Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Заключение

      Подводя итог проделанной работы можно сделать  вывод, что проблема общения очень  актуальна в наши дни. Общение  имеет огромную роль в формировании психики, её развитии и становлении  разумного и культурного поведения. Также, это один из факторов, определяющих школьную неуспеваемость.  В ходе проведённого исследования нами были рассмотрены точки зрения различных учёных о значении общения: А.Л. Бодалёва, Б.Ф.Ломова, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева и др. В данной работе мы уделили внимание рассмотрению социального статуса, как фактора школьной неуспеваемости.

      В контексте темы курсовой работы «Социальный  статус младших школьников с разным уровнем успеваемости» мы ставили  цель: выявить социальный статус младших школьников и определить взаимосвязь  социального статуса и уровня успеваемости младших школьников.

     Поставленные  задачи достигнуты:

     1).Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что уровень успеваемости оказывает неоднозначное влияние на социальный статус младших школьников.

     2).Изучили  уровень успеваемости.

     3).Изучили  социальный статус школьников.

      4).Нами была организована опытно-педагогическая работа по изучению зависимости уровня успеваемости и социального статуса.

      Гипотеза, поставленная вначале доказана.   Уровень успеваемости связан с социальным статусом. Чем ниже социальный статус, тем ниже уровень успеваемости. Неблагоприятный социальный статус чаще имеют дети с низким уровнем успеваемости.

      Таким образом, решение поставленных перед нами задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Баландина А.А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие Ростов-на-Дону, 2003 – 288 с.
  2. Белкин А.С. Педагогические проблемы общения учащихся М., 1983. – 360 с.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М., 2002- 153 с.
  4. Битянова М.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим М., 1986. – 275 с.
  5. Бодалёв А.А. Личность и общение М., 1983. – 258 с.
  6. Бодалёв А.А. Общение и формирование личности младших школьников М., 1987. – 377 с.
  7. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим М., 1990 – 345 с.
  8. Гарнер А.Е. Язык разговора М.,2002 – 244 с.
  9. Егидес А.П. Лабиринты общения Минск, 1982 – 329 с.
  10. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении М., 1990 – 125 с.
  11. Каган М.Р. Мир общения: Проблемы межличностных отношений Ленинград, 1985 – 382 с.
  12. Кан-Калик В.А., Ковалёв А.Г. Классификация психологических типов общения// Вопросы психологии, 1997. №3 с. 23 - 27.
  13. Коломенский Я.Л. Психология общения М., 1994 – 327 с.ъ
  14. Кондратов Р.Р. Общение и развитие личности в учебной деятельности М., 1979 – 271 с.
  15. Крижанская Ю.К. Грамматика общения М., 1990 – 109 с.
  16. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений М., 2005 – 368 с.
  17. Мироненко В.В. Популярная психология. Хрестоматия М., 1990 – 498с.
  18. Немов Р.С. Психология. Книга 1 М., 2001 – 688 с.
  19. Немов Р.С. Психология. Книга 3 М., 1995 – 512 с.
  20. Психология. Словарь /под общ. ред.  А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского М., 1990. – 494 с.
  21. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие М., 1995 – 529 с. 
  22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. психология человека Ленинград, 1995 – 357 с.
  23. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения Минск, 1990 – 207 с.
  24. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь Томск, 1992 – 133 с.
  25. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания Казань, 1991 – 192 с.
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 
 
 
 
 

Список  приложений

  1. Я. Морено «Социометрия»……………………………………………….33
  2. Т.Ю. Андрющенко методика «Мой круг общения»……………………34
  3. Р.С. Немов опросник «Каков ваш ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»………………………………………………...37
  4. Результаты социометрического обследования………………………….40
  5. Изучение круга и характера взаимодействия ребёнка с окружающими по методике Т.Ю.Андрющенко «Мой круг общения»…………………41
  6. Изучение коммуникативных отношений по опроснику Р.С. Немова «Каков ваш ребёнок во взаимоотношениями с окружающими людьми».....................................................................................................42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

    Я. Морено «Социометрия»

          Цель  методики – изучение и оценка межличностных  отношений в классе.

          Оборудование  – чистый листок бумаги. Задаётся вопрос: «Если бы у тебя был лишний билет  в кинотеатр на мультфильм, кого бы ты позвал с собой? Подумай и выбери из класса 3-х человек. На первое место поставь наиболее желанного для тебя человека, на второе – чуть менее желанного, а на третье – оставшегося».

          После того, как напишут имена и фамилии  выбранных, листочки сдаются экспериментатору. Далее составляется матрица выборов. После чертится социограмма. Подсчитывается количество взаимных выборов. По формуле вычисляется коэффициент взаимных выборов (индекс групповой сплочённости). Кв – ((число взаимных выборов) : (число детей в классе х 3)) : 100%. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 2

    Т.Ю. Андрющенко «Мой круг общения».

          «Мой круг общения» - приём, предназначенный для выявления круга и характера взаимодействия ребёнка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

            Начиная беседу, консультант говорит: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные её моменты».

            Практика показывает, что такое введение снимает настороженность, присущую началу общения с незнакомым человеком. Неожиданное предложение заинтересовывает ребёнка и делает его готовым к сотрудничеству с взрослым.

          Дальнейший  ход работы направляется следующими побуждениями.

       1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение  всего дня, каждому найдём своё место («дом») в этом круге твоего общения. Консультант рисует круг и, советуясь с ребёнком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребёнком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе; дома- родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общение со знаком « - »).

         2. Теперь надо  «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится  сталкиваться близко. Это могут  быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них  оказаться и неприятные. Ты бы  с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам.

      Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных  ребёнком детей и взрослых, при  этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребёнок  сам охотно начинает обо всех и обо всём рассказывать.

      3. «Давай обозначим в твоём кругу  людей, с которыми у тебя  сложились добрые отношения, и  тех, общение с которыми тебя  огорчает».

      В ходе этой процедуры обозначения (штриховка  прямоугольника красным или синим) консультант узнаёт многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

      4. «Давай в большом круге нарисуем  ещё два круга: один – в  серединке и ещё один – маленький, ближе к центру. В самом же центре поместим тебя, напишем твоё имя. А теперь, используя два карандаша: тёмный и – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

      Консультант вместе с ребёнком, пользуясь соответствующими карандашами, обозначает меру взаимной симпатии и антипатии! Например, если симпатии и антипатии обоюдны  и ярко выражены, то между центром («Я» ребёнка) и соответствующим прямоугольником  на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатии и антипатии выражены неярко, то стрелкой указываются границы отношения – до первой или второй окружности. В каждом случае выясняется мнение ребёнка о характере отношения к нему партнёра по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Р.С. Немов  опросник  «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

     Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного  оценивания коммуникативных качеств  личности ребёнка-дошкольника. Межличностные  отношения или функционально  связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и не относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.

     С помощью приводимого далее опросника  оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.

  1. Доброта.
  2. Внимательность к людям.
  3. Правдивость, честность.
  4. Вежливость.
  5. Общительность.
  6. Щедрость.
  7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
  8. Справедливость.
  9. Жизнерадостность.
  10. Ответственность.

   Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.

1. Добрый  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

2. Внимательный  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

3. Правдивый  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

4. Вежливый  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

5. Общительный  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда как,       г) не знаю.

6. Щедрый  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

7. Отзывчивый  ли ваш ребёнок? Всегда ли  он готов прийти

на помощь другим?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,      г) не знаю.

8. Справедливый  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,      г) не знаю.

9. Жизнерадостный  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда  как,       г) не знаю.

10. Ответственный  ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,        в) когда как,       г) не знаю. 

     В том случае, когда на вопросы данного  опросника отвечают не родители или  родственники ребёнка, а воспитатели, в формулировку каждого вопроса  необходимо вместо слова «ваш» включать настоящее имя ребёнка, например: «Добрый ли мальчик Серёжа?» Отвечая на вопросы опросника, опрашиваемые выбирают и отмечают в опроснике тот вариант ответа, который считают наиболее правильным.

Оценка  результатов

     За  каждый ответ типа «да» ребёнок получает i балл. За каждый ответ типа «нет»  ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

     В итоге подсчитывается общая сумма  баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам  личности. В том случае, если ребёнка  оценивали при помощи данного  опросника несколько человек, берётся их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребёнок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то его средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.

Информация о работе Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости