоящего времени отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексии, но и сколько-нибудь оформившийся единый подход к ее разработке, что, в свою очередь, является почвой для эклектичности и эмпиризма представлений в данной области.

    И, наконец, еще более принципиально  то, что рефлексия характеризуется  достаточно выраженной неопределенностью  своего понятийного статуса и  места в системе психологических  понятий. Оно, как правило, рассматривается  с позиции различных базовых психологических категорий (деятельности, действия, процесса, состояния и т.д.). Однако сама она недостаточно четко осмыслена в отношении своей качественной определенности и специфики. Такая понятийная неопределенность – явный индикатор неопределенности представлений о самом предмете, свидетельство его недостаточной дифференцированности. 

    Для дальнейшего конструктивного развития проблемы рефлексии необходима, прежде всего, ее дифференциация и конкретизация, а посредством этого – и операционализация самого ее предмета. В его качестве, по мнению А.В. Карпова, следует рассматривать не «рефлексию вообще», не частные, парциальные ее проявления и разновидности, а рефлексию в основных модусах и спецификациях. В силу всепроникаемости рефлексии, а также ее распределенности по психике в целом, для дифференциации ее базовых модусов целесообразно использовать аналогичный «по рангу» обобщенности и в то же время вполне устоявшийся, понятный критерий – классическую триаду, включающую психические состояния, процессы и свойства. Согласно А.В. Карпову, рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать и как психический процесс, и как психическое свойство, и как состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них. Более того, суть и специфика рефлексии заключается в том, что она не только может быть представлена в качестве процесса, свойства и состояния, но что именно синтез указанных модусов и составляет ее качественную определенность [2].

    Как специфическая для человека способность рефлексия – это принципиально присущая ему возможность восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира. Это способность к самоотражению своей психики, что является основой свойства и феномена сознания. Кроме того, это как бы процесс «мышления о мышлении», когда предметом, объектом мышления становится оно само. Как состояние рефлексия характеризуется погруженностью человека в свои мысли и чувства, его отстраненностью от окружающих событий и явлений.

    Итак, дифференцированное понимание предмета психологии рефлексии предполагает его рассмотрение в аспекте вышеперечисленных категорий. В современных психологических исследованиях рефлексивность может быть представлена как качественно особое свойство индивида. Для этого реализуются некоторые методологические императивы. Важнейшим из них является положение об индивидуальной мере выраженности любого психического свойства. Отсюда следует, что рефлексивность должна иметь определенный диапазон различий в индивидуальной мере выраженности. Она, как и любое иное свойство, континуальна, а значит, и принципиально квантифицируема и поэтому измеряема.

    Все это имеет достаточно значимые методологические следствия. Принципиальная квантифицируемость и измеряемость рефлексивности дает возможность ее рассмотрения как  новой количественно представляемой независимой переменной в психологических исследованиях. Это означает, что она может быть рассмотрена как количественно измеримый аргумент в поиске и выявлении новых функциональных зависимостей и связей. Тем самым данное свойство становится реальным и полноценным объектом конкретно-научного психологического исследования. 

    Литература к Части 3:

    1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление  школой: теория и практика. – Москва-Белгород, 1995.

    2. Карпов А.В. Рефлексивность как  психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5.

    3. Мириманова М.А. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. – 2001. – № 1.

    4. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.  Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3.

    5. Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова  Е.А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. – М., 1993.

    6. Семенов И.Н. Тенденции психологии  развития мышления, рефлексии и познавательной активности / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.-Воронеж, 2000.

    7. Яновский М.И. Место метода  самонаблюдения (интроспекции) в психологии // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии