Современные проблемы исследования рефлексии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Содержание

Часть 1. Общее понятие рефлексии

Введение 2

1.1 Определения рефлексии 2

1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5

Литература к Части 1. 9


Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10

2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического

изучения рефлексии 11

2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11

2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12

2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15

2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16

2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18

2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19

Литература к Части 2. 20


Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22

Литература к Части 3. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Современные проблемы исследования рефлексии.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    Рефлексия является источником порождения новых идей, и это отмечал еще Дж. Локк, а затем эту же особенность рефлексивной способности субъекта отмечал и Д. Райнери. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.

    «Человечество, продолжая движение всех других одушевленных форм, несомненно, идет в направлении  завоевания материи, поставленной на службу духа. Больше мочь, чтобы больше действовать. Но, в конечном счете, и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать...» (Тьер де Шарден П.). Обретя самосознание, человеку не достаточно лишь смотреть в зеркало, чтобы видеть и расшифровывать себя до самых глубин, но, кроме того, он приобретает свободу располагать собой – конструировать свой внутренний мир, продолжая себя.[8]

    Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия - это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другими, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

    Рассмотрим  рефлексию как механизм самопознания. Необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира,    в том числе и самопознания.

    Традиционно в психологии различают  несколько видов  рефлексии:

    коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

    личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

    интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

       Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А.Тюков, будет шесть.

       1.Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

       2.Интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

       3.Первичная категоризация - выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

       4.Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

       5.Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

       6.Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

     

      В заключение опишем действие  рефлексивного механизма с точки  зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

       Идентифицируясь с другим, человек  выделяет его личностные черты,  способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

       Возможен и несколько другой  вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

       В  случае идентификации с  собой возможны самые разнообразные  варианты самопознания с включением  рефлексивных механизмов. Они определяются, во - первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я - познающим. Я - познаваемым, Я – идеальным и т.п., во- вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

  • признает данное качество как свою сильную сторону;
  • вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;
  • в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;
  • отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
  • обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
 

    Понятно, что рефлексирование - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию  может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

       Итак, было рассмотрено действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия - как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.[18] 

    Список  литературы к Части 1:

    1.Демина  Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие  «Психическое здоровье и защитные  механизмы личности». http://www.irbis.asy/mmc/demina

    2.Краткий  психологический словарь http://www.dedeve.narod.ru/slovar/

    3.Левитес  Д. «Хорошо ли мы работаем, когда  думаем. Что работаем хорошо?»  http://www.1september.ru

    4.Локк.Дж  Опыт о человеческом разуме.Избр.филос.  произведения. М.,1960

    5.Маралов  В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2001

    6.Мириманова  М.С. «Рефлексия как системный  механизм развития». http://www.researcher.ru

    7.Педагогический  энциклопедический словарь http://www.dictionary.fio.ru

    8.Рубенштейн  С.Л. Основы общей психологии. - М.,1989,Т1.

    9.Семенов  И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный  аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2

    10. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5

    11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные  проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5

    12. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования». http://www.psyhiatry.ru

    13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы  и функции рефлексии в научном  мышлении. Куйбышев, 1983

    14.Столин  В.В. Самосознание личности. М.,1983

    15.Щедровицкий Г.П. Избранные труды.-М.,1995

    16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и  ее проблемы. М.,1975

    17. Щедровицкий Г.П. «Коммуникация,  деятельность, рефлексия».  http://www.circle.ru

    18. К. Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003 г., с. 52-53. 

    Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования

    В современной психологии наблюдается  как интенсивный рост экспериментальных  и прикладных исследований рефлексивных процессов (см.: Вопросы психологии, 1983, No 5, с.17-173), так и углубленный анализ их теоретических оснований. В целом это свидетельствует о выделении и становлении такой особой области знания, как психология рефлексии (см.: Вопросы психологии, 1984, No 5, с. 169-170).

    Если  раньше рефлексия была лишь объяснительным принципом функционирования психических процессов или привлекалась в качестве категориального средства для обоснования теоретических концепций психического развития в работах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и других исследователей, то теперь она выступает еще и особым психологическим предметом экспериментального изучения, оснащенного специально разработанными для этого методами. Эффективность их использования для решения ряда прикладных задач в области педагогической, возрастной, инженерной, социальной и патопсихологии свидетельствует об органичной связи психологии рефлексии с уже существующими психологическими традициями и о ее все возрастающем влиянии на их развитие в условиях НТР.

    В связи с этим назрела необходимость в проведении анализа проблем, в выделении основных направлений психологии рефлексии, в систематизации полученных в них результатов и обобщении ее достижений как в теоретико-методическом, так и в экспериментально-прикладном плане. Задача настоящей статьи ограничена выделением и анализом основных аспектов психологического изучения рефлексии, которые акцентируются в ее теоретических трактовках. Конструктивное решение этой задачи предполагает краткую характеристику общенаучного и философского контекста развития проблематики рефлексии, а также истории ее собственно психологического изучения как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Итогом же теоретического обобщения проанализированных проблем и направлений их исследования должно стать определение ключевых представлений о механизмах рефлексии как особой психологической реальности и показ перспективы их реализации в прикладных разработках, в том числе в психолого-педагогической практике. Указанная логика решения задачи данной статьи и определяет ее структуру. 

    2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического изучения рефлексии

    В связи с интенсификацией процессов  дифференциации и интеграции знаний в условиях НТР всевозрастающую роль в познании играет методологическая рефлексия, во многом определяя эффективность конкретно-научных изысканий. Этот процесс отражается в наблюдаемом в настоящее время изменении философской трактовки рефлексии (В. А. — Лекторский, А. П. Огурцов и др.).

    В классической немецкой философии рефлексия рассматривалась как анализ наукой собственных средств познания или особый вид теоретической ретроспекции и ассоциировалась с гносеологической проблематикой обоснования истинности знаний. В настоящее же время представления о рефлексии получили дальнейшее развитие. Они активно привлекаются для обоснования или решения таких, например, методологических проблем, как организация междисциплинарных исследований, перспективная разработка средств комплексного изучения и проектирования системных объектов, оптимизация управления большими системами (9), (17), (18). Тем самым помимо традиционной, ретроспективной функции рефлексии — критического анализа, логического обоснования, обобщенной систематизации накопленного наукой знания — реализуется ее конструктивная, творческая функция — позитивной разработки ценностей, целей, программ и средств самой научной деятельности, в которой и добываются эти знания [20], [31].

Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии