Сон

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:54, доклад

Описание работы

Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Действительно, было замечено, что недостаток сна иногда существенно сказывается на поведении: некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после двух-трех дней лишения сна; другие теряют даже способность нормально воспринимать осязательные, зрительные или звуковые стимулы.

Работа содержит 1 файл

психология 1 практика.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

В конце XIX века было открыто производное морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотика, и за такую «героическую» роль оно получило название героина.

Введенный внутривенно, героин вызывает сначала «вспышку»  острого и глубокого ощущения полного блаженства, всеобщего оргазма, которое длится самое большее 10 секунд и затем сменяется чувством благополучия «как у утробного плода, купающегося в амниотической жидкости». Однако надежды, связанные с героином, рухнули очень быстро, когда было замечено, что он менее чем за три недели порождает физическую зависимость у 91% подопытных.

В конце 70-х годов ХХ века ученые возлагали большие надежды  на искусственные эндорфины, которые  только что были синтезированы, но вскоре выяснилось, что они вызывают еще  большую зависимость, чем героин. 

 

Галлюциногены и психоделики

ЛСД

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), мескалин и псилоцибин воздействуют главным образом на восприятие окружающего  мира, искажая, в частности, восприятие формы и цвета. По своей химической структуре эти вещества очень сходны с некоторыми медиаторами головного мозга. Например, мескалин, получаемый из бутонов кактуса Lophophora, очень близко к норадреналину, а буфотенин, получаемый из яда жаб или из грибов, расщепляется с образованием серотонина. Что касается ЛСД, близкого к серотонину, то он мешает ему взаимодействовать с рецепторами, занимая его место: синапсы, лишенные своего естественного тормоза, пропускают все сигналы, вызывая перевозбужденное состояние и информационную перегрузку. Восприятия становятся неестественно обостренными: звуки кажутся более гармоничными, а цвета – более яркими. Комната может показаться очень маленькой или, напротив, чрезмерно увеличиться. Эти иллюзии, однако, остаются под контролем субъекта. Галлюцинации же возникают только при употреблении слишком больших доз. В этом случае человек может почувствовать, что он превратился, например, в птицу, и может соответственно вести себя. Восприятие времени тоже значительно искажается в сторону ускорения или замедления в зависимости от рода «путешествия», мысленно осуществляемого субъектом. Все это часто сопровождается идеями величия или преследования.

Употребление ЛСД и других галлюциногенов не приводит к физической зависимости, но тем не менее толерантность  к ним может появляться.

В конце концов, самая серьезная  опасность, связанная с употреблением  ЛСД, заключается в риске совершить  «дурное путешествие», которое может  привести к эмоциональному расстройству, особенно у человека с неустойчивой психикой. 

 

Марихуана и  гашиш.

Эти психоактивные вещества получают из конопли, которая встречается  в диком состоянии во многих уголках  мира. Марихуану изготовляют из листьев  и цветков растения, а гашиш  – это камедь, извлекаемая из его верхушек. Активный компонент  – 9-тетрагидроканнабиол – содержится в количестве от 1 до 3% в марихуане и около 5% в гашише.

Это, по-видимому, самое распространенное психоактивное вещество, и применяется  оно почти исключительно путем  курения в трубке или в сигаретах. Его трудно отнести к определенному классу, так как он одновременно обладает галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризирующим действием. Именно поэтому некоторые видят в конопле «стержень наркомании», способный привести молодых людей к употреблению тех или иных «сильных» психоактивных веществ по своему вкусу. Однако здесь имеют значение не столько свойства самой конопли, сколько личность субъекта и потребности, которые он стремится удовлетворить.

Эффекты галлюциногенов, особенно достигаемые  с помощью гашиша, со временем прогрессируют. Как и в случае с ЛСД субъект все же сохраняет контроль над своими псевдогаллюцинациями, которые уходят корнями в реальность: звук оказывается усиленным и измененным, цветное пятно на стене принимает форму лица и т.п.

Возбуждающее действие препаратов конопли известно с давних пор. (Между прочим, от названия арабской секты войнов-гашишинов, широко использовавших этот наркотик, произошло французское слово assassin – убийца.) Однако только очень большие дозы, принятые в особых обстоятельствах, могут вызвать агрессивное поведение: оно часто бывает результатом непреодолимых импульсов или бредовой мысли о преследовании.

В малых дозах марихуану или  гашиш употребляют прежде всего  ради их эйфоризирующего действия. По словам многих курильщиков марихуаны, она дает ощущение, что ты лучше понимаешь себя, понимаешь других, находишься в согласии с природой и всем миром. Воображение оказывается вдруг свободным, легко возникают ассоциации мыслей.

Создается впечатление, что употребление марихуаны не приносит необратимого ущерба. В отчете Академии наук США, опубликованном в 1982 году, высказывается мнение, что проведенные исследования не позволяют сделать вывод о серьезном отрицательном влиянии марихуаны на физические и психическое функции. Известно, что марихуана вызывает учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления. Кроме того, она по-видимому, нарушает запоминание информации и удержание ее в памяти. А к утверждению о возможной утрате мотивации у заядлых курильщиков нужно подходить осторожно: есть все основания думать, что именно отсутствие желания работать или учиться толкает некоторых людей на поиски других источников эмоций. В конечном счете, самая явная опасность, связанная с избыточным потреблением марихуаны, заключается в расстройствах моторной координации.

За последние 10-12 лет, однако, потребление  марихуаны постепенно уменьшилось: в настоящее время ее употребляют  немногим более 5 – 10% студентов. Очень  трудно получить данные, относящиеся  к другим социальным кругам, но в  целом это явление, видимо, стабилизируется. Зато среди молодежи оно, к несчастью, заменяется более серьезным явлением – ростом алкоголизма. 

 

Использование психоактивных веществ и болезненное  пристрастие к ним

У многих народов использование  психоактивных веществ – явление  вполне обычное. В нашем же обществе допустимыми считаются лишь алкоголь и табак, а употребление большинства других средств, даже если некоторые из них менее вредны для здоровья, запрещается. Сас (Szasz, 1974)  в своей книге Rituelsde la drogue выдвигает гипотезу, что такое неприятие видимо направлено на то, чтобы сохранять единство группы, отграничивая «наших» от «других», а отсюда вытекает и наказание, перевоспитание или лечение всех тех, кто нарушает установленные нормы.

Поскольку злоупотребление психоактивными веществами, по-видимому, не зависит от большей или меньшей трудности их добывания, оно не может быть устранено запретами или репрессиями, которые пытаются осуществлять государства. По мнению Пила (Peel, 1977), проблема на самом деле заключается не столько в веществе как таковом, каким бы оно ни было, сколько в переживаниях, которые хотят испытать с его помощью. В этом смысле потребление и болезненное пристрастие, к которому оно может привести, зависят главным образом от особенностей каждого индивидуума, от его понимания жизни, идет ли речь о прибегании к наркотикам, алкоголю, барбитуратам или к чему-то иному, что не имеет ничего общего с психоактивными веществами [как пища для страдающего булемией, как игра для игрока, как чрезмерно навязчивый или чрезмерно опекающий партнер или даже беспрерывное сидение перед экраном телевизора...]. Эта позиция человека по отношению к самому себе и к жизни должна в большей степени зависеть от опыта его детских лет, от его личности, а так же от социальных условий. Этим, видимо, и объясняется, почему некоторые люди не испытывают потребности в «искусственном рае», даже если у них есть возможность легко достать туда «пропуск», а другие могут оставаться умеренными потребителями, никогда не впадая в зависимость, в то время как третьи оказываются «втянутыми», будучи к тому же способными переходить от одного вида наркотика к другому.

Для этих последних эффект, вызываемый наркотиком, позволяет заменить удовольствия, которые они не могут получить в реальной жизни, так как у  них не хватает уверенности или решимости. Чтобы приняться за важное дело или войти в контакт с другими людьми, нужно преодолеть ряд трудностей и пережить, быть может, тревожные моменты; а в случае приема наркотика, если только его доза достаточна, эффект гарантирован и достигается мгновенно. К тому же наркомания позволит забыть о неудачах или вообще воздержаться от усилий для преодоления трудностей жизни.  

 

Психоактивные вещества и внутренний мир человека

Накопление новых знаний об измененных и патологических состояниях психики, а так же о взаимодействиях психоактивных веществ с нейромедиаторами постепенно изменяет отношение ученых и широкой публики к этим явлениям. Иногда их использование может помочь увидеть сокровища, таящиеся в глубинах нашего духа. Небольшие дозы их могут создать у чересчур скованных людей благоприятные условия для расслабления и размышлений или же позволить им перенестись в область творчества и воображения. Тем не менее человеческий мозг сам имеет достаточно возможностей, чтобы управлять информацией, исходящей как из его внутреннего мира, так и из окружающей действительности.  

 


Информация о работе Сон