Современные проблемы исследования рефлексии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Содержание

Часть 1. Общее понятие рефлексии

Введение 2

1.1 Определения рефлексии 2

1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5

Литература к Части 1. 9


Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10

2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического

изучения рефлексии 11

2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11

2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12

2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15

2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16

2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18

2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19

Литература к Части 2. 20


Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22

Литература к Части 3. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Современные проблемы исследования рефлексии.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    Курсовая  работа 

    «Современные проблемы исследования рефлексии» 

Содержание 

Часть 1. Общее понятие рефлексии

Введение            2

1.1 Определения  рефлексии         2

1.2 Рефлексия  и ее роль в жизни человека      5

Литература к  Части 1.          9 

Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования    10

2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического

изучения рефлексии          11

2.2  Исследования рефлексии в зарубежной психологии    11

2.3  Исследование рефлексии в советской психологии    12

2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии   15

2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16

2.6  Положения,  рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18

2.7 Что  такое профессиональная рефлексия      19

Литература к Части 2.          20 

Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования           22

Литература к  Части 3.          26 

 

     Современные проблемы исследования рефлексии 

    Часть 1. Общее понятие  рефлексии

    Введение

    Проблема  развития рефлексии является одной  из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных  и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

    В ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как  существенный компонент какого-либо другого предмета, но и как предмет специального психологического изучения, например: в исследовании Н. И. Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М. М. Муканова — специфики рефлексии у представителей «традициональной культуры», А. В. Захаровой, М. Э. Боцмановой и Е. Р. Новиковой — возрастных особенностей рефлексии. При этом в зависимости от той области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань» рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. В целом анализ конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.  

    1.1 Определения рефлексии

    Рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии, как:

    1) способность разума обращать  свой «взор на себя;

    2) мышление о мышлении;

    3) анализ знания с целью получения  нового знания или преобразования  знания неявного в явное;

    4) самонаблюдение за состоянием  ума или души;

    5) выход из поглощенности жизнедеятельностью;

    6) исследовательский акт, направляемый  человеком на себя, и т. п. 

    Момент  личностно-смысловой обусловленности  становится центральным при ином понимании механизма рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру. В процессе переосмысления выделяются 5 этапов (фаз):

    1) актуализация смысловых структур  «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;

    2) исчерпание этих актуализировавшихся  смыслов при апробировании различных  стереотипов опыта и шаблонов действия;

    3) их дискредитация вплоть до  полного обессмысливания в контексте  обнаруженных субъектом противоречий;

    4) инновация принципов конструктивного  преодоления этих противоречии  через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления»;

    5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

    В научной литературе существует множество  точек зрения на проблему рефлексии.

    В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного".

    Хотя  уже у Аристотеля, Платона и далее, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что мы сейчас относим к рефлексии, все же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых сегодня с этим понятием, зарождается лишь в новое время, а именно благодаря полемике Локка и Лейбница, как бы мы ни относились к такой трактовке истории проблемы, и какую бы важную роль ни приписывали античным и средневековым мыслителям, бесспорно, что именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как  самопознание, как "поворот духа к «я»" и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску. 

    У Фихте в дополнение к этому  рефлексия получила эпистемологический оттенок, (рефлексия знания есть "наукоучение") и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития "жизни".

    Гегель  сделал попытку дать рефлексии имманентное  определение в рамках общей картины функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в обосновании философского анализа знания.[10].     

    В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется немного по-иному. Рефлексия - 1) размышление, самонаблюдение, 2) в философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов.

    По  мере развития цивилизации мышление становится все более и более  логичным. Это объясняется тем, что  традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания [5].

    Рефлексия по Локку, - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность" [2].

    В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

    Понятие рефлексии возникло в философии  и означало процесс размышления  индивида о происходящем в его  собственном сознании.

    Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.

    Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

    Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.

    В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

    • сам субъект, каков он есть в действительности;
    • субъект, каким он видит самого себя;
    • субъект, каким он видится другому,
    • и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

    Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

    Традиция  исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.[4].

    Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

    Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

    В теории Ж. Пиаже – как осознание  ребенком собственных действий. Рефлексия первого порядка - ориентировка  ребенка на результат  собственных действий.

    Рефлексия - ориентировка ребенка на способ достижения результата; в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова рефлексия - существенный показатель  умственного развития, компонент теоретического мышления.

    Мир рефлексии разнообразен, богат и  индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.[3].

    В учебном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии (по Фоппелю):

    «- Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий.

    - Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...»

Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии