Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить основные условия совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

Объект исследования – процесс управления конфликтами

Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Появившись  с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования. Первые целостные концепции конфликта  появились на рубеже XIX–XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.

    В моменты общественных катаклизмов  мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

    В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики. Однако, переходя к новым формам и методам воспитания и обучения, современный педагог должен сознавать ценность педагогических идей и опыта, накопленных в прошлом.

    Сейчас, как никогда, важно с детских  лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

    Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

    В многочисленных публикациях о проблемах  современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать  его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.

    В данной работе предпринята попытка  рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.

    Поэтому тема нашего исследования звучит следующим образом: Методы предотвращения и разрешения конфликтов в педагогической деятельности.

    Цель: выявить основные условия совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе

    Объект  исследования – процесс управления конфликтами

    Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе.

    Гипотеза  исследования: количество конфликтов в педагогическом коллективе можно уменьшить, если добиться повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимализации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения неконфликтными способами.

    Задачи:

    Выявить состояние исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.

    Уточнить  представление об особенностях возникновения  конфликтов в педагогическом коллективе.

    Раскрыть  проблему управления конфликтами в педагогическом коллективе. 
 
 

    ГЛАВА 1. Теоретические  основы управления конфликтами  в педагогической деятельности

    1.1. Понятие и определение  педагогических конфликтов

    Всякий  конфликт связан с теми или иными  внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако, есть нечто основное, что позволяет идентифицировать тот или иной конфликт или отнести его к определенной категории. Под предметом конфликта понимается объективно существующая  или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого происходит противоборство.

    Анализируя  причины поведения сторон в различных  конфликтах, не трудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.

    Событие или обстоятельство, являющееся толчком  к началу конфликта, обычно называется поводом.

    Под конфликтной ситуацией следует  понимать такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.

    Конфликту, как таковому предшествует (точнее, может предшествовать) латентная (скрытая) стадия. На данной стадии и возникает  конфликтная ситуация, о которой  сказано выше. В этой ситуации, хотя бы одним из субъектов осознаются свои интересы. Эти интересы могут быть понятны ложно, но без их осознания, дальнейшая борьба не имеет основания.

    Т.о., конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты, в педагогической деятельности,  надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”.

    Особенностями педагогического конфликта являются:

  • Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т.к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
  • Участники конфликта имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их различное поведение в конфликте.
  • Разница возраста и жизненного опыта участников порождают разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
  • Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику  - справиться со своими эмоциями.

    Профессиональная  позиция педагога в конфликте  обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующийся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые втягиваются другие участники – ученики, педагоги, родители, администрация.

    Разрешение конфликта зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

    К.У. Томасом и Р.Х. Киллменом были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной  ситуации.  Они указывают, что существует пять основных стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения, приспособления (см. Приложение 1). Ни один из указанных стилей не может быть выделен как самый лучший, эффективность каждого зависит от конкретных обстоятельств и условий.

    Выявлению специфических признаков конфликтной  ситуации в педагогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвящена работа М. М. Рыбаковой. На основе большого эмпирического материала  автор выделяет потенциально конфликтогенные  педагогические ситуации. Предложенный перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей, психологов в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

    Педагогическая  ситуация определяется Н. В. Кузьминой  как “реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них”.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

    В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

    В течение учебного дня учитель  включается в широкий диапазон взаимоотношений  с учениками по разным поводам: останавливает  драку, предупреждает ссору между  учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

    В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние  учителя и ученика, характер сложившихся  отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

    Конфликт  в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями” (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. - С. 153).

    Конфликт  в педагогической деятельности часто  проявляется как стремление учителя  утвердить свою позицию и как  протест ученика против несправедливого  наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

    Ученику трудно каждый день выполнять правила  поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому  естественны незначительные нарушения  общего порядка: ведь жизнь детей  в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.

    Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель  берет ситуацию под собственный  контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

    Конфликты в педагогической деятельности надолго  нарушают систему взаимоотношений  между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от “милости” учеников.  
 

    1.2. Виды педагогических  ситуаций и конфликтов

    Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций М.М. Рыбакова  выделяет следующие:

    — ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

    — ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

    — ситуации (конфликты) отношений, возникающие  в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в  сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

    Ситуации  по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

    Подобные  конфликты часто происходят с  учениками, испытывающими трудности  в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

Информация о работе Совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе