Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      Вступая в общение, друг с другом, люди, как  правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить её, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, убеждения, ценностные ориентации.

      Вместе  с тем, характеризуя общение как  особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и к индивидуальности.

      Воспитательное  значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для  успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается ещё и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

      Не  меньшее значение общение как  деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для  формирования его чувств. Какие переживания  по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его  дела и облик, откликаясь, так или иначе, на его обращение к ним. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым.

      Обслуживая  предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характеристик его кругозора, его умения обращаться  с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение ещё в большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его способным жить среди людей, сосуществовать с ними. 

1.2. Структура  общения

      Общение – это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

      Таким образом, в едином процессе общения  можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Остановимся на характеристике каждой из них.

      Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Всё это можно рассматривать, как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

      Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее – знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят  ещё на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражение бытия. Но они в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Таким образом, речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь выполняет две функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.

      Сигнификативная функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет  человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь  дело с предметами даже в их отсутствие.

      Ещё одна функция речи – коммуникативная – включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь как средство воздействия включается в совокупность выразительных движений – наряду с жестом, мимикой и пр. Будучи средством выражения, она является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи – одна из наиболее основных её функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она – средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия.

      Речь  – это вербальная коммуникация, т.е. процесс обращения с помощью  языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов является произнесение слов (вслух или про себя). При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания про себя. Это и есть внутренняя речь.

      Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь более концентрированна по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной, понимают речь с использованием письменных знаков. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Она может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь ещё разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развёрнутая, подготовленная речь (например, лекция доклад, выступление и т.д.).

      Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

      Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

      Особую  форму общения представляет собой  дружба как устойчивая индивидуально-избирательная  система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворённости  общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

      Взаимодействие  невозможно без взаимопонимания. При  этом очень важно, как воспринимается партнёр по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идёт об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На самом деле речь идёт не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. 

1.3.Возрастные  особенности общения младших  школьников со сверстниками

      При поступлении ребёнка в школу  решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений  и навыков. Параллельно с этим школьник включается  и в другой, менее оформленный организационно, но менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая  скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируются его представления о себе и о том, что думают о нём другие. С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

      В период адаптации к школе общение  с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»

      Наблюдения  за первоклассниками показывают, что  вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из жизни первоклассников, приведённый Я.Л. Коломенским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаст её товарищу сам. Он подаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику». [13, с. 69]

      Младший школьник – это человек, активно  овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

      Если  у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения  с кем-либо из одноклассников, это  значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения длительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

      Результаты  специальных исследований показывают, что отношения к друзьям и  само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше всего внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

      Между 8-11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы  и разделяет их интересы. Для возникновения  взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

      Постепенно  по мере освоения ребёнком школьной действительности, у ребёнка складывается система  личных отношений в классе. Её основу составляют эмоциональные отношения, которые преобладают над всеми другими.

      Трудности в общении определяются их социальным статусом. Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика  в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие от одноклассников наибольшее число выборов («звёзды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учатся; девочки отличаются привлекательной внешностью.

      Группа  школьников, имеющих неблагополучное  положение в системе личных отношений  в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

      Перечисленные общие качества имеют определённую специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

      Для первоклассников, обладающих высоким  социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к  классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учителю. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

Информация о работе Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости