Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить основные условия совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Объект исследования – процесс управления конфликтами

Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    «Остановите монолог, организуйте  диалог». В одной из московских школ нам пришлось наблюдать такую сцену. Молодая учительница решила провести классный час со своими ребятами, желая реализовать идеи педагогики сотрудничества. В течение урока она многократно повторяла фразы: «Давайте вместе подумаем...», «Давайте сделаем сообща...», «Что вам интересно?» При этом, однако, говорила без пауз, ведя непрерывный монолог и не давая возможности учащимся поддерживать беседу: ответить на задаваемые вопросы рассказать о своих интересах. По существу, ориентируясь на новую форму общения с классом, учительница смогла реализовать ее только на словах поведение осталось прежним: она беспрерывно говорила, а класс молчал.

    Многие  конфликты между учителями и  учащимися начинаются с невысказанное  последних отсутствия условий для  их участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков и юношей, которая могла быть использована во взаимодействиях с учителем, остается невостребованной? и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, в классе, показывает упрямство, непослушание, негативизм. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для общения не создано, сам захватывает «коммуникативный плацдарм», как умеет: грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

    Как организовать культурный диалог с учащимся? Чтобы между вами и школьниками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

    1. Если вы задаете вопрос, то  подождите, когда ваш собеседник  ответит на него.

    2. Если вы высказываете свою  точку зрения, то поощряйте ученика  в том, чтобы он высказал  к ней свое отношение.

    3. Если вы не согласны, формулируйте  аргументы и поощряйте поиск  таковых самим учеником.

    4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать  все «коммуникативное пространство».

    5. Чаще смотрите в лицо школьнику,  своему собеседнику. 
6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!»

    «Переключись  на собеседника». Предлагаем вам описание поэтапной технологии, переключения на собеседника, основанной на методе логического анализа.

    1-й  шаг. Укрепите в себе положительное отношение к человеку, которого вы хотите понять. Это делается для того, чтобы раздражение, неприязнь и неприятие, которые вы можете испытывать к нему, не исказили вашего понимания. Выполните одно из упражнений: «Внутренний луч», «Книга», «Дыхание».

    2-й  шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий вас человек.

    3-й  шаг. Ответьте на вопросы. Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?

    4-й  шаг. Какие желания и потребности человек пытается удовлетворить посредством своих действий?

    5-й  шаг. Каким образом следует построить общение или взаимодействие с тем человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего можно было бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы сами?

    Такая традиционная проработка проблемной или  конфликтной ситуации поможет вам  лучше понять своего собеседника, ученика, коллегу по работе.

    Приведем  пример из нашей консультационной практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда учительница проводила опрос учащихся, мальчик начинал играть. Класс отвлекался, учительница расстраивалась. В школу вызывались родители, но разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она жаловалась, что ребенок «специально срывает уроки», а родители «отстранились от воспитания сына».

    Познакомившись  с ситуацией, психологи применили  метод логического анализа. Они  начали с того, что отнеслись к  ребенку заочно положительно. Они  приняли как абсолютную данность, что он нарушает дисциплину и плохо  учится не «специально», а по какой-то причине, возможно от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» — хороший и умный.

    Далее, они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его  родители: отец - военный, мать — библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.

    Чтобы ответить, почему и зачем ребенок  так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а также прояснить общую семейную ситуацию. В ходе бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность и, чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты», игра для ребенка была способом «ухода от травмирующей ситуации» на уроке.

    Таким образом, при помощи логического анализа психологи поставили правильный «диагноз». Психологическая коррекция была направлена не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей.

    «Мудрец». Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с рекомендациями психологов и уметь правильно их реализовывать в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции.

    Возможно, наши советы помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы вполне можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых либо трудно найти, либо оно не может быть найдено вообще. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета?

    Опыт  показывает, что лучший советник для  себя — вы сами, точнее — ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я».

    Сядьте  в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение «Внутренний луч». Затем представьте поляну, на ней -большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом-ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Основные приемы, используемые в игровой деятельности при  разрешении конфликтных ситуаций

    Практика  проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных  средств понимания и объединения  в решении возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

    В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

    •      сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

    •      имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);

    •      интерактивные игры (игры на взаимодействие);

    •      социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

    •      обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

    •      психогимнастика;

    •      чтение и обсуждение художественных произведений;

    •      просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

    •      дискуссии.

    Главная цель проведения занятий, в которых  дети сталкиваются с проблемными  ситуациями, — это:

    •      обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

    Приемы обучения конструктивному разрешению конфликтов

    •      упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

    •      научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

    •      проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

    •      принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

    •      принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

    В ходе игр дети имеют возможность  получить новые впечатления, приобретают  социальный опыт и общаются друг с  другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя — обогатить это  общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

    Воспитатель вначале сам предлагает детям игры и активно в них участвует.

    Со  временем дети сами охотно выражают желание  поиграть в определенные наиболее понравившиеся  игры (например, в игру, в которой  можно научиться улаживать споры).

    Сегодня у детей больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

    Важным  аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям  необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель может организовать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д.

    Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также  помочь им стать терпимыми, гибкими  и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

    •      взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

    •      не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

    •      не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;

    •      не нападай на других, когда тебе плохо.

    Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных героев и использование  сказочных сюжетов. Так, к примеру, в гости к детям могут приходить волшебники — добрый и злой, в которого вселились «чудовища» (гнев, злость, обида), они дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблочко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Познакомиться с детьми младшего возраста приходят Незнайка, Алиса и другие персонажи, которым ребята стремятся помочь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе