Современные потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:34, реферат

Описание работы

«Потребность - в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности). Значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности – биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей социальная группа или слой.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВ.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     1 Понятие потребностей

     В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько  значений.

     «Потребность - в самом общем значении этого  слова – существенное звено в  системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности). Значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности – биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей социальная группа или слой.

     Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его  активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

     Существуют  различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные, духовные и социальные.

     Материальные  потребности называют первичными, они  лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

     Духовные  и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

     П.В. Симонов (1987) считает, что потребности  человека можно разделить на три  группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

     А.В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными.

     Зарубежные  психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

     Психологи говорят также о потребности  сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях — с одной стороны, и о вторичных потребностях — с другой. Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости.

     Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации.

     Очевидно, что предложенные классификации  и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие. Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация. Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию. Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее.

     Потребности индивида - это объективно необходимые  условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей не себе отпечаток культуры данного общества. Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.

     Работа  человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека у ряда психологов видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.

     Основные  проблемы анализа потребностей состоят  в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения. Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно тоже самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей». Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу.

     А. Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в  порядке иерархической значимости.

     По  степени значимости потребности  располагаются в следующем порядке:

     - физиологические потребности;

     - потребности самосохранения;

     - социальные потребности;

     - потребности в уважении;

     - потребности в самоутверждении.

     Человек стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

     Одной из наиболее известных является двухфакторная  теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

     Значительное  внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко  рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.

     Важным  аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по сервису Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями: жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

     Из  этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые  Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

     Хотя  некоторая последовательность в  удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

     2 Потребности современного человека

     Современный человек в точном смысле этого  слова – это человек, который  каждое свое действие осуществляет как  субъект, через осознание своего действия и человек, который втягивает себя в работу идеальных сущностей.

     Но  очень часто люди понимают понятии современного человека – как человека этого века, т.е. такие люди как И.Кант, З.Фрейд и Архимед не могут являться (по их мнению) современными людьми. Но это ошибочное мнение – все они современные люди просто своих времен, веков, столетий.

     И слово «современный» не имеет  временного ограничения, а современные  потребности это не значит потребности 2009 года, это значит актуальные потребности, а актуальны ли они в 2009 году  или в нескольких столетиях до наших дней это не важно.

     Поэтому потребности всех людей – это так сказать движущая сила каждого человека, к деятельности и во все времена. Поэтому потребности являются ни чем иным как мотивациями к деятельности людей. И мотивации людей изучаются очень давно и конечно же каждый ученый выдвигал свою точку зрения, в наше время они известны как содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации базируются на иерархии потребностей человека, которые являются движущей силой трудовой деятельности людей в процессе общественного производства.

     Наиболее  известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера и другие.

     Абрахам Маслоу – один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии. Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна включать нижеследующие положения. Индивид представляет собой интегрированное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.

     Согласно  Маслоу, некоторая характеристика может  считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

     - ее отсутствие ведет к заболеванию;

     - ее наличие предотвращает заболевание;

     - ее восстановление излечивает заболевание;

Информация о работе Современные потребности человека