Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 17:40, курсовая работа
Цель: выявить основные условия совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе
Объект исследования – процесс управления конфликтами
Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Воспитатель
(обращает внимание
детей на «волшебную
тарелочку», на дне которой
лежит картинка с изображением
двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить
с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите
на выражение их лиц! Как вы думаете, что
случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала — Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
(Из-за игрушки);
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
I Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры.
Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать ДРУГ другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг ДРУГУ руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
— Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
— Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?
—
Почему так важно прощать других?
Список литературы:
1. Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992, 315 С.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература. 1996. – 400С.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. – Питер, 2000, 304 С.
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000, - 320 С.
7. «Классный руководитель», № 2, 2009.
8. «Классный руководитель», № 4, 2006.
9. «Классный руководитель», № 5, 2009.
10. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. - 232 С.
11. Рахматуллина Л.В.Управление педагогическими конфликтами. - Набережные Челны, 2010, 252 С.
13. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 С.
14. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1997. – 421С.
Информация о работе Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе