Потребность человека в познании

Автор: a************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Понятие потребности……………………………………..........…………………………......4
2. Потребность в познании ………………………………………………………………….....5
3. Формы познания……………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………………………….....19

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

                                                                                                                                                     стр. 

 Введение………………………………………………………………………………………..3

1.Понятие потребности……………………………………..........…………………………......4

2. Потребность в познании ………………………………………………………………….....5

3. Формы  познания……………………………………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………………………….18

Список  использованных источников……………………………………………………….....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или  существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

     Уже много веков назад, во время существования  человека умелого, граница потребления  начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

     Цель  любой деятельности человека - это  удовлетворение потребностей. Человек  работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

     С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание  отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных  источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

     Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

     Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности  человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. 

     1. Понятие потребности. 

     В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.

     «Потребность - в самом общем значении этого  слова - существенное звено в системе  отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних  условий его бытия, притязание к  внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы» . В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности).

     Более развернутое значение связано с  конкретизацией представлений о  субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).

     Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

     Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие  постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп. 
 
 
 
 
 

     2. Потребность в познании. 

     ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс  человеческой деятельности, который  направлен на отражение объективной  действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение  мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека. Однако домарксистский материализм не увидел сложности познания, с его точки зрения познание- это не процесс, не деятельность, а мертвое, зеркальное отражение, пассивное созерцание (Созерцательность).

     Познание  проходит путь от анализа явления  к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго  порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между  предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

     Предметы  внешнего мира становятся объектами  познания, поскольку они вовлекаются  в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию  со стороны человека; лишь благодаря  этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

     Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают  темпы развития тех или иных наук. В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений .Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира. Ощущения объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании человека, в голове субъекта. Субъективная форма отражения вещей проявляется в том, что разные люди по-разному ощущают эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью самого объекта, т. к. число связей и отношений объекта бесконечно, а характер и полнота чувственного отражения ограничена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъективные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворяются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и состоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна познавать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

     Наши  ощущения нельзя ни отождествлять с  вещами, ни метафизически разрывать их, как это делают сторонники теории символов Образы, копии вещей нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые якобы ничего общего не имеют с самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изображениями вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

     Но  ощущения не порождаются органами чувств, как думали «физиологические» идеалисты, а представляют собой отражение  копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Теория символов ведет к отступлению от материализма в теории познания, внося недоверие к показаниям наших органов чувств. Изображение никогда не может сравняться с моделью, но и не тождественно условному знаку. «Изображение, - писал Ульянов(Ленин), заметный русский философ, - необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».

     Ощущение  предполагает наличие ощущаемого, образ  вещи не может быть без самой вещи, отражение без отражаемого. Ощущение есть первая форма чувственной ступени  познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному , не заканчивается на стадии ощущений.

     На  основе ощущений возникают восприятия, являющиеся более высокой и более  сложной формой чувственного познания. Если ощущение отражает отдельные свойства вещей, то восприятие отражает предмет как совокупность его объективных свойств - форму, цвет, запах, вкус и т. п. В восприятии различные ощущения находятся в единстве, в обобщенном виде. Восприятие является результатом совокупности отражательной деятельности нескольких органов чувств, давая нам поэтому более полное знание о вещах, чем ощущение.

     От  восприятия чувственных познаний идем к представлениям. Здесь уже нет  непосредственной связи с вещами, так как представления возникают  на основе прошлых ощущений и восприятий. Представление-это воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте. Так, например, мы не можем в данный момент непосредственно ни ощущать, ни воспринимать новый электровоз, но представить себе его можем, поскольку видели его раньше. Представления создаются также на основе изучения снимков, чертежей и т. д. Представление, оставаясь формой чувственного познания, является в то же время первым шагом по пути к абстрактному мышлению. Таким образом, в ощущениях, восприятиях и представлениях человек приблизительно верно отражает предметы и явления окружающего мира и тем самым получает достоверные знания.

     Познание  есть поступательный процесс. Оно развивается  по восходящей линия от простого к  сложному, от низшего к высшему. В процессе познания человек идет от явления к сущности, от познания поверхностных явлений к пониманию глубинных процессов и внутренне присущих им законов. Однако познание сущности и законов возможно только на ступени, абстрактного, логического мышления.

     Процесс познания есть бесконечный процесс  восхождения от живого созерцания к  абстрактному мышлению. Чувственное  и рациональное познание находятся  в неразрывном единстве. Оба эти  моментах познании являются отражением внешнего мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.

     Без живого созерцания немыслимо абстрактное  мышление. В свою очередь без абстрактного мышления познание материального мира-невозможно. Органы чувств дают нам достоверные знания о материальных вещах только в неразрывной связи с мышлением и практикой. Наоборот, абстрактное мышление без чувственного познания и практики не может дать истинных знаний.

     Признавая неразрывное единство чувственного и рационального познания, диалектический материализм вместе с тем считает, что оба эти момента познания качественно различны. Это различие состоит в том, что чувственное  познание дает нам поверхностные сведения о вещах, а рациональное познание раскрывает сущность и закономерности их развития. Переход от живого созерцания .к абстрактному мышлению является качественным скачком. Этот скачок знаменует собой переход от познания явления к познанию сущности.

     Процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных  своих формах. Последние хотя и  связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. Выделим основные формы познания в их историческом поступательном процессе.

     На  ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а  также о самих людях, условиях их жизни, общении и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на эти базе знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т. п. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляемые в традициях, преданиях, назиданиях и т. п., интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

     Одна  из исторически первых форм - игровое  познание как важный элемент деятельности. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры -деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

Информация о работе Потребность человека в познании