Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.
Заключение
Подводя
итог проделанной работы можно сделать
вывод, что проблема общения очень
актуальна в наши дни. Общение
имеет огромную роль в формировании
психики, её развитии и становлении
разумного и культурного
В контексте темы курсовой работы «Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости» мы ставили цель: выявить социальный статус младших школьников и определить взаимосвязь социального статуса и уровня успеваемости младших школьников.
Поставленные задачи достигнуты:
1).Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что уровень успеваемости оказывает неоднозначное влияние на социальный статус младших школьников.
2).Изучили уровень успеваемости.
3).Изучили социальный статус школьников.
4).Нами была организована опытно-педагогическая работа по изучению зависимости уровня успеваемости и социального статуса.
Гипотеза, поставленная вначале доказана. Уровень успеваемости связан с социальным статусом. Чем ниже социальный статус, тем ниже уровень успеваемости. Неблагоприятный социальный статус чаще имеют дети с низким уровнем успеваемости.
Таким
образом, решение поставленных перед
нами задач, подтверждение гипотезы позволяет
говорить о достижении цели.
Список использованной литературы
Приложения
Список приложений
Приложение 1
Я. Морено «Социометрия»
Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в классе.
Оборудование – чистый листок бумаги. Задаётся вопрос: «Если бы у тебя был лишний билет в кинотеатр на мультфильм, кого бы ты позвал с собой? Подумай и выбери из класса 3-х человек. На первое место поставь наиболее желанного для тебя человека, на второе – чуть менее желанного, а на третье – оставшегося».
После
того, как напишут имена и фамилии
выбранных, листочки сдаются экспериментатору.
Далее составляется матрица выборов. После
чертится социограмма. Подсчитывается
количество взаимных выборов. По формуле
вычисляется коэффициент взаимных выборов
(индекс групповой сплочённости). Кв –
((число взаимных выборов) : (число детей
в классе х 3)) : 100%.
Приложение 2
Т.Ю. Андрющенко «Мой круг общения».
«Мой круг общения» - приём, предназначенный для выявления круга и характера взаимодействия ребёнка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.
Начиная беседу, консультант говорит: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные её моменты».
Практика
Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями.
1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдём своё место («дом») в этом круге твоего общения. Консультант рисует круг и, советуясь с ребёнком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребёнком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе; дома- родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общение со знаком « - »).
2. Теперь надо
«заселить» каждый «дом»
Консультант
вводит с помощью условного
3.
«Давай обозначим в твоём
В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнаёт многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).
4.
«Давай в большом круге
Консультант
вместе с ребёнком, пользуясь соответствующими
карандашами, обозначает меру взаимной
симпатии и антипатии! Например, если
симпатии и антипатии обоюдны
и ярко выражены, то между центром
(«Я» ребёнка) и соответствующим прямоугольником
на внешней окружности (другой человек)
проводится линия соответствующего цвета
условной мерой в три интервала. Если симпатии
и антипатии выражены неярко, то стрелкой
указываются границы отношения – до первой
или второй окружности. В каждом случае
выясняется мнение ребёнка о характере
отношения к нему партнёра по общению,
соответственно стрелкой обозначается
направление и мера выраженности отношения.
Приложение 3
Р.С. Немов опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта
методика представляет собой опросник,
предназначенный для
С
помощью приводимого далее
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.
1. Добрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти
на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребёнок?
а) да,
б) нет, в) когда
как, г) не знаю.
В том случае, когда на вопросы данного опросника отвечают не родители или родственники ребёнка, а воспитатели, в формулировку каждого вопроса необходимо вместо слова «ваш» включать настоящее имя ребёнка, например: «Добрый ли мальчик Серёжа?» Отвечая на вопросы опросника, опрашиваемые выбирают и отмечают в опроснике тот вариант ответа, который считают наиболее правильным.
Оценка результатов
За каждый ответ типа «да» ребёнок получает i балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребёнка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берётся их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребёнок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то его средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.
Информация о работе Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости