Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа
Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Часть 1. Общее понятие рефлексии
Введение 2
1.1 Определения рефлексии 2
1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5
Литература к Части 1. 9
Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10
2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического
изучения рефлексии 11
2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11
2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12
2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15
2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16
2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18
2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19
Литература к Части 2. 20
Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22
Литература к Части 3. 26
2. Развитие рефлексивного мышления – актуальная задача современности. В основании проектирования условий его развития лежит представление о механизме акта рефлексии. Структура этого механизма включает в себя следующие мыслительные действия:
1) произвольную остановку предшествующего и подлежащего рефлексии действия или размышления;
2) их фиксацию в существенных узлах во внутреннем (как правило – вербальном) плане или – что более продуктивно – вынесенном вовне, т.е. письменном;
3) объективацию, т.е. переработку (переоформление) сделанных фиксаций в объект (объекты), выражаемые в различных схемах, что обеспечивает общее видение и понимание рефлексируемого содержания, а также возможность последующего использования полученных результатов как для изучения и исследования, так и для организации собственной (так и других лиц) деятельности.
Действие указанного механизма предполагает наличие двух обязательных условий:
а) отстранения от ценностных установок рефлексирующего;
б) сохранения содержания рефлексирующего, ибо именно оно является объектом рефлексии.
3. Рефлексивное знание имеет свою специфическую особенность, отличающего его от других форм знания, в первую очередь, от объективно-предметного. В нем нет дилеммы, разрыва между знанием как таковым и его применением, поскольку оно получается из анализа опыта, именно опыта действования как практического, так и мыслительного. Рефлексивное знание, таким образом, имеет двухплоскостной характер:
1)
онтологическую плоскость,
2)
организационно-деятельностную
Специфичны
и основные формы
рефлексивного знания – концептуальные
схемы и различения. Именно в них наиболее
адекватно схватывается то общее, что
привносит рефлексия как переходной мост
между действованием (опытом) и мышлением,
схватывающим и осознающим этот опыт.
Схемы и различения могут иметь как личное,
так и общее – социо-культурное, научно-теоретическое
и инженерно-практическое значение.
В последнем случае они продуцируются
соответственно представителями культуры,
науки и инженерии.
4.
Развитие рефлексивного
мышления предполагает возникновение
своей особой среды (сред), в которой, легимитизируясь
и функционируя, оно наращивает свой потенциал,
«вербует» новых сторонников, распространяя
свое влияние. Возникновение подобных
сред может идти как естественным, медленным
путем, так и искусственным за счет инициации
процессов развития активным, несущим
на себе методологическую функцию, ядром.
Оно действует методом «заражения» (термин
введен Л.Н.Толстым, далее широко использовался
в русской формальной школе литературоведения).
В нашей стране наиболее представительная
рефлексивная среда сложилась через слияние
деятельности (социокультурного проектирования),
проектирования и исследований и разработок
по рефлексивному мышлению; в качестве
активного ядра выступили организационно-деятельностные
игры.
5.
Необходимо целенаправленно кул
2.7 Что такое профессиональная рефлексия
По мнению И.И. Семенова, рефлексия - это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Рефлексия - мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе - с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны - они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Подготовка
высококвалифицированных
К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В свете этого подхода важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.
Изучались
психолого-педагогические условия
формирования и развития различных
видов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной,
социально-перцептивной (образ «Я» глазами
других людей) личностной (образ «Я»: реальный
и идеальный) и профессионально-
Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.
Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.
Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.
Наиболее
целенаправленно и активно
Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.
По
материалам статьи «Профессиональная
рефлексия и ее место в формировании
профессиональной компетентности педагогов».
Список
литературы к Части
2:
1. Андреева Г. М. Современная социальная психология. — М., 1981. — 361 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 272 с.
3.
Брушлинский А. В.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с.
5. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982, с. 100 — 108.
6. Давыдов В. В. О двух основных путях развития мышления школьников. — В кн.: Материалы ГУ Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1971, с. 686 — 687.
7. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 — 162.
8.
Зейгарник Б. В.
9.
Исследование проблем
10. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. — В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22 — 28.
11. Лактионов А. Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия. — В кн.: Категории, принципы и методы психологии. М., 1983, с. 455.
12. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.. Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 3 — 18.
13. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества. — Психологический журнал, 1984, т. 5, No 1, с. 9 — 17
14. Муканов М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры. — В сб.: Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979, с. 54 — 74.
15. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. — Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1984, No 4, с. 71 — 72,
16.
Пономарев Я. А.
17. Проблемы эвристики / Под ред. Б. Н. Пушкина. М., 1969. — 272 с
18. Рефлексия в науке и обучении, — Новосибирск, 1984.
19. Семенов И. Н. Душа. — В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1971, т. 8, с. 554; Индивидуальность. — В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т. 10, с. 188.
20. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. — В кн.: Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983, с. 76 — 82.
21. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с. 154 — 182.
22. Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973, с. 140 — 149.
Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии