Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить основные условия совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Объект исследования – процесс управления конфликтами

Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    Выводы  по ГЛАВЕ 2

    1. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека: метод интроспекции, метод эмпатии, метод логического анализа.

    Каждый  раз вы будете оказываться в различных  конкретных ситуациях, и учесть все  возникающие условия просто невозможно. Важно правильно подобрать внутреннее состояние и овладеть им, а затем уже фразы, действия и форма поведения будут реализованы вами «по ситуации». Важно выбрать правильный образ, который будет эффективно регулировать вашу деятельность и прочно удерживать этот образ в своем сознании.

    2. Главное, при использовании любого  приема по урегулированию конфликтной  ситуации говорить спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читать морали, не «учить жизни», общаться на равных. Звук голоса, доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для воспитанника.

    3. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

    4. В качестве основных приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются: сюжетно-ролевые игры, имитационные игры, интерактивные игры (игры на взаимодействие), социально-поведенческие тренинги, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, психогимнастика, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, дискуссии.

    5. Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе.

    6. Игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций помогают решать многие детские проблемы. Научившись сопереживать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается  качественно новый этап. Проблема обновления современной системы  образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию  педагогической науки и школьной практики. Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

    Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

    Поэтому нами была выбрана следующая тема для исследования: Методы предотвращения и разрешения конфликтов в педагогической деятельности.

    Анализируя  причины поведения сторон в различных  конфликтах, замечаем, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.

    Понимание причин возникновения конфликтов и  успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

    Стиль поведения в конкретном конфликте, также определяется той мерой, в  которой педагог хочет удовлетворить  собственные интересы, действуя при  этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно  или индивидуально.

    Основная  роль при разрешении педагогической ситуации отводится ее психологическому анализу. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Одним из основных позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов:  метод интроспекции, эмпатии, логического анализа.

    Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

    Важным  аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе.

    Научившись  сопереживать окружающим людям, ребенок  может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

    В заключении хотелось бы добавить. Необходимо помнить, что с самого нашего рождения нас окружают люди разных поколений. Мы общаемся друг с другом. В нашем мире происходит и хорошее и плохое, но добра должно быть больше. Ведь добро служит сохранению и развитию жизни, а зло уничтожает жизнь или препятствует ей.    
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

    Стиль соперничества используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить, прежде всего, собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

    Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но, стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

    Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

    Стиль компромисса зачастую является удачным  отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

      Блок игр, направленных  на снятие конфликтности  у дошкольников

    Основные  задачи:

    •      Переориентация поведения с помощью ролевых игр.

    •      Формирование адекватных норм поведения.

    •      Снятие напряжения у детей.

    •      Нравственное воспитание.

    •      Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.

    •      Обучение приемлемым способам выражения гнева.

    •      Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

    •      Обучение приемам релаксации.

    Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что  спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (Овчарова Р. В., 2003).

    В названных этюдах и играх воспитатель  может моделировать конфликтную  ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.

    Если  в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая — от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

    Во  время подобных обсуждений можно  разыграть и другие ситуации, которые  чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

    Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась  с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» — и др.

    Подобные  беседы помогут детям осознать, как  важно побыть на месте соперника  или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

    Игра  «Ссора»

    Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

    Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Информация о работе Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе