Права человека история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:42, реферат

Описание работы

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации - телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, критически анализировать получаемую информацию.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…...3

1. ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………....4

2. ПРАВА человека В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ …………………….…...6

2.1 Классификация прав личности ……………………………………..……….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……10

Список литературы ……………………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 23.82 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение  ………………………………………………………………….…...3

     1. ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА  ……………………………………………....4

     2. ПРАВА человека   В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  …………………….…...6

     2.1 Классификация прав личности  ……………………………………..……….7

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………...……10

     Список  литературы  ……………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Во  все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою  судьбоносное влияние на жизнь отдельных  людей и целых народов. Она  неразрывно связана с самыми глубокими  основами человеческой цивилизации. Как  отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми.

     Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует стать  разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования  и порабощения со стороны более  активных в политическом отношении  сил.

     Массовая  политическая грамотность граждан  необходима и всему обществу. Поэтому  сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей  в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

     Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется  стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих  знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально  развитых демократических странах  существуют специальные институты  политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких  учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации - телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий  и предполагающие умение граждан  самостоятельно, критически анализировать  получаемую информацию.  

     1. ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

     Ориентация  политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).

     Проблема  прав человека, выражаемая в той  или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения  вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они  утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

     На  заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав человека не стояла и не могла стоять, так как в  то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости  утверждать и защищать во властных отношениях ценность личности, ее свободу. Кроме того, "средний" человек  догосударственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитым самосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в общественной иерархии, даже если это было положение раба.

     Само  возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием  общества, государства и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые  идеи прав личности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием  и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального  достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие  в первом тысячелетии до н.э.

     Значительный  вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную  собственность. Это право коренится  в самой природе человека и  основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции  прав человека. Так, он не только признавал  права гражданина государства, но и  различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить  образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво  и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного  права над законами государства  получила свое развитие в современных  теориях прав человека, в том числе  в концепции правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ПРАВА человека В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

     В наши дни для большинства стран  права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам  термин "права человека" употребляется  как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

     Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение  прав основано на различении в них  негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

     В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или  иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются  основополагающими, абсолютными. Их осуществление  не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

     В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности  государства, лиц и организаций  предоставлять гражданину те или  иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права  носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный  уровень жизни и т.п. Реализовать  эти права гораздо труднее, чем  права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь "равенство в нищете", как это имело место во многих странах административного социализма.  

     2.1 Классификация прав личности

     Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению  с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого  слова), культурные и экологические.

     Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, свободу передвижения и выбора места жительства, и др.

     Политические  права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

     Культурные  права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие. Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

     Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуациях государство  вправе ограничивать свободу граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых  и остроконфликтных странах права  человека выступают важнейшей гарантией  против злоупотреблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и  сотрудничества с другими странами.

     Уважение  прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает  благоприятную атмосферу для  разносторонних человеческих контактов  и сотрудничества, вносит в международные  отношения нравственное начало. Без  общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением  прав человека, невозможно сближение  народов, их интеграция.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых  и других различий, - путь к космической  разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории  разум и нравственность характеризовали  в большей степени отдельных  людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение  с природой и т.д. Уважение прав каждого  представителя человеческого рода может послужить исходным принципом  построения земной цивилизации на началах  разума и гуманизма. Оно позволяет  личности быть сознательным и свободным  творцом своей собственной частной  и общественной жизни, безболезненно  и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления  властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 1997. - 400 с. - с. 44–87.
  3. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. - М., 1997. - 544 с. - с. 8–17.

Информация о работе Права человека история и современность