Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа
Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Часть 1. Общее понятие рефлексии
Введение 2
1.1 Определения рефлексии 2
1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5
Литература к Части 1. 9
Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10
2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического
изучения рефлексии 11
2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11
2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12
2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15
2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16
2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18
2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19
Литература к Части 2. 20
Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22
Литература к Части 3. 26
24. Тихомиров О. К Психология мышления. — М., 1984. — 272 с.
25.
Щедровицкий Г. П.
26. Domer P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence. — Berlin, 1978, p. 101 — 107.
27. Flavell J. H., Wellman H. M. Metamemory. — In: Kail R. V. and Hag-en G. W. (Eds.) Perspectives on the development of memory and cognition. Hillsdale, N. Y.: Erlbaum, 1977, p. 3 — 34.
28. Kholmogorova А. В., Zaretskii V. K., Semenov I. N. Reflective-personal regulation of normal and pathological goal formation. Soviet psychology, 1982, 20 (4), p. 79 — 97.
29. Piaget J. Recherches sur 1abstraction reflechissantes. Paris, PUF, 1977, vol. I, II, 326 p.
30. Reither F. Selfreflective cognitive processes: Its characteristics and effects. — In: XXII-nd International Congress of Psychology, v. I, Leipzig, 1980, p. 229.
31.
Semenov I. N., Stepanov S. Y. Methodological orientation in psychology of
creative thinking, — In: Logic, methodology and philosophy of science.
Sections 6, 8 — 13., Moscow, 1983, p. 158 — 161.
Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования
На
данный момент общепризнанным является
тот факт, что наиболее значимой
с позиции университетского образования
является научно-исследовательская
работа. В то же время актуальным
становится вопрос о постановке и
обосновании новых научных
Категория
рефлексии, как отмечает В.И. Слободчиков,
является исходной в анализе проблемы
сознания. В сфере индивидуального
сознания рефлексия выступает
Пристальное
внимание к понятию рефлексии
детерминировано развитием
В современной психологии наблюдается как интенсивный рост экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов, так и углубленный анализ их теоретических оснований. Если раньше рефлексия была лишь объяснительным принципом функционирования психических процессов или привлекалась в качестве категориального средства для обоснования теоретических концепций психического развития в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей, то теперь она выступает еще и особым психологическим предметом экспериментального изучения, оснащенного специально разработанными для этого методами. Эффективность их использования для решения ряда прикладных задач в области педагогической, возрастной, инженерной, социальной и патопсихологии свидетельствует об органичной связи психологии рефлексии с уже существующими традициями, а также о ее все возрастающем влиянии на их развитие в условиях научно-технического прогресса.
В связи с этим назрела необходимость в анализе проблем, в выделении основных направлений психологии рефлексии, в систематизации полученных в них результатов и обобщении ее достижений как в теоретико-методическом, так и в экспериментально-прикладном плане.
Необходимо отметить, что в современной науке границы применимости категории рефлексии существенно расширились: она активно используется на общенаучном уровне, выступая в качестве либо методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (например теория рефлексивных игр), либо объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (искусствоведения, социологии, лингвистики, логики и др.). Заслуживает пристального внимания и соответствующего анализа также тот факт, что рефлексия выступает и в качестве особого предмета изучения, в том числе и психологического. Понятие рефлексии является уже не только философским и общенаучным, но также и психологическим понятием. Этот факт с особой остротой ставит проблему вычленения собственно психологического содержания данного понятия, тем более, что обращение психологии к проблематике рефлексии определяется не только современными общенаучными предпосылками, связанными с запросами практики, но и имеющейся внутрипсихологической предысторией и традициями изучения механизмов сознания, познавательных процессов и самосознания личности в их социальной обусловленности.
В
настоящее время наиболее очевидны
и в то же время важны две
черты проблемы рефлексии. Во-первых,
многовековая ее история, совпадающая
с развитием представлений
В работе Т.М. Давыденко показано, что на современном этапе развития научного знания исследования рефлексии представлены на философском, социально-философском, педагогическом и психологическом уровнях [1].
Исследование И.Н. Семеновым феномена рефлексии в философии позволило установить, что рефлексия анализировалась в онтологическом аспекте как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от своего внешнего, телесного (Р. Декарт, Г. Лейбниц); в логико-гносеологическом – как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств), полученного в результате отражения человеком самого себя (Дж. Локк, И.Г. Фихте, В.А. Лекторский, А.И. Ракитов, А.Г. Спиркин,); в методологическом – как модальность взаимодействия категорий познания (И. Кант).
Особо выделяются социально-философские определения рефлексии. В данном случае она понимается либо как самосознание социальных систем, являющееся элементом и фактором ее развития (М.В. Розов), либо шире – как интеллект системы, отражающий не только саму систему, но и взаимодействующие с ней системы (В.А. Лефевр).
На педагогическом уровне рефлексия исследовалась К.В. Вербовой, К.Я. Вазиной, И.Ф. Исаевым, И.И. Казимирской, Б.П. Ковалевым, С.В. Кондратьевой, В.А. Кривошеевым, Ю.Н. Кулюткиным, А.К. Марковой, Я.М. Перминой, Б.Б. Петрушихиной, Г.Н. Сухобской и др. Основополагающий вывод, вытекающий из исследований, состоит в том, что если анализировать педагогический процесс в контексте «субъект-субъектной парадигмы» (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев), то результаты воздействия педагога на обучаемых значительно повышаются благодаря рефлексивным процессам.
В
теоретико-экспериментальных
Многообразием
направлений исследования рефлексии
характеризуется и
Процесс
становления психологии в лице аналитического
структурализма, функционализма, вюрцбургской
школы и других направлений с
ориентацией на естественнонаучную
методологию сопровождался
Для всех отечественных психологических исследований рефлексии общим является осмысление данного феномена как фундаментальной способности сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
В отечественной психологической литературе существует множество разнообразных определений и характеристик рассматриваемого понятия, которые И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов классифицировали в соответствии с тремя методологическими ориентациям – естественнонаучной, инженерно-деятельностной и гуманитарно-культурологической [6].
Типичным
для естественнонаучной ориентации
является определение рефлексии
как натурального свойства психики
(т.е. ее рефлексивность понимается как
противоположность
В рамках инженерно-деятельностной ориентации акцент переносится на обоснование механизма рефлексии в виде модели «выхода» за пределы содеянного с целью построения точек опоры для дальнейшей деятельности. Данная ориентация представлена следующими трактовками понятия рефлексии:
В рассмотренных подходах, как отмечает Т.М. Давыденко, акцент сделан на нормативно-семиотическую опосредованность мышления при известном абстрагировании от его личностно-смысловой обусловленности. Феномен рефлексии значительно богаче по содержанию и сложнее в операционально-технологическом аспекте, чем осознание, знаменующее внезапное усмотрение субъектом решения проблем.
На
преодоление названных
Выделенные И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым методологические ориентации отражают взаимосвязанные, но не тождественные стороны рефлексии. В первом случае речь идет в большей степени о когнитивной функции. Вторая ориентация фиксирует внимание на интеллектуалистическом рассмотрении рефлексии, которая предполагает обобщенный анализ за счет апелляции к исходным абстракциям, вычленения категориальных оснований, реконструкции процесса рефлексии, формирования эталонов оценки, выработки критериев, нормативов собственной деятельности и т.д. Третья ориентация акцентирует внимание на культивировании собственной индивидуальности [1].
В социальной психологии изучается рефлексия, проявляющаяся в процессе общения. Важнейшим моментом в этом случае является усвоение иной, отличной от собственной позиции (Е.В. Бодрова, Е.В. Лушпаева, Е.Г. Михна, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков). В таком контексте рефлексия чаще всего рассматривается как механизм межличностного познания и организации взаимодействия в сложных, конфликтных ситуациях общения, характеризующихся отсутствием стереотипов и шаблонов поведения, а также социальных ситуациях обучения, ведения переговоров, дискуссий и т.п. (И.Е. Берлянд, С.В. Кондратьева, Н.В. Кроглус, А.А. Кроник) [3].
Анализ современных зарубежных и отечественных психологических исследований рефлексии в ситуациях взаимодействия субъектов позволил Е.В. Лупшаевой выделить три вида рефлексии в общении:
Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии