Современные проблемы исследования рефлексии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Содержание

Часть 1. Общее понятие рефлексии

Введение 2

1.1 Определения рефлексии 2

1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека 5

Литература к Части 1. 9


Часть 2. Психология рефлексии: проблемы и исследования 10

2.1 Философские и общенаучные предпосылки психологического

изучения рефлексии 11

2.2 Исследования рефлексии в зарубежной психологии 11

2.3 Исследование рефлексии в советской психологии 12

2.4 Основные психологические модели механизмов рефлексии 15

2.5 Типология рефлексии и возможности ее использования на практике 16

2.6 Положения, рефлексивного мышления выделенные Н.Г.Алексеевым 18

2.7 Что такое профессиональная рефлексия 19

Литература к Части 2. 20


Часть 3. Проблема рефлексии как объект конкретно-научного психологического исследования 22

Литература к Части 3. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Современные проблемы исследования рефлексии.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    2. Развитие рефлексивного мышления – актуальная задача современности. В основании проектирования условий его развития лежит представление о механизме акта рефлексии. Структура этого механизма включает в себя следующие мыслительные действия:

    1) произвольную остановку предшествующего и подлежащего рефлексии действия или размышления;

    2) их фиксацию в существенных узлах во внутреннем (как правило – вербальном) плане или – что более продуктивно – вынесенном вовне, т.е. письменном;

    3) объективацию, т.е. переработку (переоформление) сделанных фиксаций в объект (объекты), выражаемые в различных схемах, что обеспечивает общее видение и понимание рефлексируемого содержания, а также возможность последующего использования полученных результатов как для изучения и исследования, так и для организации собственной (так и других лиц) деятельности.

    Действие  указанного механизма предполагает наличие двух обязательных условий:

    а) отстранения от ценностных установок рефлексирующего;

    б) сохранения содержания рефлексирующего, ибо именно оно является объектом рефлексии.

    3. Рефлексивное знание имеет свою специфическую особенность, отличающего его от других форм знания, в первую очередь, от объективно-предметного. В нем нет дилеммы, разрыва между знанием как таковым и его применением, поскольку оно получается из анализа опыта, именно опыта действования как практического, так и мыслительного. Рефлексивное знание, таким образом, имеет двухплоскостной характер:

    1) онтологическую плоскость, плоскость  видения и понимания;

    2) организационно-деятельностную плоскость,  плоскость организации индивидуального и коллективного действования.

    Специфичны  и основные формы рефлексивного знания – концептуальные схемы и различения. Именно в них наиболее адекватно схватывается то общее, что привносит рефлексия как переходной мост между действованием (опытом) и мышлением, схватывающим и осознающим этот опыт. Схемы и различения могут иметь как личное, так и общее – социо-культурное, научно-теоретическое и инженерно-практическое значение. В последнем случае они продуцируются соответственно представителями культуры, науки и инженерии. 

    4. Развитие рефлексивного мышления предполагает возникновение своей особой среды (сред), в которой, легимитизируясь и функционируя, оно наращивает свой потенциал, «вербует» новых сторонников, распространяя свое влияние. Возникновение подобных сред может идти как естественным, медленным путем, так и искусственным за счет инициации процессов развития активным, несущим на себе методологическую функцию, ядром. Оно действует методом «заражения» (термин введен Л.Н.Толстым, далее широко использовался в русской формальной школе литературоведения). В нашей стране наиболее представительная рефлексивная среда сложилась через слияние деятельности (социокультурного проектирования), проектирования и исследований и разработок по рефлексивному мышлению; в качестве активного ядра выступили организационно-деятельностные игры. 

    5. Необходимо целенаправленно культивировать развитие рефлексивного мышления в более широких масштабах и прежде всего в образовании. Данный процесс в школьном (основном и дополнительном) образовании уже начался в различных формах: развитии исследовательской и проектной деятельности учащихся; введении особых, направленных на организацию мыслительной деятельности, метапредметов; специальных предметах по философии, культурологии, риторики и др. Однако, далеко не всегда эти инновации связываются с развитием способностей к рефлексии, для этого не отводится – а это должно быть нормой – специального места и времени. Потребность же в формировании указанных способностей – в их развитых культурных формах – у большинства населения диктуется спецификой переживаемого нами времени с его быстрым устареванием имеющихся предметных знаний, массовым внедрением новых систем коммуникаций, изменениями в системе ориентировок, когда на первый план выходят способности, обуславливающие построение умений и знаний, адекватных современным практическим ситуациям. Эффективная деятельность образования в этих новых условиях зависит и обеспечивается (в том числе) через развитие рефлексивного мышления. 

    2.7 Что такое профессиональная  рефлексия

    По  мнению И.И. Семенова, рефлексия - это  процесс преобразования стереотипов  опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

    Рефлексия - мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

    Профессиональная  рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе - с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны - они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

    Подготовка  высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

    К сожалению, современные образовательные  стандарты в большей степени  нацеливают на оснащение будущего специалиста  знаниями, нежели на формирование его  профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В свете этого подхода важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

    Изучались психолого-педагогические условия  формирования и развития различных  видов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной, социально-перцептивной (образ «Я» глазами других людей) личностной (образ «Я»: реальный и идеальный) и профессионально-педагогической) на разных ступенях непрерывного образования. Личностная рефлексия четко отражается в самооценке человека. Рефлексивный автопортрет включает в себя самооценку, которая восходит от образа личности глазами других, что позволяет личности корректировать и самосовершенствовать себя. В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психолого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

    Предварительный анализ качества профессиональной и  личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации.

    Целенаправленная  и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.

    Изучение  и развитие профессиональной рефлексии  будущих специалистов необходимо проводить  целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

    Начинать  работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.

    Наиболее  целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с «азами» научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.

    Развитие  рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.

    По  материалам статьи «Профессиональная  рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов». 

    Список  литературы к Части 2: 

    1. Андреева Г. М. Современная социальная психология. — М., 1981. — 361 с.

    2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 272 с.

    3. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопросы психологии, 1984, No 5, с. 17 — 29.

    4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М., 1984. — 433 с.

    5. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982, с. 100 — 108.

    6. Давыдов В. В. О двух основных путях развития мышления школьников. — В кн.: Материалы ГУ Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1971, с. 686 — 687.

    7. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 — 162.

    8. Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии. — Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1981, с. 9 — 14.

    9. Исследование проблем психологии  творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М., 1983, — 336 с.

    10. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. — В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22 — 28.

    11. Лактионов А. Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия. — В кн.: Категории, принципы и методы психологии. М., 1983, с. 455.

    12. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.. Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 3 — 18.

    13. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества. — Психологический журнал, 1984, т. 5, No 1, с. 9 — 17

    14. Муканов М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры. — В сб.: Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979, с. 54 — 74.

    15. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. — Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1984, No 4, с. 71 — 72,

    16. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983. — 205 с.

    17. Проблемы эвристики / Под ред.  Б. Н. Пушкина. М., 1969. — 272 с

    18. Рефлексия в науке и обучении, — Новосибирск, 1984.

    19. Семенов И. Н. Душа. — В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1971, т. 8, с. 554; Индивидуальность. — В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т. 10, с. 188.

    20. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. — В кн.: Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983, с. 76 — 82.

    21. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с. 154 — 182.

    22. Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973, с. 140 — 149.

Информация о работе Современные проблемы исследования рефлексии