Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:34, реферат
«Потребность - в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности). Значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности – биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей социальная группа или слой.
- в определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности;
- у здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать.
А какие именно потребности будут являться базовыми, человек решает для себя сам. В книге "Мотивация и личность", вышедшей в 1954 г, перечислялись, по меньшей мере, 12 групп свидетельств в пользу теории базовых потребностей. В последующем Маслоу продолжал добавлять новые свидетельства и выдвигать все более новые теории. Первым и главным основанием для выдвижения новой достаточно полной теории мотивации была неспособность более ранних теорий решить человеческие проблемы или объяснить все известные факты. Как отмечал Маслоу: "Психиатры, психоаналитики, социальные работники, клинические психологи и все другие клиницисты почти не использовали бихевиористскую теорию. Они упрямо пользовались принципом отдельных случаев, чтобы строить практически полезную структуру на неадекватной теоретической основе. Они стремились быть практиками, а не теоретиками". Так, например, бихевиористы считали, что потребность в любви является приобретенной, а не врожденной, иными словами, что ей научаются. Как пишет Маслоу: "...В опыте почти нет подтверждений этому... Мне не известен ни один эксперимент, который показал бы истинность такого предположения для потребностей в любви, безопасности, зависимости, уважении, понимании и т.п.".
В ряде клинических экспериментов У. Голдфарб и др. показали, что у детей, воспитывающихся вне семьи, обнаруживаются психопатологические симптомы, когда их не любят, даже если все физиологические потребности достаточно хорошо удовлетворяются. "Впечатляет тот факт, — пишет Маслоу, — что почти каждая школа психиатрии, психоанализа, клинической психологии, социальной работы или детской терапии вынуждена была постулировать какую-либо доктрину, касающуюся инстинкта или инстинктоподобных потребностей, как бы эти школы ни расходились по любым другим вопросам."
Известный антрополог Эшли Монтегю указывает: "Ныне имеется достаточно свидетельств, убеждающих в том, что младенец не только хочет быть любимым, но также хочет любить, все его влечения направлены на то, чтобы получать и давать любовь, а если он не получает любви, то не может и дать ее — ни ребенком, ни взрослым".
Д.М.Леви показал в своих исследованиях, что без любви и нежности ребенок не может развиться в зрелого взрослого человека. Леви изучал семьи здоровых людей и невротиков и обнаружил, что здоровые взрослые могли в раннем возрасте удовлетворять свои базовые потребности.
"Золотую
россыпь" данных в пользу
своей теории базовых
Психотерапевты, стремящиеся раскрыть подлинное Я индивида (например, Карл Роджерс, Эрих Фромм, Карен Хорни), обнаруживают, что их методы усиливают любовь, смелость и творчество и уменьшают страх и враждебность.
Также существует теория существования, связи и роста Альдерфера – в которой он считает, что потребности могут быть обледенены в отдельные группы. Однако, в отличие от Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует только три: потребность существования, потребности связи, потребности роста.
В потребности существования включены физиологические потребности и в безопасности. Потребность связи отражает социальную природу человека, стремления быть членом семьи, иметь коллег, друзей и др. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу. При этом Альдерфер думает, что в случае неудовлетворенности потребностей верхнего уровня, усиливается степень действия потребностей более низкого уровня, усиливается внимание человека на этот уровень. А так же при не удовлетворении потребностей верхнего уровня включается обратный ход на нижний уровень.
Теория
приобретенных потребностей Дэвида
Мак Клелланда связана с
Потребности Мак Клелланда не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления. Так, потребность властвовать существует при низкой потребности соучастия.
Теория ожиданий Виктора Врума базирует на том что, активная потребность – не единственное необходимое условии мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также наедятся на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Все выше перечисленные теории верны на практике, но подходят не для всех людей, каждый человек определяет мотивацию для себя и следует той или иной схеме достижение этой цели. Но так как человек живет в этом мире, не как отдельно существующий и независящий организм, а существует в социуме. То общество в любом случае будет оказывать давление или влияние на человека.
3 Влияние общества на потребности человека
Люди так устроены, что как только прекращается борьба за выживание и спокойная жизнь, они пытаются упразднить равенство, и разделить весь мир на социальные слои. В каждом таком слое, конечно, свои правила, жизнь, потребности и проблемы. Причем государственный строй, идеология не, только влияет на это, но и поддерживает. Главное – это отсутствие проблемы "что же есть завтра".
"Общество потребления" – вот как можно сейчас любое общество. Это современная картина развитого Запада. Фактически это легализация присущего людям желания мериться деньгами, успехом, имуществом. В таком обществе все заняты своим делом, у всех есть смысл жизни – заработать много, а потом купить дорогое, чтобы в это время другой заработал на твоей покупке. Бесконечный круговорот. Причем диапазон покупаемого постоянно расширяется, чая в пакетиках вместо вкусного заварного чая, полуфабрикаты вместо еды, фитнес вместо нормальной зарядки в утреннем лесопарке. Нашу жизнь заполнили мелочи, которые теперь стали главными.
Конечно, так было не всегда и во времена античности, возрождение просвещения у людей стояли совсем другие задачи и цели, но меняется общество и его потребности.
В современной России как и в других государствах на развитие потребности людей влияет не только, общая экономическая и политическая ситуация в стране, но и мода, тенденции, изобретения. Прыжок в будущее вот чего хотят люди, жизнь без забот и проблем, но не всегда это осуществимо.
В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, что составляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества. Не вдаваясь в анализ политических и экономических проблем, отметим, что их острота и нерешенность прямо влияют на развитие потребностей. В этой ситуации всем службам необходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в экономике и в других сферах общественной жизни, что может резко изменить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Происходящий в современном мире процесс глобализации приводит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации. В прошлом существовали богатые и бедные страны и регионы, во многих странах — богатый север и бедный юг, богатые и бедные города. И так будет всегда, так как появляются слои населения, которые освоили компьютерные технологии и стали участниками глобальной экономики. Другие члены общества — жители того же города, квартала, дома — этими технологиями не владеют и могут претендовать в лучшем случае на сравнительно простую, низкооплачиваемую работу, которая позволит удовлетворять только первичные и необходимые потребности и не задумываться от каких-то высоких (духовных или самоактуализирующих). Подобный разрыв всегда существовал, например, в США, где, по данным американских социологов, был и по сей день сохраняется слой из нескольких миллионов человек, которые практически неграмотны и неспособны к более или менее квалифицированному труду.
В настоящее время слой