Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      «Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность классному активу, неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство  в дружбе, дружба с нарушениями  дисциплины, а также плаксивость.

      Т.о., первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

      К концу младшего школьного возраста критерии приемленности несколько  меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе, и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определённые личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

      Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность, недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

      Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности  восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

      Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом, становясь более  точным и дифференцированным к 3-му классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление является для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими, должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.

      Необходимо  отметить, что, как правило, с возрастом  у детей повышается полнота и  адекватность сознания своего положения  в группе сверстников. Но в конце  этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит качественная своеобразная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определённое положение в группе сверстников. Напряжённость этой новой потребности, возрастная значимость мнения сверстников и является причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

      О возрастающей роли сверстников к  концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

      Происходящие  в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать  при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребёнка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.

      Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных эффективных реакций. Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один единственный выбор является своеобразной защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребёнка из «отверженного» в признаваемого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Описание исследовательской работы по изучению взаимосвязи трудностей в общении и успеваемости младших  школьников

2.1. Организация  и методы исследования

      Для того чтобы проверить рабочую  гипотезу, нами была проведена опытно-экспериментальная  работа в Топчихинской средней школе  № 1 имени Дм. Ерофеева. В исследовании участвовали учащиеся 4 «А» класса. Эти дети занимаются по традиционной системе. Всего участвовало 53 человека. В это количество входят 26 учеников, 26 родителей и учитель. Исследование  проводилось с 15 по 27 марта.

      Исследование  проводилось с использованием диагностических  методик: Я. Морено «Социометрия» (Приложение 1), Т.Ю. Андрющенко «Мой круг общения» (Приложение 2), Р.С. Немов «Какой ребёнок во взаимоотношениях» (Приложение 3).

      Для выяснения структуры межличностных  отношений и коэффициента сплочённости класса мы использовали методику Я. Морено «Социометрия» (Приложение 1)  с вопросом «Если бы у тебя был лишний билет в кинотеатр на мультфильм, кого бы ты позвал с собой?». Составив матрицу и социограмму выборов (Приложение 4), мы получили следующие результаты: коэффициент сплочённости коллектива 4 «А» класса равен 19 %. Количество взаимных выборов – 14, среди них нет ни одного выбора «мальчик – девочка». Это говорит о наличии 2-х слабо общающихся групп в классе.

        При выяснении структуры межличностных отношений, мы увидели, что в 4 «А» классе 4 «звезды», 7 «предпочитаемых», 8 «пренебрегаемых», 7 «аутсайдеров».

      Пронаблюдав за детьми, мы можем сделать некоторые  выводы. Дети – «звёзды» жизнерадостны, активны, всегда расположены к общению. Общение является для них потребностью, они не могут быть в одиночестве. К людям испытывают интерес.

      Дети, которые «предпочитаемые», активны, готовы прийти товарищу на помощь, если их об этом просят. Легко устанавливают  связи с людьми

      «Пренебрегаемые»  дети отличаются пугливостью, обострённым  чувством сострадания, жалостливостью, застенчивостью, объективностью в оценке поступков. В диалоге занимают пассивную позицию. Некоторые из них неуравновешенны, что приводит к конфликтности. Этим и объясняется отношение детей к ним.

      Дети  – «аутсайдеры», их достаточно много, являются меланхоликами (4 ребёнка). В основном молчат, замкнуты, застенчивы, не идут никому на встречу. Не пытаются участвовать ни в каких делах класса. Другой причиной отсутствия выборов другими детьми является плохая успеваемость, 4 ребёнка их них учатся на «3». А это, как известно в начальной школе играет большую роль. Также в числе «аутсайдеров» есть грубые дети.

      Для выявления круга и характера  взаимодействия ребёнка с окружающими  его сверстниками, родителями и учителями, мы использовали методику Т.Ю. Андрющенко «Мой круг общения» (Приложение 2). Результаты представлены в таблице 1. 

Таблица 1

Результаты  исследования круга общения детей 4 «А» класса Топчихинской средней  школы № 1

И.Ф. Проблемы со сверстниками в школе Проблемы со сверстниками вне школы Проблемы с взрослыми в школе Проблемы с  взрослыми вне школы
Марина  Б. + +    
Инна  В. +     +
Дина  Г.   +    
Карен Г.        
Никита  Д.       +
АлександраЕ. +      
Анна  Ж. +      
Владимир  И. + +    
Дарья К.        
Даниил  К. +      
Евгений К. +      
Анастасия М. +      
Григорий М.       +
Семён Н. + +    
Полина  О.        
Ольга М. +      
Екатерина О.        
Анастасия О.     +  
Елена П.   +    
Александр С.        
Светлана  Т. +      
Елизавета У.     +  
Антон Ч.   +    
Татьяна Ш.        
Елена Ю. +   +  
Юлия  И.   + +  
 

      Выявлено, что проблемы со сверстниками в школе  у 46% детей класса, проблемы со сверстниками вне школы у 27% детей класса, проблемы с взрослыми в школе у 15% детей  класса, проблемы с взрослыми вне  школы у 12% детей класса. (Приложение 5).

      Если  посмотреть на эти соотношения, можно сделать вывод, что у детей 4 «А» класса проблемы, в основном, со сверстниками в школе, так и вне – неё. Этому также может послужить плохая успеваемость.

      Следующая методика проводилась с учителем и родителями. Р.С.Немов «Каков ваш ребёнок во взаимоотношениях?». (Приложение 3). Цель этой методики: оценить уровень развития коммуникативных качеств личности ребёнка. В данной методике принимали участие родители и учитель. Эффективность достигается тем, что один из оценивающих не является родственником ребёнка. В итоге мы получили следующие результаты:

      Высокий уровень развития коммуникативных  качеств личности у 58% детей; средний  уровень – у 42% детей (Приложение 6). Низкого уровня развития коммуникативных качеств не выявлено. Таким образом, учитель и родители оценивают уровень развития коммуникативных навыков достаточно высоко. Анализ результатов диагностической методики «Мой круг общения» и опросника выявил противоречие между самооценкой коммуникативных навыков учащихся и родителей. Наблюдение позволило сделать вывод, что дети более объективны в оценке своих качеств. Родители же преувеличили общительность своих детей, рассматривая общение в кругу родных.

      Далее мы определяли успеваемость детей данного  класса. Для этого использовали анализ учебной документации, анализировали итоговые отметки учащихся за третью четверть.

     В группу детей-отличников мы определяли учащихся с доминированием среди  итоговых отметок «5», дети-хорошисты  имеют среднюю оценку «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и «неуспевающие» дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.

     В результате анализа учебной документации учащихся 4 «А» класса 7 детей учатся на «отлично», что составляет 27% от общего числа детей; 9 учащихся учатся на «хорошо», что составляет 35% от общего числа детей; 7 детей, от числа остальных детей учатся на «удовлетворительно», что составляет 27%; 3 учащихся учатся на «неудовлетворительно», что составляет 12% от общего числа детей.  

2.2. Изучение  взаимосвязи социального статуса  и успеваемости младших школьников

      Завершающим этапом опытно-экспериментальной работы явилось изучение взаимосвязи социального  статуса и успеваемости младших  школьников. Для этого мы сравнили количественные результаты социометрического исследования (Таблица 2) и результаты анализа учебной документации (Таблица 3).  

Таблица 2

Количественные  результаты социометрического исследования

 детей  4 «А» класса Топчихинской средней школы № 1 

Название  подгруппы Количество  человек Количество  человек, %
«Звёзды» 4 15%
«Предпочитаемые» 7 27%
«Пренебрегаемые» 8 31%
«Аутсайдеры» 7 27%
 
 

     Таблица 3

     Результаты  анализа учебной документации учащихся 4 «А» класса Топчихинской средней  школы № 1 

Название  подгруппы Количество  человек Количество  человек, %
«Отличники» 7 27%
«Хорошисты» 9 35%
«Удовлетворительно» 7 27%
«Неуспевающие» 3 11%
 

      Сравнив, результаты, отражённые в этих таблицах, мы можем сделать вывод: оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

     Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает  показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости